Рабочая программа социально-педагогического сопровождения учащихся МБОУ «СОШ №2» г.Тарко-Сале первая ступень обучения
рабочая программа

Вафина Алевтина Анатольевна

В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешенных проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

            Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;

            Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка и насилием в семье;

            Проблемы , связанные с конфликтами и морально- психологическим климатом в школе;

            Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей.

            Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы  и всемерно содействовать их разрешению.

            Социальный педагог – сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального  саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка , формирование механизма и осуществление мер  в отношении защиты социального и образовательного права ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sots.ped_soprovozhd.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешенных проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

        Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;

        Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка и насилием в семье;

        Проблемы , связанные с конфликтами и морально- психологическим климатом в школе;

        Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей.

        Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы  и всемерно содействовать их разрешению.

        Социальный педагог – сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального  саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка , формирование механизма и осуществление мер  в отношении защиты социального и образовательного права ребенка. Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальным педагогом в рабой программе используются следующие нормативно- правовые документы:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Федеральный Закон  «Об основах гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
  • Устав школы;
  • «Права и обязанности  социального педагога»

В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:

Профилактическая- профилактика проблемной жизненной ситуации ребенка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;

Защитно-охранная- защита и охрана прав ребенка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребенка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на нее со стороны ребенка;

организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.

Социальный педагог несет ответственность:

за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

систематическую работу с семьями школьников (особенно с семьями детей «группы риска»)

Цели социального педагога

Создание условий для самовыражения, саморазвития учащихся в образовательном процессе, формирование устойчивого интереса к творческому поиску, научно-исследовательской работе.

Ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.

Создание условий для успешного становления ребёнка как субъекта социальной жизни.

Координация процесса создания педагогически целесообразной среды.

Названные цели предполагают следующие задачи:

1. осуществление и защита прав ребёнка;

2. жизнеобеспечение ребёнка;

3. социологические исследования в окружающем социуме;

4. изучение и корректировка межличностных отношений;

5. изучение состояния и корректировка психического развития ребёнка;

6. представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах;

7. координация в образовательном учреждении социально-значимой деятельности;

8. проведение социально-культурных мероприятий.

Содержание программы

1.Профилактика правонарушений

…Никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний.

А.С.Макаренко

В условиях современной общественной ситуации трудно отрицать наличие таких проблем, как невостребованность обществом получаемых знаний, молодёжная безработица, а зачастую несостоятельность поисков новых идеалов взамен разрушенных. Отсутствие материальных средств лишают многих детей возможности развития личности и самореализации. Поиски путей решения многочисленных проблем современного ребёнка и лежат в основе работы школы по профилактике правонарушений среди учащихся.

Как сказано в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с асоциальными подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении. Исходя из этого, наша школа ищет новые пути и формы работы, расширяя взаимодействие с социумом, находясь в тесном контакте с Управлением образования, КДН и ЗП, районным отделом опеки и попечительства, центрами социальной реабилитации для несовершеннолетних и их семей, администрацией города.

Цели и задачи профилактики правонарушений:

  • Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему.
  • Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в образовательном учреждении через их взаимодействие с КДН и ЗП, с ОПДН.
  • Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.
  • Повышение самосознания учащихся путём привлечения их к разнообразным формам деятельности.
  • Привлечение учащихся к укреплению правопорядка в учебном заведении.
  • Привлечение детей и подростков к занятиям в системе кружков и спортивных секциях.
  • Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время.

Направления работы социально-педагогического сопровождения учащихся по профилактике правонарушений:

  • Профилактическая работа
  • Организация досуговой деятельности
  • Работа с родителями
  • Каникулы
  • Социально-психологическая служба
  • Тематические классные часы
  • Работа Совета профилактики
  • Проведение внеклассных мероприятий
  • Посещения на дому
  • Проведение родительских собраний
  • Совместное проведение школьных праздников
  • Психолого-педагогических консультации по проблемным вопросам
  • Работа по выполнению прав и обязанностей учащихся
  • Проведение спортивных мероприятий
  • Организация отдыха учащихся из малообеспеченных, многодетных и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
  • Работа с детьми девиантного поведения
  • Психолого-педагогические консультации для родителей
  • Проведение тренинговых занятий с детьми девиантного поведения

1. 1Профилактическая работа с группой социально-педагогического сопровождения

Цель: предупредить отклонения в поведении учащихся 1-4 классов; помочь преодолеть возникший кризис.

Задачи:

1. помощь в познании самого себя;

2. приобретение необходимых знаний, гражданских и профессиональных качеств;

3. достижение нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками;

4. формирование творческих увлечений.

Название мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

Проведение профилактических мероприятий с учащимися

в течение года

зам. директора по ОП, социальный педагог

Изучение правил дорожного движения

  1. для учащихся 1-х классов: «Красный, жёлтый, зелёный!»
  2.  для учащихся 2-х классов: «Светофорчик»;
  3. Для учащихся 3-х классов: «Зигзаг удачи».

Для учащихся 4-х классов: «Друзья дороги».

в течение года

зам. директора по ОП, кл. руководители 1-4 классов, ГИБДД, социальный педагог

педагог организатор

Участие в окружных мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию учащихся

в течение года

зам. директора по ОП, кл. рук-ли 1-4 кл., социальный педагог

Организация каникулярного времени учащихся

в течение года

зам. директора по ОП, кл. рук-ли 1-4 кл., социальный педагог

Организация занятости во внеурочное время: кружки, секции

ежемесячно

классные руководители , соц.педагог

Диагностика и адаптация 1классы

В течение полугодия

Соц.педагог, кл. руководитель, педагог-психолог

Родительские академии 1-4 кл.

В течение года

кл. рук. 1 кл.,

зам. директора по ОП,

соц. педагог , педагог-психолог

Зимние каникулы:                                                         - весёлые старты;                                                             - конкурс снеговиков;                                                      - взятие снежного городка;

Педагог организатор, социальный педагог, классные руководители, учителя физкультуры

Декада патриотического воспитания в рамках празднования дня Защитников Отечества

- конкурс рисунков « Солдат» 1 классы;

- инсценировка военной песни, 2 классы;

-  Игровая программа «Пока мамы нет дома» 3 классы;

- Защита проектов «Слава дедов и отцов» 4 классы;

- военизированные эстафеты 1-4 классы;

февраль

Педагог организатор, социальный педагог, классные руководители, учителя физкультуры

Неделя патриотического воспитания приуроченная к празднованию Великой Победы.      1.Военизированные эстафеты для 1-4 классов;

2. Возложение венков, цветов к вечному огню; 2-4 классы;

май

Педагог организатор, социальный педагог, классные руководители, учителя физкультуры

1.2. Решение проблемы профилактики педагогической запущенности среди учащихся

Цель: создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся через взаимодействие, самоуправление и самореализацию.

Направления работы:

  • Вовлечение учащихся в кружки по интересам, спортивные секции
  • Родительские собрания по параллелям с обсуждением правовых вопросов
  • Индивидуальные беседы с учащимися на правовые темы
  • Психолого-педагогические консультации по проблемам семьи
  • Совместная работа с неблагополучными семьями
  • Организация работы по выявлению детей, не посещающих учебные занятия по неуважительной причине и принятие мер к получению каждым ребёнком основного образования.
  • Рейды в семьи по выявленным случаям непосещения школы
  • Беседы с учащимися на классных часах о правилах безопасности на дорогах и в общественных местах

  • Мониторинг посещаемости занятий учащимися начальной школы
  • Работа с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле
  • Изучение жилищно-бытовых условий

Индивидуально-профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета

Название мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

Изучение личностей учащихся стоящих на учете

в течение года

социальный педагог, классные руководители

Организация встреч специалистами служб и ведомств системы профилактики с целью получения информации об уч-ся, требующих усиленного контроля и оказания им социальной помощи

в течение года

социальный педагог, классные руководители

Изучение семейных взаимоотношений в семьях уч-ся с целью оказания социальной, психологической помощи

в течение года

социальный педагог, классные руководители

Посещение уч-ся на дому с целью выяснения обстановки в семьях, принятия к родителям мер правового характера в случае выявления фактов неблагополучия

в течение года

социальный педагог, классные руководители, инспектор ОПДН

Обследование условий жизни опекаемых детей, а также многодетных и малообеспеченных семей с целью выявления их потребностей, трудностей в воспитательном процессе

в течение года

социальный педагог, классные руководители, представители органа опеки и попечительства

Осуществление контроля посещаемости учебных занятий уч-ся «группы риска»

в течение года

социальный педагог, классные руководители

Проведение индивидуально-профилактической работы с уч-ся, состоящими на учете с целью предупреждения с их стороны нарушений Устава школы, противоправных действий

в течение года

социальный педагог, классные руководители

Вовлечение уч-ся, состоящих на разных формах учета, в занятия кружков и секций

в течение года

социальный педагог, классные руководители

2. Ведение банка данных различных категорий учащихся.

Цель: составить социальный паспорт группы социально-педагогического сопровождения

Задачи:

1. выявление и поддержка учащихся, нуждающихся, в социальной защите ;

2. оказание ребенку компетентной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

Направления работы:  

  • Внесение изменений в банк данных учащихся из многодетных семей.
  • Обновление банка данных учащихся из числа детей-инвалидов.
  • Обновление банка данных учащихся из числа детей, находящихся под опекой, и детей-сирот.
  • Создание банка данных и ведение учета неблагополучных семей.
  • Создание банка данных и ведение учета учащихся «группы риска»

Название мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

Создание банка данных детей группы социально-педагогического сопровождения

сентябрь

социальный педагог, классные руководители

Формирование банка данных на учащихся, состоящих на различных видах учета

Сентябрь-октябрь

социальный педагог

Проведение сверки уч-ся, воспитывающихся в неблагополучных, малообеспеченных, неполных, многодетных семьях, детей-инвалидов

сентябрь

социальный педагог, классные руководители

Создание банка данных детей воспитывающихся в неблагополучных, малообеспеченных, неполных, многодетных семьях, детей-инвалидов

сентябрь

социальный педагог, классные руководители

Составление социального паспорта группы социально-педагогического сопровождения

Сентябрь-октябрь

социальный педагог, классные руководители

3. Работа с родителями.

1. Профилактическая работа с родителями. Профилактика семейного неблагополучия

Задачи:

1. Защита интересов личности;

2. Организация досуга, включение в социально полезную деятельность;

3. Поддержка постоянной связи с семьями учащихся;

4. Защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;

5. Выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения.

Направления работы:

  1. Лекции в рамках родительского всеобуча
  2. Изучение микросоциума учащихся и их семей.
  3. Индивидуальная работа с родителями.
  4. Посещение социально опасных семей, проведение бесед.
  5. Выступления на родительских собраниях.

2. Информационно-просветительская работа с родителями:

  • выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
  • организация консультаций специалистов (медицинских работников, педагогов) для родителей;
  • посещение на дому детей «группы риска» и неблагополучных семей;
  • организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения;
  • проведение общешкольных и классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма и др.;
  • лектории;

Название мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

Проведение сверки семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на внутри школьном учете

сентябрь

социальный педагог, классные руководители

Формирование банка данных на данную категорию семей

в течение года

социальный педагог, классные руководители

Посещение уч-ся социально-незащищенной категории на дому с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и уч-ся

в течение года

социальный педагог, классные руководители

Проведение цикла профилактических бесед с родителями

в течение года

социальный педагог, классные руководители, зам. диектора по ОП

Права, обязанности и ответственность родителей

в течение года

социальный педагог, классные руководители

Принципы отношений взрослых и детей

в течение года

социальный педагог, классные руководители

Проведение индивидуальных консультаций

в течение года

социальный педагог, классные руководители

Показатели качества работы

Включённость ребёнка в социокультурное пространство (учреждения культуры, дополнительное образование).

Включённость ребёнка в общественный процесс (самоуправление, общественные организации).

Степень участия родителей в образовательном и воспитательном процессе.

Профилактика социально негативных явлений, предупреждение педагогической запущенности.

Комфортный психологический климат в группе социально-педагогического сопровождения.

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Ежедневно

– индивидуальная работа с учащимися «группы риска»,

– собеседование с родителями учащихся

– собеседование с классными руководителями,

– вовлечение учащихся «группы риска» в общешкольные мероприятия,

– контроль за посещаемостью учащихся.

Еженедельно

– собеседования с классными руководителями,

– консультирование родителей по социальным вопросам,

– встречи с родителями учащихся «группы риска»,  

– работа с методической литературой.

Ежемесячно

 

– классные часы, беседы, встречи со специалистами,

– контроль за организацией горячего питания,

– совещания классных руководителей, консультирование по вопросам социально-правового характера,

- заседания Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

- посещение на дому учащихся «группы риска»

Один раз

в триместр

– педсовет,

- родительские собрания,

– работа с педагогически запущенными детьми

– рейды

Один раз

в год

- планирование работы на год,

– участие в школьных мероприятиях,

–– анализ работы групп социально-педагогического сопровождения за год,

Циклограмма работы социального педагога

понедельник

Индивидуально-профилактическая беседа с учащимися

Контроль посещаемости уроков детей «группы риска» Контроль опозданий детей «группы риска»

Вторник

Посещение учащихся на дому, выявление причин и помощь в устранении причин, негативно влияющих на успеваемость и посещаемость ученика

Среда

День общения с родителями Беседы, консультации по вопросам воспитания детей.

Четверг

Социальные внеклассные часы по правовой тематике, нравственному воспитанию, по здоровому образу жизни

Консультации, индивидуальные беседы, посещение уроков

Пятница

Посещение на дому семей

Беседа с родителями учащихся «группы риска» по поводу воспитания и обучения

 Рейды в проблемные семьи, участие в педсоветах

Суббота

Собеседование с учащимися, стоящими на ВШУ

Работа с документацией

Консультации, индивидуальные беседы, посещение уроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по РРС и ФП (I ступень обучения, 5 класс)

Рабочая  программа по  развитию речевого слуха составлена на основе программ для начальных классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для слабослышащих и позднооглохших дет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102

Рабочая программа по  внеурочной  деятельности  спортивного клуба  «Мир спорта»  Ступень обучения  2 класс     Количество часов  102    Автор сос...

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.

В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...

Рабочая государственная программа по предмету "Русский язык" 1 ступени обучения.

Рабочая государственная программа по предмету "Русский язык" 1 ступени обучения была разработана на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальной школы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...