Формирование культуры умственного труда у младших школьников
статья (1 класс)

Никитина Екатерина Николаевна

      В связи с изменившимися социально-экономическими преобразованиями в обществе пересмотрены многогранные требования к выпускнику высшего учебного заведения, что повлекло за собой изменение парадигмы высшего образования и вызвало настоятельную необходимость перехода от «знаниевой» на компетентностную  парадигму образования.                

    Постепенно приходит осознание того, что интеллектуальный потенциал нации создает надежный капитал - человеческий, обеспечивающий процветание России за счет культуры труда, прежде всего, высокоинтеллектуального.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uk.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся культуры умственного труда на уроках, во время выполнения практических занятий

Современная ситуация развития общества обусловила преобразования во всех его сферах, в том числе и педагогической. Одной из важнейших задач образования сегодня выступает создание условий для интеллектуального развития учащихся, ориентированного на владение способами самостоятельного приобретения знаний, формирования умений и навыков учебного труда.                                                                                                В связи с изменившимися социально-экономическими преобразованиями в обществе пересмотрены многогранные требования к выпускнику высшего учебного заведения, что повлекло за собой изменение парадигмы высшего образования и вызвало настоятельную необходимость перехода от «знаниевой» на компетентностную  парадигму образования.                Постепенно приходит осознание того, что интеллектуальный потенциал нации создает надежный капитал - человеческий, обеспечивающий процветание России за счет культуры труда, прежде всего, высокоинтеллектуального. Развитие интеллекта, формирование культуры умственного труда в высшем учебном заведении не может обеспечиваться только знаниями, умениями и навыками. Главное - не столько их количество, сколько качество и умение (готовность, потребность) их добывать и творчески применять в разных ситуациях, создание нового знания - интеллектуального продукта, так высоко ценимого в современном обществе. Все это предполагает формирование у обучающихся готовности и привычки к умственному труду (К.Д. Ушинский). В связи с этим большое внимание необходимо уделить формированию общей культуры современного ученика, ядро которой составляет культура умственного труда.                                В результате теоретического и практического изучения феномена умственного труда школьников были выделены противоречияразрешение которых весьма необходимо для организации процесса формирования культуры умственного труда учеников:

- между определением потенциала культуры умственного труда и несоответствием уровню овладения этим феноменом учащимися;

- между требованиями к владению студентами культурой умственного труда и недостаточной ориентированностью на ее формирование;

- между пониманием объективной необходимости целенаправленного формирования культуры умственного труда школьников и неполнотой разработанности условий и методов ее формирования.

Можно сделать предположение, что формирование культуры умственного труда у школьников на практических занятиях будет успешным:

  • при развитии у них рефлексивной личностной функции;
  • при формировании профессиональных мотивов за счёт содержания учебной информации;
  • за счёт  накопления опыта творческой деятельности;
  • за счёт интеграции учебного материала по  психологии, дидактике  и методике преподавания.

В соответствии с поставленными предположениями, можно определить задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования культуры умственного труда школьников.
  2. Исследовать понятие  «культура умственного труда»  с позиций культурологического, деятельностного и компетентностного подходов.
  3. Выявить и содержательно охарактеризовать структурные компоненты культуры умственного труда.
  4.  Теоретически и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий, способствующих формированию культуры умственного труда школьников на практических занятиях.
  5. Апробировать способы и средства реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры умственного учеников.

Теоретическую основу исследования составили: концепция интеллектуально-развивающего образовательного процесса (Т.А. Соловьева [42]); современные подходы к трактовке понятий «личность», «интеллектуальная свобода», «личностно-ориентированное образование» (К.А. Абульханова-Славская [1], А. Маслоу [28] и др.);  а также работы отечественных и зарубежных педагогов по организации процесса обучения в школе.

Исследование проблемы культуры умственного труда вызвало интерес ученых разных наук. Так, философское осмысление данного понятия представлено в работах  П.С. Гуревича [11], М.С. Кагана [21] и других ученых, которые рассматривают культуру как совокупность многообразных проявлений человеческой деятельности.

Психологи, обращаясь к названной проблеме, рассматривают культуру умственного труда как систему приемов, методов, привычек, определяющих стиль умственной работы (Д.Б. Богоявленская [4], П.Я. Гальперин [10], Л.П. Доблаев [16], Н.Ф. Талызина [43] и др.).

Большой интерес к изучению проблемы умственного труда и интеллектуальной деятельности обучающихся проявляет педагогическая наука и практика. Педагоги выделяют, прежде всего, культуру учебного (умственного) труда (М.А. Данилов [14] и др.), научную организацию умственного труда и учебного процесса (Ю.К. Бабанский [3], Е.А. Нечаева [30] и др.).

Следует отметить, что культура умственного труда - не просто черта личности (т. к. черта - это только свойство, отличительная особенность), но и синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень ее интеллектуальных, личностных, организационно-деятельностных, гигиенических и эстетических сторон, дающих возможность студенту качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Результатом культуры умственного труда являются знания, которые человек приобретал о предмете своей деятельности; освоение тех способов, умений и приемов, которыми он пользовался в своей умственной деятельности, т. к. их совершенствование обеспечивает человеку наибольшую успешность и в его последующей деятельности.

        В теоретическом плане  была проанализирована психолого-педагогическая литература, определена методологическая основа исследования, выделены ключевые понятия темы: «культура», «культура умственного труда», выделена и обоснована структура  КУТ (когнитивно - ценностный компонент; инструментальный компонент; мотивационно-волевой компонент; эмоциональный компонент; креативный компонент.        

В каждой из разработанных  непосредственных образовательных деятельностей использовали  дидактические условия, способствующие повышению интеллектуальной культуры школьников.

Первое дидактическое условие - развитие рефлексивной личностной функции школьников на занятиях  - реализовывали за счет  специально отобранных стратегий на внешнюю и внутреннюю рефлексию.

Второе  условие - формирование у школьников профессиональных мотивов  за счёт содержания учебной информации, нашло свое  отражение в заданиях следующих мотивах: формирование положительного отношения к профессии; мотивация личным примером; доброжелательный, спокойный тон, создание положительного микроклимата в группе; отмечать успехи учеников и хвалить публично, демонстрировать достижения учеников; четко выработанная система организации учебного процесса является залогом успешной мотивации; применение различных форм, приемов организации деятельности школьников, чередование различных форм деятельности.

        Третье условие  мы обозначили  как накопления опыта творческой деятельности школьников на практических занятиях как условие формирования  у них  культуры умственного труда. Данное условие мы реализовали в проведенных нами занятиях  посредством такого приема как  методический портфель,  написание сочинений в технике «РАФТ» и др.

В качестве четвертого  условия мы выделили  -  роль интеграции учебного материала по  психологии, дидактике  и методике преподавания на практических занятиях в процессе формирования  у учащихся   культуры умственного труда. Преимущество интеграции в обучении — это создание предпосылок для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и профессиональной сфере.                                 На основании полученных данных можем сделать следующий общий вывод, что формирование культуры умственного труда у учащихся на практических занятиях успешно осуществляется :

  1. при реализации рефлексивной личностной функции школьников на практических занятиях в школе;
  2.  при формировании у учеников профессиональных мотивов за счёт содержания учебной информации;
  3. при накоплении опыта творческой деятельности, при интеграции учебного материала по  психологии, дидактике  и методике преподавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Научная организация труда младшего школьника"

Выступление на МО на тему "Научная организация труда младшего школьника"...

Различные формы организации труда младших школьников с применением технологий РКМ.

Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах....

Использование занимательных игр для развития умственных способностей младших школьников

О роли игры в формировании личности рбенка в дошкольный и младший школьный период.Ее воздействие на развитие умственных способностей детей.Различные виды развивающих и занимательных игр....

Формирование культуры умственного труда у младших школьников (из опыта работы)

Современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о ...

Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ОВЗ на занятиях

Содержание работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе исходит из необходимости обеспечения своевременной специализированной помощи в освоении обязательного минимума содержания образования ...

Выступление по теме самообразования «Формирование культуры умственного труда у младших школьников»

Выступление по теме самообразования  «Формирование культуры  умственного труда у младших  школьников»...

Буклет "Рекомендательный список литературы о труде для младших школьников"

Русский писатель А.П. Чехов сказал:"Без труда не может быть чистой и радостной жизни". В буклете представлен перечень произведений о труде....