«Лирическая песня как жанр народной поэзии».
план-конспект по музыке

Еремеенко Ольга Александровна
«Лирическая песня как жанр народной поэзии»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek.docx11.45 КБ

Предварительный просмотр:

конспект занятия в подготовительной группе

 «Лирическая песня как жанр народной поэзии»

Разработал:

Еремеенко Ольга Александровна

МБДОУ№12 "Сказка"

П.Орловский  2019

Тема: «Лирическая песня как жанр народной поэзии»

Цель. Формирование первичных представлений о социо- культурных ценностях нашего народа в процессе ознакомления  лирической песней- как жанром русской поэзии.

Закреплять умение петь напевно русскую народную песню.

2. Расширить и обогатить представления детей о русских народных песнях.

 3. Развивать детское творчество, эмоциональную отзывчивость.

5. Воспитывать у детей любовь к русской народной песне через восприятие народного творчества., демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости.

Задачи.

- познакомить детей с разнообразием русских народных лирических песен;

- формировать умение правильно двигаться под музыку, передавая её характер в движениях;

- воспитывать заботливое, уважительное, внимательное отношение к русской культуре;

Организационная информация.

На занятии дети знакомятся с русским народными песнями

 Через познание у детей формируются

основы духовно-нравственной культуры, прививается гордость за свою

страну, воспитывается интерес к народным инструментам и фольклору. У

детей возникает потребность применять полученные знания в

повседневной жизни- в играх, в самостоятельной деятельности.

1.

Доминирующая образовательная деятельность.

Художественно – эстетическое развитие согласно ФГОС ДО.

2.

Вид деятельности детей.

Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально –

художественная, восприятие художественной литературы и фольклора,  двигательная.

Методическая информация.

1. Тема образовательной деятельности: «Лирическая песня »

2. Методы и приёмы реализации содержания занятия:

а) наглядные – презентация .

б) словесные – рассказ об лирической песни , чтение  стихов;

в) практические – упражнения, игра, музыкально – ритмические

движения, восприятие музыки.

3. Интеграция образовательных областей.

а) социально – коммуникативное развитие – дети узнают историю

появления инструментов у русского народа;

б) познавательное развитие – ознакомление детей с лирической песней , показ иллюстраций, рассказ об истории

в) речевое развитие – расширение активного словаря – бурлаки, ямщик, ясный сокол, лебедушка

г) физическое развитие – развитие двигательной активности в танцах, в играх.

4. Возрастная группа: подготовительная

5.Планируемые результаты.

-Сформированы представления об истории возникновения лиричской песни

- отличать лирическую от хороводной

-самостоятельно менять движения в соответствии с характером

-музыки, принимает активное участие в игре.

-Испытывает потребность в восприятии музыки в исполнении на русских

народных инструментах.

8. Организация среды для проведения занятия.

Презентация с тематическими слайдами , подбор лирических песен для слушания , элементы народного костюма, деревянные музыкальные инструменты( ложки, трещотки, коробочки, колотушка

Конспект занятияI. Вводная часть

Музыкальное приветствие  ( 1 Минута)

Музыкально - ритмические движения ( 5 минут):

II. Основная часть:

1Слушание ( 2 минуты)

2Беседа и просмотр презентации .( 5 мин)

3Игра на ДМИ (4 минуты)

4Пение и песенное творчество.(6 минут)

5Игровое и танцевальное творчество:( 2 минуты)

III.  Заключительная часть.

Задание детям по рефлексии их деятельности.

Оценка результатов занятия.

Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.

Ход занятия:

Вводная часть:

Дети входят в музыкальный зал хороводным шагом , встают в круг.( 1 мин.)

Музыкальное приветствие  (1 минута)

Муз. рук.:    Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Цель: Эмоциональный настрой на совместную деятельность.   Валеологическая  песня – распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро! Улыбнись скорее».

Беседа с детьми : что такое народная песня ? ( 1 минута)

Ответ детей: Это песня , которую придумал народ.

Муз. рук.:    Правильно! Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор - это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение. Со временем народ может вставить новые слова, предложения, в итоге и получается народная песня.

Я предлагаю вам отправится сегодня в увлекательное путешествие по русским народным песням  под русскую народную песню " "Пойду ль я, выйду ль я "

Музыкально - ритмические движения ( 5 минут):

Мы сейчас с вами устроим соревнования : шеренга на шеренгу.

1 часть -мальчики ,( переменный шаг)

 2 - Девочки ( дробный шаг)

Затем выбираются  солисты, они показывают движение на одну фразу,  все за ними повторяют на другую.Муз. руководитель следит за правильностью исполнения, осанкой.

Дает оценку: " Молодцы, настоящие русские молодцы и лебедушки"!

Цель:  

выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки,

Знакомство с особенностями русской пляски ,развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки, слышать 2 части в музыке.

 Под русскую народную песню "Травушка- муравушка" дети садятся на свои места.

II. Основная часть:

Беседа ( 1 минута)

Ребята , а какие русские народные песни вы знаете? 1 мин.

Ответы детей: "

 Посею лебеду на берегу", " Во саду ли в огороде", "Пошла млада за водой"

Музыкальный руководитель:   Какой характер этих песен?

Ответы:  веселый,  задорный

Правильно, -это русские  народные  плясовые  песни .

Слушание ( 2 минуты)

Цель: Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения. Знакомство с элементарными музыкальными понятиями (регистр, динамика, длительность, темп, ритм; вокальная)

Муз. рук.:    Сейчас мы с вами послушаем песню " Ой вы ,ветры- ветерочки"

Муз. рук.:    Какая эта песня по характеру?

Дети: Ласковая, нежная, плавная, протяжная, немного печальная , задумчивая .

Муз. рук.:    Это лирическая русская песня.  Ее исполняет девушка . В этой песни она выражает свои личные  переживания. Это русская народная лирическая песня.

Презентация . Беседа и просмотр презентации .( 5 мин)

Кто герой лирической песни, кто ее исполняет?

Молодая девушка о своей любви, о замужестве.

Песня лирическая может быть скорбной и печальной.

Женшина поет о своей нелегкой судьбе.

Бурлацкие и ямщицкие, солдатские

(  Беседа сопровождается  слушание небольших фрагментов песен)

Игра на ДМИ (4 минуты)

Цель: закрепить умение игры на  русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках;  исполнять музыкальные произведения в оркестре и ансамбле.

Муз. рук.:    Песня русская народная, до чего же хороша, Под баян и балалайку радостно поет душа.

А какие русские народные инструменты вы знаете?

Дети: Ложки, трещотки, коробочки, колотушка. … (Дети показывают и звучат инструментами)

Сейчас каждый из вас возьмет любимый инструмент, как теперь вас можно назвать?

Дети: Оркестром.

Оркестр слушается своего дирижера. Приготовились.

Звучит песня «Ах, вы сени, мои сени» и дети играют на инструментах.

М.р. обращает внимание детей на правильное исполнение мелодии, ритма, слушать друг друга, правильно держать инструмент работа над ансамблем.

Музыкальный руководитель дает оценку игры детей в ансамбле.

Музыкальный руководитель хвалит детей и  предлагает посидеть отдохнуть.

Пение и песенное творчество.

1Распевка ( 2 минуты)

2 Разучивание песни ( 4 минуты)

Цель: Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию

брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию( дикцию).закреплять умение петь самостлятельно , индивидуально , с музыкальным сопровождением и без него

Муз. рук.:    Узнайте, мелодию какой русской народной потешки я сыграю (мелодия р. н. п. «Скок - поскок»).

Ответ детей: «Скок поскок»

Словарная работа по тексту потешки. (Дроздок, молодичка, ,пенек.)

Повторим слова «по секрету». А теперь споём по фразам (пение цепочкой по фразам). Вот ещё одно задание: Спеть попевку громко-тихо.

(распевка  «Скок поскок»- 2 минуты

Муз. рук.:    Почти в каждой русской народной песне рассказывается о красоте родной природы. А символом русской природы всегда была стройная берёзка. Посмотрите на эту картину. Как можно назвать берёзку?

Дети: Стройная, зелёная, белоствольная, кудрявая.

Разучивание песни: «Во поле берёза стояла».

Муз. рук.:    Какая эта песня по характеру (Словарная работа: стояла, заломати пруточек, гудочек.)

Дети исполняют песню, обращаем внимание детей на слаженность исполнения, передачу веселого характера песни, петь без крика,  легким звуком.

Муз. рук.:    Хорошо вы поете, весело. Осталось время и для весёлой игры

Игровое и танцевальное творчество:( 2 минуты)

Цель: Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности ( пение, танцевальные движения)

Стимулировать формирование музыкальных способностей,

мышления, фантазии, воображения; содействовать проявлению активности и са-

мостоятельности .

ИГРА:  Шел козел по лесу ( 2 минуты)

3.Заключительная часть.

Анализ и самоанализ деятельности детей.

Муз. рук.:    Какие русские лирические песни узнали ?

Ответы детей:  " Ой ,вы ветры  ветерочки"

                                    "Во поле береза стояла"

Муз. рук.:    Кто герой лирической песни?

Ответы детей:  Девушка, крестьянка, крестьянин, бурлак, ямщик .

Муз. рук.:    Как в лирической песни называют девушку, парня?

Ответы детей:  Лебедушка, ясный сокол.

Муз. рук.:    Наше занятие подошло к концу, мы все скажем : " До свидания "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема: «Сравнение жанров народного творчества.»

1.     Учить детей определять особенности жанра.2.     Развивать умение определять задачу жанра.3.     Расширять кругозор детей.4....

Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»

     План1.       Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет...

презентация "Обогащение речи учащихся через овладенние жанрами народного творчества"

Презентация предназначена для учителей начальных классов...

Инновационный проект "Развитие познавательной активности учащихся первого класса на уроках математики через приобщение к различным жанрам народного фольклора"

АКТУАЛЬНОСТЬ:Повышение  эффективности образования и переход к новому его качеству- главная задача развития системы образования.Формирование у обучающихся вычислительных навыков является одним из ...

Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Предметная программа и её автор Л.А.Ефросинина, Начальная школа XXI века...

Тема: «Сравнение малых жанров народного творчества».

Вспомнить изученные малые жанры устного народного творчества, выявить сходство и различия схем данных жанров.Выработать критерии оценивания работы малых групп через осмысление своих знаний.Выявить тру...

Технологическая карта урока по теме: "Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения"

Урок обобщения знаний о легендах, героических песнях, формирование представлений о былинном сказе, особенностях его построения; расширение представлений учащихся о героях Кузьме Минине и Дмитрии Пожар...