Статья "Создание универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограничееными возможностямиздоровья в рамках реализации государственной программы "Доступная среда"в МБОУ "Алтайская СОШ №2""
статья (2 класс)

Кочеткова Алла Владимировна

В статье раскрыты основные направления работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации государственной программы "Доступная среда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochetkova_a_v_statya.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Создание универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализация государственной программы «Доступная среда» в МБОУ «Алтайская СОШ №2» Алтайского района Алтайского края

Алла Владимировна Кочеткова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алтайская средняя общеобразовательная школа №2» имени Почетного гражданина Алтайского края И.П.Яркина Алтайского района Алтайского края

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  

В качестве основной цели  в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ  «Алтайская СОШ  № 2» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

В рамках проведения мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы с 2015 года в школе успешно реализуется краевая программа «Доступная среда в Алтайском крае».

Основными задачами данной программы являются:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей  учащихся с ОВЗ;
  • расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

Для успешной реализации Программы рабочей группой школы разработан  и реализуется комплексный план мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2015-2016 годы.

Целью комплексного плана является создание в образовательной организации условий, позволяющих обеспечить полноценную инклюзию детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по месту жительства.

Задачи комплексного плана: реализация комплекса мер, направленных на:

- создание материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа инвалидов, их пребывания и обучения в образовательной организации (обеспечение архитектурной доступности);

- оснащение общеобразовательной организации специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения инвалидами по зрению, слуху, и с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- повышение эффективного использования оборудования, переданного ресурсной базовой школе в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» но 2011-2015 годы;

- обеспечение повышения квалификации  педагогических работников  МБОУ АСОШ №2 (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагогов), обеспечивающих предоставление образовательных  услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;

- внесение предложений по включению инклюзивного образования в образовательную деятельность школы;

- освещение на сайте школы вопросов «Доступная среда для детей-инвалидов»;

- создание базы данных учащихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Алтайская СОШ №2» и воспитанников ДОУ;

- проведение диагностики и анализа готовности родителей учащихся-инвалидов, родителей детей, имеющих медицинские показания к переходу на инклюзивное образование;

- проведение обучающих семинаров для педагогов и работников школы - участников программы инклюзивного образования;

- разработка и составление адаптивных образовательных программ;

-создание благоприятных комфортных условий в образовательном учреждении, проведение бесед, круглых столов среди школьников, с целью формирования у них толерантного отношения к детям – инвалидам;

- контроль мероприятий по реабилитации детей-инвалидов:

  • психолого-педагогическая реабилитация (коррекционные занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом);
  • социально-бытовая реабилитация (развитие социально-бытовых навыков, использование средств технической реабилитации);
  • творческая реабилитация (занятия в студиях, клубах, кружках).

Чтобы обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственное передвижение  внутри школы, были реконструированы полы на первом этаже  на путях следования ребенка-инвалида, оборудованы пандусы перед дверьми в школьную столовую и спортивный зал, столярную мастерскую, в туалете оборудована специальная кабинка с необходимыми приспособлениями.  

Для реабилитационно-коррекционной работы с детьми-инвалидами, с детьми с ОВЗ оборудована сенсорная комната.

В школе разработана и реализуется Программа коррекционной работы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В школе обучается трое детей – инвалидов и 7 детей с ОВЗ.

По рекомендациям районной ПМПК с детьми данной категории работают специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

В рамках творческой  реабилитации учащиеся привлекались в работу кружков.

Составлен график повышения квалификации для специалистов коррекционно-развивающего центра и педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ.

Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Список литературы: 

  1. Государственная программа Алтайского края «Доступная среда в Алтайском крае»  на 2014-2015 годы. Постановление Администрации Алтайского края от 19.02.2014 N 62 (ред. от 23.04.2015) «Об утверждении государственной программы Алтайского края "Доступная среда в Алтайском крае" на 2014 - 2015 годы»
  2. Государственная  программа  Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.  Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2181-р.
  3. Конституция Российской Федерации  
  4. План мероприятий по реализации программы «Доступная среда» для детей-инвалидов и детей с ОВЗ на 2015-2016 годы в МБОУ «Алтайская СОШ №2»
  5. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения образования

детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях  Алтайского края,

 реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и

среднего общего образования. Постановление Администрации алтайского края от 30 января 2013 г. № «Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях  Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  1. Постановление Администрации Алтайского края  от 30 января 2013 г. № 37 «Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  2. Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края         от 26.12.2013 N 6072 "Об утверждении Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017 годы"
  3. Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 16.01.2014 № 307 "Об утверждении Комплексного плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2015 годы"
  4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года  №273-ФЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое Эссе "Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования первого поколения" ступени

Здоровьесбережение  школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования  второго поколения...

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС (2 вариант) "Азбука здоровья"

Программа предназначена для педагогов коррекционных школ в рамках реализации ФГОС (2 вариант)...

Создание психологически комфортной образовательной среды для детей-инвалидов"

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.  Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечив...

Составление СИПР для обучающегося с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС

В материале презентации раскрыты аспекты деятельности учителя-дефектолога при составлении  и реализации СИПР...