Статья "Создание универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограничееными возможностямиздоровья в рамках реализации государственной программы "Доступная среда"в МБОУ "Алтайская СОШ №2""
статья (2 класс)
В статье раскрыты основные направления работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации государственной программы "Доступная среда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kochetkova_a_v_statya.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализация государственной программы «Доступная среда» в МБОУ «Алтайская СОШ №2» Алтайского района Алтайского края
Алла Владимировна Кочеткова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алтайская средняя общеобразовательная школа №2» имени Почетного гражданина Алтайского края И.П.Яркина Алтайского района Алтайского края
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Алтайская СОШ № 2» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
В рамках проведения мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы с 2015 года в школе успешно реализуется краевая программа «Доступная среда в Алтайском крае».
Основными задачами данной программы являются:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
Для успешной реализации Программы рабочей группой школы разработан и реализуется комплексный план мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2015-2016 годы.
Целью комплексного плана является создание в образовательной организации условий, позволяющих обеспечить полноценную инклюзию детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по месту жительства.
Задачи комплексного плана: реализация комплекса мер, направленных на:
- создание материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа инвалидов, их пребывания и обучения в образовательной организации (обеспечение архитектурной доступности);
- оснащение общеобразовательной организации специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения инвалидами по зрению, слуху, и с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- повышение эффективного использования оборудования, переданного ресурсной базовой школе в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» но 2011-2015 годы;
- обеспечение повышения квалификации педагогических работников МБОУ АСОШ №2 (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагогов), обеспечивающих предоставление образовательных услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;
- внесение предложений по включению инклюзивного образования в образовательную деятельность школы;
- освещение на сайте школы вопросов «Доступная среда для детей-инвалидов»;
- создание базы данных учащихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Алтайская СОШ №2» и воспитанников ДОУ;
- проведение диагностики и анализа готовности родителей учащихся-инвалидов, родителей детей, имеющих медицинские показания к переходу на инклюзивное образование;
- проведение обучающих семинаров для педагогов и работников школы - участников программы инклюзивного образования;
- разработка и составление адаптивных образовательных программ;
-создание благоприятных комфортных условий в образовательном учреждении, проведение бесед, круглых столов среди школьников, с целью формирования у них толерантного отношения к детям – инвалидам;
- контроль мероприятий по реабилитации детей-инвалидов:
- психолого-педагогическая реабилитация (коррекционные занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом);
- социально-бытовая реабилитация (развитие социально-бытовых навыков, использование средств технической реабилитации);
- творческая реабилитация (занятия в студиях, клубах, кружках).
Чтобы обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственное передвижение внутри школы, были реконструированы полы на первом этаже на путях следования ребенка-инвалида, оборудованы пандусы перед дверьми в школьную столовую и спортивный зал, столярную мастерскую, в туалете оборудована специальная кабинка с необходимыми приспособлениями.
Для реабилитационно-коррекционной работы с детьми-инвалидами, с детьми с ОВЗ оборудована сенсорная комната.
В школе разработана и реализуется Программа коррекционной работы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В школе обучается трое детей – инвалидов и 7 детей с ОВЗ.
По рекомендациям районной ПМПК с детьми данной категории работают специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.
В рамках творческой реабилитации учащиеся привлекались в работу кружков.
Составлен график повышения квалификации для специалистов коррекционно-развивающего центра и педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ.
Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Список литературы:
- Государственная программа Алтайского края «Доступная среда в Алтайском крае» на 2014-2015 годы. Постановление Администрации Алтайского края от 19.02.2014 N 62 (ред. от 23.04.2015) «Об утверждении государственной программы Алтайского края "Доступная среда в Алтайском крае" на 2014 - 2015 годы»
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2181-р.
- Конституция Российской Федерации
- План мероприятий по реализации программы «Доступная среда» для детей-инвалидов и детей с ОВЗ на 2015-2016 годы в МБОУ «Алтайская СОШ №2»
- Положение об организации психолого-педагогического сопровождения образования
детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края,
реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и
среднего общего образования. Постановление Администрации алтайского края от 30 января 2013 г. № «Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Постановление Администрации Алтайского края от 30 января 2013 г. № 37 «Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 26.12.2013 N 6072 "Об утверждении Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017 годы"
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 16.01.2014 № 307 "Об утверждении Комплексного плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2015 годы"
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое Эссе "Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования первого поколения" ступени
Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования второго поколения...
«Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации Государственных стандартов общего образования второго поколения»
Педагогическое эссе...
Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)
Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности всех участников образовательного п...
Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС (2 вариант) "Азбука здоровья"
Программа предназначена для педагогов коррекционных школ в рамках реализации ФГОС (2 вариант)...
Создание психологически комфортной образовательной среды для детей-инвалидов"
Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечив...
Составление СИПР для обучающегося с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС
В материале презентации раскрыты аспекты деятельности учителя-дефектолога при составлении и реализации СИПР...
Мастер-класс: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС «Путешествие в страну Каллиграфия»».
Каллиграфия - это искусство, требующее зоркости "ума" и упорства......