статья
статья (4 класс)

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shehovtsova_nachaln_kl.doc375.5 КБ

Предварительный просмотр:


  1. Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

Развитие  творческих способностей младших школьников на уроках математики посредством  решения нетрадиционных  задач разными методами

Шеховцова

Людмила Дмитриевна,

учитель начальных классов,

                                                                  МАОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 33 с углублённым

 изучением отдельных предметов»

Старый Оскол

2013

Содержание

Информация об опыте………………………………………………………………………….3

Технология опыта………………………………………………………………………………….6

Результативность опыта…………………………………………..……………………………14

Библиографический список…………………………………………………………………..18

Приложение к опыту…………………………………………………………………………….19

Раздел I

Информация об опыте

Тема опыта: «Развитие  творческих способностей младших школьников на уроках математики посредством решения нетрадиционных задач разными методами»

Условия возникновения опыта

Опыт работы возник и развивается в настоящее время в условиях муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» с 2010 года.

Средняя общеобразовательная школа №33 расположена в северо-восточной части города Старый Оскол. Рядом с ней находятся два детских сада, комната школьника. Обучающиеся посещают секции физкультурно–оздоровительного комплекса Оскольского электрометаллургического комбината, бассейн, Дворец спорта, центр детского и юношеского творчества №2, занимаются в кружках дворца культуры «Молодежный», в комнате школьника «Мечта».

Школа имеет оснащенный спортивный и актовый залы, стадион, спортивные площадки, библиотеку, кабинет технических средств обучения, мастерские, два современных компьютерных класса, учебные кабинеты. В школе есть хорошая видео – и аудио-аппаратура. Опыт работы возник и развивается в настоящее время в условиях муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» с 2010 года.

Средняя общеобразовательная школа №33 расположена в северо-восточной части города Старый Оскол. Рядом с ней находятся два детских сада, комната школьника «Мечта». Обучающиеся посещают секции физкультурно–оздоровительного комплекса Оскольского электрометаллургического комбината, бассейн «Дворец спорта», центр детского и юношеского творчества №2, занимаются в кружках дворца культуры «Молодежный», в комнате школьника «Мечта».

Школа имеет оснащенный спортивный и актовый залы, стадион, спортивные площадки, библиотеку, кабинет технических средств обучения, мастерские, два современных компьютерных класса, учебные кабинеты. В школе есть хорошая видео – и аудио-аппаратура.

Учитель работает в классе, в котором 3% имеют высшее образование, 89% - среднеспециальное, 8% - среднее. Как следствие, ученики имеют различный уровень интеллекта, творческих  способностей.

Наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показывают, что у многих из них уровень развития реальной коммуникативной компетентности далёк от желаемого. Поэтому одной из главных задач педагога является поиск наиболее оптимальных путей развития математических способностей  школьников в различных видах творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей детей. Началом работы по теме стало проведение диагностики по определению исходного уровня развития  творческой деятельности обучающихся. Для определения умения школьников анализировать, рассуждать, комбинировать проведено тестирование по методике «Рисунки-варианты» по А.З. Заку [6].

  В результате проведения начальной диагностики выяснилось, что низкий уровень творческих способностей показали - 17 человек (68%), средний уровень- 5 человек (20%), высокий уровень - 3 человека (12%). Эти показатели  явились причиной  работы по созданию условий  для развития творческих способностей младших школьников на уроках математики посредством использования нетрадиционных задач разными способами решения.

Актуальность опыта 

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Введение  ФГОС НОО  требует иных подходов в организации учебного процесса, обновления методов, средств и форм организации обучения, разработки и внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий, новых методов и способов решения математических задач.

Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих обучающихся.

В связи с этим, в настоящее время, считает педагог, имеет смысл разрабатывать и апробировать систему уроков по математике с применением нетрадиционных задач с разными способами решения. Использование нетрадиционных задач в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность обучающихся.

В связи с этим,  актуальность выбранной темы состоит в поиске особых   подходов к использованию разных способов решения задач  с целью совершенствования математической подготовки обучающихся младших классов. Таким образом, изучение научно-педагогических публикаций по данной теме позволило выявить следующие противоречия:  

  • между высоким уровнем значимости творческой деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности умения решать задачи;
  • между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приёмах формирования творческих способностей и недостаточной их разработанностью;
  •   между необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы.

     Анализ противоречий позволил определить ведущую педагогическую идею опыта, которая заключается в создании условий для развития творческих способностей младших школьников на уроках математики посредством  решения нетрадиционных задач разными способами решения.

Вполне очевидно, что успех педагогической деятельности по развитию творческих способностей во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов, необходимым для формирования у школьников умения решать задачи как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать математические  знания.

Длительность работы над опытом. Исследование проводилось в течение трех лет в классах начальной ступени школы №33 на уроках математики.

Первый этап (2009-2010 гг.) 

Сделан теоретический анализ исследуемой проблемы, предполагающий анализ научной литературы по теме опыта. На данном этапе определены проблема, цели и задачи опыта. Проведена исходная диагностика по исследуемой теме актуального педагогического опыта.

     Второй этап (2010-2011 гг.)

      На формирующем этапе были созданы условия для творческой деятельности,   в учебно-воспитательном процессе была апробирована  программа Ивочкиной Т.И. «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики», в условиях урочной  деятельности, создана  система занятий по предмету «Математика» с применением различных способов решения задач. Эффективно осуществлялась работа  с родителями по привлечению их в совместное творчество.

Третий этап (2011-2012 гг.).

    Выяснялась эффективность используемой программы, проводился мониторинг  художественно-творческого развития младших школьников, обработка и анализ полученных данных.  

Диапазон опыта представлен системой уроков по математике посредством применения  решения нетрадиционных задач разными методами и способами решения.

Теоретическая база опыта

Методологическую основу педагогического опыта составляют концепция личностностно - ориентированного подхода  И.С. Якиманской, концепция развития математических способностей личности А.И.Савенкова, авторский курс «Математика» Л.Г. Петерсон. Теоретическими предпосылками многих психических процессов стали исследования В.М.Бехтерева, П.Н.Анохина, которые доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Мысль Л.В.Занкова  о том, что «детское творчество научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их». Именно поэтому в опыте внутреннее содержание (овладение умениями и навыками) образования выражается внешне через создаваемую учениками творческую продукцию – нетрадиционные задачи, решённые разными способами.

       Существует множество определений способностей. Так, Б.М. Теплов считал, что способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности. По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свойство личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешной деятельности. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое  будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.  Что такое творческие способности на самом деле?   Автором опыта были использованы следующие понятия: «творческие способности», «творческо-поисковая деятельность».

В психологическом словаре понятие творческих способностей трактуется так: «Творческие способности - совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. Эти свойства характерны для творческой личности с оригинальным, нестандартным мышлением. К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, мотивации творчества и другие свойства» [12].  «Творческо-поисковая деятельность – это деятельность, направленная на самостоятельный поиск знаний и умений» [12].  Анализ литературы по данной проблеме показал, что основными принципами по развитию  творческих способностей обучающихся должны стать: принцип проблемности, принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач, принцип взаимообучения, принцип исследования изучаемых проблем, принцип индивидуализации, самообучения, мотивации.

В своей работе педагог, опираясь на принципы  системно-деятельностного подхода, самыми плодотворными для развития творческих способностей детей   считает уроки  математики  с использованием разнообразных форм организации творческой  деятельности:

  • традиционные (игры-занятия, самостоятельная, совместная и творческая  деятельность);
  •  нетрадиционные (детско-взрослые математические проекты). Но есть и ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового.

 Это творческое воображение, т. е. создание собственных рассуждений при решении нетрадиционных задач, представлений, которые воплощаются затем в решении задач разным способом.  

Новизна опыта заключается:

   - в комбинировании элементов известных   технологий:

  • личностно-ориентированной технологии И.С.Якиманской,  
  •  педагогических технологий по развитию творчества и математических  способностей (авторы Л.Г.  Петерсон, А.И.Савенков),
  •  программы  Ивочкиной Т.И. «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики» с использованием  системного подхода в применении методов и приёмов,  нацеленных на развитие математических и творческих способностей через реализацию

применения разнообразных методов деятельности.

Характеристика условий, в которых возможна реализация данного опыта.

   Материалы  опыта  могут быть использованы учителями начальных класов, воспитателями групп продлённого дня в различных  общеобразовательных учреждениях  с обучающимися разных  возрастных  групп,  при организации классно-урочных  занятий, независимо от определённого учебно-методического комплекта.

Раздел II

  1. Технология опыта

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития творческих способностей младших школьников посредством использования нетрадиционных учебных задач разными способами решения на уроках  математики.

Для достижения данной цели автор опыта поставил следующие задачи:

  • выявить возможности и особенности использования средств  технологии игрового обучения при изучении математического материала на уроках;
  •  определить условия для развития творческих способностей младших школьников на уроках математики;
  • выявить совокупность приемов и методов, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках математики посредством решения задач разными методами и способами решения.

Для решения задач использовались следующие методы:

  • теоретический анализ литературы и результатов научных исследований;
  • анализ документов и практической деятельности, наблюдение;
  • беседы и математический КВН с учащимися и учителями начальных классов;
  • качественный и количественный анализ результатов опыта.

Для формирования творческого потенциала обучающихся  на уроках  математики   применяются  различные методы:

По источнику получения знаний

По форме взаимодействия

По приоритету средств

-словесные, наглядные,  практические;

-методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности).

-индивидуальные, групповые, фронтальные;

-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; - методы стимулирования поведения и деятельности.

визуальные, вербальные, компьютерные

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление отбивает интерес, как к счету, так и к урокам математики.

    Например,  задания, которые способствуют развитию вариативности мышления младших школьников:

  • задания,   имеющие единственный правильный ответ, нахождение которого осуществляется разными способами;
  •  задания, имеющие несколько вариантов ответа (нахождение осуществляется одним и тем же способом);
  •  задания, имеющие несколько вариантов ответа, которые находятся отличающимися способами.

Нетрадиционные задачи не сковывают ученика жесткими рамками одного решения. Необходим поиск решения, что требует творческой работы мышления и способствует  развитию творческих способностей младших школьников.  

 Для этого нужно создать определённые условия:

  • вызвать интерес к решению той или иной задачи;
  •  отбирать интересные задачи и делать их привлекательными для школьников (задачи-шутки, задачи-сказки, старинные задачи, превращения, отгадывание чисел, математические фокусы) (Приложение №3)
  •  задачи не должны быть не  слишком лёгкими, не очень трудными;
  •  работу по обучению решению нестандартных задач следует вести систематически, начиная с I класса.
  • при решении нестандартных задач применяются те же способы решения, что и для стандартных: алгебраический, арифметический, графический, практический, метод предположения, метод перебора.

  Первый этап  (особенно труден для школьников) - анализ текста задачи.

  Огромное значение имеет умение  составить план решения задачи.  Поиск плана решения задачи можно осуществлять, например, с помощью аналогии, установив сходство отношений в данной задаче с отношениями в задаче, решенной ранее.

    Для нахождения плана решения важным является постановка вопросов.  Вообще процесс решения любой нестандартной задачи состоит в последова тельном применении двух основных действий:

   - способ моделирования;

 - способ разбиения (разбиение нестандартной задачи на несколько вспомогательных стандартных подзадач).

  Для того чтобы легче было осуществлять способы разбиения и моделирования, полезно с самого начала при решении нестандартных задач приучить детей к построению вспомогательной модели задачи:

  • схемы,
  • чертежа,
  • рисунка,
  • графа,
  • графика,
  • таблицы.

                                        Введение в тему.

Беседа о том, любят ли дети уроки математики? Учитель. Работать будем в тройках, вы можете обсуждать, как решить задачу, один из вас сообщит решение.

Раскрытие темы.

  1. Этап.
  2. Задача 1.  Нина и Алевтина учатся в одном классе. «Я всегда захожу в третий класс от начала коридора», - сказала Нина.» «А я захожу в третий  кабинет кабинет от его конца», сказала Алевтина. Сколько классных комнат на данном этаже? (7)

Детям представляется время для обсуждения задачи и поиска решения, после этого рассматриваются предложенные варианты задач.

 Задача 2. В доме было 4 комнаты. Одну из них разгородили на 2 комнаты. Сколько комнат стало в доме и как они расположены? (5)

Работа выстраивается по аналогии с первой задачей.

 Методы решения задач

  • Метод доказательства на основе наблюдений;
  • метод проб и ошибок;
  • метод знаний;
  • метод отсекающих вопросов;
  • метод догадки.

Учитель. Подумайте и найдите в таблице метод, который вы использовали при решении задач.  Идёт обсуждение в группах. После обсуждения в группах, начинается коллективное обсуждениеответов и выбранных решений. Следует учесть, что каждую задачу можно решить методом проб и ошибок, но можно использовать имеющиеся у детей знания  -  методом знаний.

2 этап.

«Верю - не верю».

Учитель. Выбирайте такие вопросы, на которые ваши ученики могут ответить из своего жизненного опыта.

  • Верите ли вы, что шмели летают быстрее комаров?
  • Дети. Нет, комар издаёт гораздо тоньше звук, чем шмельзначит он быстрее летает.
  • Верите ли вы, что цыплята сразу после выхода из яиц умеют бегать?
  • Ответы детей...
  • Верите ли вы, что бесхвостая корова даёт больше молока?
  • Ответы детей...

Данная работа аналогична работе с первыми двумя задачами. Наиболее органично подходит использование метода доказательства при помощи наблюдений  во внеурочной деятельности.

Дидактические игры вызывают у обучающихся живой интерес к процессу познания, и помогает им усвоить любой учебный материал.

     Основной задачей стало создание комфортных условий сотворчества учителя и ученика на уроке.   В практике работы педагога выделились следующие составляющие:

Период

Объяснение

Результат

Первый период

« Вот что могу «Я»!-  поразить детское воображение

занимательностью.

«Например, при объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия обучающихся с группами предметов или рисунков.

Развивается умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления.

Второй период

«Смелее, я Вам помогу!» -

Дидактическая цель: ознакомить обучающихся с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер.

Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все обучающиеся по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”. На основе использования игры «Составим поезд» учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

Создание доверительной атмосферы взаимоотношений между учителем и учеником; укрепление в ученике веры в свои способности на фоне занимательности.

Третий период

«А теперь давайте договоримся о правилах  решения задачи разными способами»- для делового настроя на работу, атмосферы дружественности и взаимопомощи.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых принимают участие любимые герои сказок или мультфильмов. Задачи с любимыми героями (Приложение 4):

1) Когда Карлсон украл у домомучительницы 9 плюшек, то у нее осталось еще 14 плюшек. Сколько плюшек было у домомучительницы?

2) Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на 4 изумруда меньше. Сколько всего изумрудов получит в подарок Белоснежка?

По горизонтали: 3. Период в 100 лет. 4. Результат сложения. 6. Четырехугольник, у которого все углы прямые. 8. Что получится, если к разности прибавить вычитаемое? 9. Результат вычитания.

По вертикали: 1. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 2. Промежуток времени, равный 60 минутам. 4. Что получится, если из суммы вычесть слагаемое. 5. Прибор для измерения длины предметов. 7. Промежуток времени, равный 12 месяцам.

Игра тесно связана с воображением, с формированием творческих способностей. Дети радуются, они довольны, у них всё получилось, чувствуют себя маленькими творцами - математиками.

Четвёртый период

«Давайте представим, как бы это могло выглядеть…»

Задачки на смекалку.

Конкурс проводится в форме игры “Брейн-ринг”: команда, решившая задачу верно первой, получает балл.

По тропинке идут 3 черных и 6 серых гусей, а навстречу им 1 серая и 1 белая утка. Сколько всего уток?(2)

2 ученика договорились сесть в 4 вагон электрички. Но 1 ученик сел в 4 вагон от начала электрички, а другой – в 4 от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего 8 вагонов? (нет)

При постройке забора плотники поставили по прямой 5 столбов, расстояние между которыми было по 2 метра. Какова длина забора? (8 метров)

“Дай мне 5 рублей, - говорит брат сестре, - тогда у нас будет денег поровну”. Сестра дала ему 5 рублей. На сколько больше денег было у сестры, чем у брата, сначала? (На 10 рублей)

На театральной сцене – замок принцессы. Герой по имени Зигфрид должен увидеть свою невесту. Появляется переодетый злодей – Ротбарт. С ним его дочь – Одилия. Она настолько похожа на Одетту, что Зигфрид принимает её за свою невесту. Возникает привидение Одетты и исчезает. Зигфрид понимает обман и в отчаянии убегает… Сколько действующих лиц из названных осталось на сцене? (2)

На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Убрать крайние карандаши)

Имеются песочные часы на 3 минуты и на 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как сделать это с помощью этих песочных часов? (Следует поставить эти часы в рабочее положение одновременно. Когда песок в трёхминутных часах истечёт, нужно положить яйцо в кипящую воду. Оставшееся время действия семиминутных часов и будет равно 4 минутам.)

Имеются 2 бидона ёмкостью 2 и 7 литров. Как с помощью этих бидонов набрать из речки 3 литра воды? (Надо набрать бидон ёмкостью 7 литров и дважды вычерпать из него воды бидоном ёмкостью 2 литра.)

Разбудить умозрительное образное мышление, ввести детей в состояние фантазирования, позволяющее от свободного парения в образах перейти к образному моделированию и проектированию

Пятый период Договорной и деятельностный,

 чтобы в процессе моделирования, и в процессе проектирования сохранялась индивидуальность рождённых образов и их проектов

  Педагог использует игру «Да -нет», которая учит детей задавать те вопросы, которые обязательно приведут к разгадке.

При проведении игры нужно учитывать число вопросов при отгадывании каждого задуманного числа и при сокращении этого числа обсуждать, за счёт чего это сокращение происходит.

Например:

Мы загадали число 56.

  1. Вопрос:  Это число больше 50?

     - Да!

Вывод: Числа, которые меньше 50 нас не интересуют. Остаётся отрезок натурального ряда чисел от 51 до 99. Делим его приблизительно пополам. Вопрос следующий: Это число меньше 75?

  1. - ДА!

Вывод: Числа от 75 до 99 нам не подходят.

Теперь рассматриваем такой отрезок натурального ряда чисел от 51 до 74. Далее делим этот отрезок пополам. Из 75 вычесть 50 получается 25, 25 разделим на 2... берём 12, значит можно смело к 51 прибавлять 12, получается 63. 3-й вопрос: Это число больше 63?

  • Нет.
  • Остались числа от51 до 63.
  • Записываем их.

повышает интерес к математике, активизирует мыслительную деятельность младших школьников, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Урок создает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности: (коллективная, индивидуальная, групповая, фронтальная). (Приложение №1)  

Для создания моделирующих ситуаций педагог использует исторические экскурсии, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений и т.п.  Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, сказочных героев, экскурсоводов, почтальонов и т.п. При подготовке таких уроков можно заранее дать детям сообщение из истории математики, занимательную задачу, математический фокус и т. д. (Приложение №3).

 (На доске крепятся два рисунка мышей с воздушными шариками в лапках. На обратной стороне шариков написаны задания.)

img2

- Мыши опять ссорятся с котом Леопольдом! Придумали мыши для него задания. Чтобы помирить их с котом Леопольдом, поможем им выполнить задания. Вы согласны?

- Сколько мышей прилетело на вертолёте?

- Сколько шариков всего у них в лапках?

- Посчитайте, сколько шариков у белого мышонка.

- Сколько шариков у серого мышонка?

- У какого мышонка шариков больше?

- На сколько?

- Что надо сделать, чтобы шариков стало поровну?

- Наши мышки приземлились на полянку, не простую, математическую. На ней растут математические “ромашки”. С их помощью мы ответим на вопросы мышей.

1 шарик. Устный счёт. (Обучающиеся показывают ответы на “ромашках”.)

- Увеличьте 7 на 1, 5 на 1.

- Уменьшите 3 на 1, 9 на 1.

- Покажите число, предыдущее числу 6, числу 2.

- Покажите число, следующее при счёте за числом 8, за числом 1.

- Покажите число, стоящее между числами 3 и 5, между числами 6 и 8.

- Леопольд не ходил в школу и перепутал карточки с числами. Поможем ему, ребята?

(На доске прикреплены рисунок кота Леопольда и карточки, на которых записаны неверные неравенства с числами первого десятка. Надо исправить ошибки.)

img3

Пример занимательных задач:

1. В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?

2. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?

3. В мастерской по пошиву одежды от куска сукна в 200 м ежедневно, начиная с 1 марта, отрезали по 20 м. Когда был отрезан последный кусок?

Пример математического фокуса «Вертушка чародея»

Педагог, обращаясь к играющим, говорит:

— Задумай на вертушке (рис.) любое число и отсчитай справа   налево   (против  хода  часовой  стрелки)   столько  единиц, сколько в задуманном числе. Не зная задуманного числа, я назову картинку, возле которой ты остановился.

Секрет фокуса прост: откуда бы ни начинался счет, он всегда закончится на числе 17. 

Работа с геометрическим материалом

1) Назовите геометрические фигуры. 

2) Какая фигура не является кругом, треугольников, прямоугольником? (№3) 

3) Как она называется? (Пятиугольник)

5-Tabl1

Например, обучающиеся должны найти несколько вариантов решения задачи:

В трёх корзинах 90 кг яблок. В первой и во второй корзине60кг, во второй и третьей-52 кг. Сколько килограммов яблок в каждой корзине?

Ученики записываю условие задачи так, чтобы удобно было её решать. После этого продолжают предложенное начало решения задачи, а затем находят и записывают другое решение этой задачи. Учитель делает выводы: если обучающиеся решили задачу только одним способом и не пытаются найти другое решение, значит они на репродуктивном уровне усвоения знаний. Учитель предлагает взглянуть на задачу с разных точек зрения, включить логику рассуждения.

Приведём другой пример заданий по математике:  

В одну школу привезли 5 коробок с альбомами, а в другую 8 таких коробок. Известно, что во вторую школу привезли на 120 альбомов больше, чем в первую. Сколько альбомов привезли в каждую школу?

Какие действия дают ответы на следующие вопросы:  

  1. Сколько альбомов привезли во вторую школу?
  2. Сколько альбомов в каждой коробке?
  3. Насколько больше коробок привезли во вторую школу?

Запиши рядом с вопросом номер действия.

Ученик читает задачу по частям и соотносит с выполненным арифметическим действием. Кто-то дописывает пояснение к каждому действию, и обосновывают каждое решение.

Для выполнения второй части задания – ответов на вопросы – ученик выполняет обратную задачу: по вопросу определяет арифметическое действие и указывает его номер с вопросом. Это задание требует от школьников установления взаимосвязей между текстом задачи, готовым решением и вопросами к данному решению.

    Какой из способов ученик ни выбрал, ему необходимо постоянное выполнении контрольно - оценочных  действий.

Систематическое использование разнообразных способов решения задач на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на развитие творческих способностей  учащихся, развитие умственной деятельности. (Приложение №6)

Приведем примеры разных методов, используемых на уроке математики. Приём «Числовая башня».

- Вам нужно построить устойчивую башню из чисел раньше, чем это сделают ваши соперники-викинги. Естественно, устойчивая башня та, в которой числа расположены по возрастанию. – Но отправиться в морское путешествие без капитана нельзя, для этого необходимо выбрать, кто же будет капитаном нашего корабля «Дружба».

 2 – м ученикам предлагаются следующие задания:

352 + 514 = 866 
730 – 251 = 479
420 : 7 = 60
(900 – 90) : 9 – 7 х 5 = 55

238 + 624 = 862
870 – 342 = 528
630 : 9 = 70
(89 + 51) :7 х 9 –53 = 127

– Вокруг данных примеров кораблики, на парусах которых числа, являющиеся ответами к данным выражениям, количество корабликов соответствует количеству примеров. Будущие капитаны должны быстро и правильно подвести кораблики нужным примерам, не посадив их на мель. Кто это сделает быстро и точно, тот и будет капитаном нашего корабля.

– Ребята, кого вы видите на рисунке? (На рисунке – кот и мышка.)

– Раньше на нашем корабле жили мыши, но как только появился кот, мышки куда-то исчезли. Видимо испугались кота. Мне почему-то кажется, что они где-то у вас. Посмотрите внимательно. Нашли! Берите мышек и выходите к доске.

– Назвать соседей числа: 603, 275, 170, 754, 999.

– Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых.

– С помощью мышек мы повторили устную нумерацию чисел в пределах 1000. – А кот больше не будет обижать мышат. (Проверка примеров)

– Выбрали капитана корабля «Дружба».

У школьников совершенствуются вычислительные навыки, развивается логическое мышление, внимание, умение рассуждать, творчески мыслить при решении различного вида задач, познавательный интерес к предмету.    Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, проблемных вопросов и разных подходов к решению одной задачи дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и усовершенствовать свои знания.   Педагог  применяет программы для работы со всем классом, которые предполагают возможность соучастия детей в процессе обучения.   Для решения этих задач педагог раз в четверть проводит уроки-презентации (Приложение №1). Эти уроки приносят радость школьникам, побуждают желание вновь и вновь познавать, развивают интерес к предмету «Математика».     Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с интерактивной доской при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал электронных энциклопедий и возможностей программы Star Board, при демонстрации презентаций, в том числе и собственных, сделанных по-моему заданию самостоятельно или под моим руководством и оформленных в программе Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Раblisher, графическом редакторе Paint, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности, креативного мышления.

Дидактические требования  к уроку с использованием ИКТ

Методы и приемы

Действия учителя

Организация работы с обучающимися

Методика организации компьютерного практикума

  • определить педагогическую цель применения  ИКТ в учебном процессе;

Деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм.

Методика использования творческих заданий 

  • согласовать выбранное средство ИКТ с другими техническими средствами обучения

создание рекламных роликов, презентаций и т. д.

Методика использования обучающе-контролирующих программ

  • учесть специфику учебного материала, особенности  класса, характер объяснения новой информации;

ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие “Семейный наставник”, “Мир информатики” для начальной школы, обучающие игры “Гарфилд”, “Малыш”

    Формы организации занятий с использованием ИКТ:

    Самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, проведение кружка  “Мой друг – компьютер”  и другие.

    Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников на уроках использует:

  • письменные, устные формы контроля,
  •  математические диктанты, тестовые задания,
  • разноуровневые работы,
  • контрольные работы,
  •  фронтальный опрос,
  •  викторины,
  •  самоконтроль.

Применение  игр на разных этапах урока

Этап урока

Название игры

Описание игры

Показатели творческих способностей

Актуализация опорных знаний

Дидактическая игра «Лучший счетчик»

Учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и насколько.

Беглость и гибкость мысли, точность

Закрепление

Компьютерная игра «Ну, Заяц, погоди!»

Зайчик должен по бочкам перебраться-убежать от волка, лисы и медведя на другой берег. Сделать это можно только в одном случае – правильно решив числовые выражения на бочках.

Оригинальность, любознательность, гибкость ума

Обобщение

Интерактивная игра «Числовая башня»

Нужно построить устойчивую башню из чисел раньше, чем это сделают ваши соперники-викинги. Естественно, устойчивая башня та, в которой числа расположены по возрастанию.

Точность и смелость, гибкость ума

Актуализация опорных знаний

Интерактивная игра «Танграм»

В набор головоломки «Танграм» входит квадрат, разрезанный на пять треугольников (два больших, один средний и два маленьких), квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам, и параллелограмм, по площади равный квадрату. Из этих геометрических фигур головоломки «Танграм» можно составить несколько сотен силуэтов людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т.д.

Оригинальность, любознательность, точность и смелость, гибкость ума.

 Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием ИКТ позволяют сделать их более интересными, мобильными, насыщенными.

 Использование мультимедиа позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися, развитию их творческих способностей.  (Приложение№5).

Средства обучения с помощью которых учитель добивается результативности:   опорные схемы, шаблоны,  рисунки, таблицы, памятки,

мультимедиа, презентации и  другие.

Технология  применения форм, методов и средств учебной работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с целями и задачами, частично представлена в разработке уроков. (Приложение №5).

На уроках педагог применяет различные дидактические игры, анимационные презентации для устного счёта, материалы обучающих программно-методических комплексов, например, «Семейный наставник». Данная программа предназначена для проведения первичной и уточняющей диагностики, формирования конкретных рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебного материала, контроля  за усвоением учебного курса.

Среди использованных методов и приемов можно выделить следующие:

  •  работа с электронными учебниками по разным предметам;
  • создание презентаций к урокам;
  • творческие работы учащихся.

 Анализируя опыт использования разных методов по тренировке решения задач разным способом на уроках математики, можно с уверенностью сказать, что  решение задачи разными способами с рассуждением  позволяет:

  •  обеспечить положительную мотивацию обучения;
  •  обеспечить высокую   степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  •  усовершенствовать контроль знаний;
  •  рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  •  формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.

Использование инновационных методов обучения решению задач дает  возможность развивать  творческие способности каждого ученика. Тренировочные и дидактические, практические упражнения и задания для слабых и для сильных обучающихся подобраны с учетом возможностей и способностей учеников. На всех уроках хорошие результаты дают самостоятельная и творческая работы.  

При формировании математических понятий педагог использует различные творческие задания:

  • написание математической сказки,
  •  стихотворений,
  • различные поделки,
  •  рисунки, математические газеты и т.д.

Наряду с вышеперечисленным, дети получают большой объем знаний в области: способов изготовления геометрических изделий; математических представлений; представлений о форме, цвете, виде, пространстве; происходит также обогащение активного и пассивного словаря. (Приложение №3)

                             Формы организации творческой детской деятельности на уроке

традиционные

нетрадиционные

  • игры-занятия;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • беседы;
  • самостоятельная  деятельность;
  • самостоятельные наблюдения
  • презентации;
  •  творческие  выставки;
  • совместные    экспозиции;
  •  выпуск геометрических фотоколлажей;
  •   обсуждение и обыгрывание математических

       экспозиций

Например: Детям предлагается отгадать, что лежит в волшебной шкатулке (например, полезное ископаемое), с помощью ключей – вопросов на которые можно отвечать «да» или «нет».

 Приём "мозговой штурм" -  является коллективным методом поиска решений и новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов».

Все рассмотренные способы создания мотивации на уроке представляют собой различные варианты конструирования проблемных ситуаций, обуславливающих необходимость проведения исследования.

   В ряду эффективных форм активизации исследовательской, поисковой активности школьников особое место занимает экскурсия, т. к. она может служить стартовой площадкой для детских исследований, дать мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть много интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез. Автор отмечает, что следует помнить о том, что экскурсия – это не просто прогулка по определённому маршруту, а серьёзная работа, требующая большой предварительной подготовки педагога и учеников. Для проведения экскурсии необходимо чётко сформулировать тему и цели, определить место проведения, заготовить бланки и таблицы, которые будут заполняться по ходу экскурсии. Целесообразно разбить класс на группы и распределить между ними задания. Разнообразие видов деятельности обучающихся снимает вопрос о перегрузке и переутомлении, делая урок отвечающим требованиям здоровьесберегающих технологий. (Приложение №4). Уроки-исследования помогли создать благоприятные условия для интеллектуального,  личностного роста младших школьников и формирования общеучебных, логических универсальных учебных действий, а также действия постановки и решения проблем.

Таким образом, выполнение детьми творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников.

Развитие познавательных и творческих интересов у младших школьников позволяет поддерживать на уроках особую творческую атмосферу, творческий климат. В результате наблюдается творческое  пробуждение личности ученика, а также творческий рост.

Раздел III

Результативность опыта

Многолетний опыт работы, накопленный богатый материал, направленный на обучение младших школьников, на творческое и всестороннее развитие личности, на общее развитие детей помогло Шеховцовой Л.Д. добиться положительных результатов в обучении и воспитании детей. Дети с желанием идут в школу, стремятся к знаниям, демонстрируют свои творческие способности, как в учебной деятельности, так и во внеклассных мероприятиях. Формирование умений самостоятельно добывать знания осуществляет самоконтроль и самоанализ собственной деятельности ее учениками, свидетельствует то, что учащиеся справляются с самостоятельными заданиями и контрольными работами.

Систематическая работа автора опыта по организации творческой деятельности обучающихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях.

 Для определения сформированности творческих способностей младших школьников автор опыта использовал методики Е. Торренса и Е. Туник. Автор опыта, опираясь на данные методики, дал характеристику уровней творческих способностей младших школьников.

Высокий уровень: обчающиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Обучающиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое.

Средний уровень: характерен для тех обучающихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет.

Низкий уровень: обучающиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти обучающиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

Уровни развития творческих способностей младших школьников

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2 класс

68%

20%

12%

3 класс

38,4%

38,5%

23,1%

4 класс

23,1%

42,3%

34,6%

Сравнительный анализ сформированности творческих способностей младших школьников показывает значительный рост креативности, что свидетельствует увеличение высокого уровня с 12% до 34,6%. Обучающиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое.

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей.

Для выявления уровня сформированности творческих способностей автор опыта использовал метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование, тестирование, игровые методики, задания.

Критерии и показатели сформированности основных творческих способностей обучающихся, представленные в таблице 3.

Критерии и показатели сформированности основных творческих способностей обучающихся

Критерии

Показатели

2 класс

3 класс

4 класс

Диагностический инструментарий

Когнитивный

1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним.

2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях.

24,1%

27,2%

30%

Тестирование по методике Е. Торренса

Мотивационно-потребностный

1.Отношение к творческим упражнениям.

2.Развитие творческих способностей.

3.Стремление к самовыражению, оригинальности.

53,1%

57,5%

69,8%

Тестирование по методике Е.Е. Тунник

Деятельностный

1.Предложение новых решений в процессе занятий на уроках. 2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления.

3. Участие в коллективной творческой деятельности

31%

42%

50%

Анализ творческой деятельности

Рассматривая в динамике критерии уровня развития творческих способностей младших школьников, можно сделать следующие выводы: у обучающихся наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о наличии интереса у обучающихся к выполнению творческих заданий на уроках математики, стремления проявить себя как творческую личность.

Увеличились показатели и по когнитивному критерию с 24,1% до 30%. Ребята имеют больше  представлений о творчестве и творческих способностях, понимают суть творческих заданий.

Также увеличились показатели по деятельностному критерию с 31% до 50%. обучающиеся показали умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировали творческое воображение, осуществляли процесс мышления нестандартно, образно.

Ученики Шеховцовой Л.Д. вовлечены в различные конкурсы и занимают победные и призовые места.

Результаты участия обучающихся в творческих конкурсах, викторинах

№ п/п

Год

Уровень

Мероприятие

Ф.И. обучающегося

Результат участия

1.

2011-2012

Всероссийский конкурс

Конкурс-игра «Инфрознайка»

1. Краснов В.

2. Цветков В.

3. Илясов Н.

5. Клочко Е.

1. Арсирий А.

2. Шункевич А.

3. Бабанина А.

4. Пономар А.

5.Гончаренко Е.

6. Мурзамуратов О.

7. Семенова М.

8. Ветренко А.

9. Хриптун Б.

10. Данько А.

Диплом победителя

Сертификаты участника

2.

2012-2013

Всероссийский конкурс

Конкурс-игра «Инфрознайка»

1. Татарченков С.

2. Мальцева А.

3. Коршикова К.

4. Сумин Д.

5. Кисляк М.

6. Ледовской М.

7. Даценко А.

1. Арутюнян Т.

2. Чинакина Е.

3. Маслова Д.

4. Попова А.

5. Мишин А.

6. Костина К.

7. Межуев А.

8. Ченцова А.

9. Гольева Е.

10. Хлопонин А.

11. Эрлик А.

12. Солдаткин А.

13. Костров И.

14. Максин В.

15. Шабанова Ю.

16. Максимов Д.

17. Дружинина Э.

18. Махортых Т.

19. Крамарова В.

20 Галченко Д.

Диплом победителя

Сертификаты участника

3.

2011-2013

Общероссийский конкурс

Мультитест по математике

Милешин В.

Диплом лауреата (5 место)

4.

2012-2013

Всероссийский конкурс

Конкурс Интеллект-экспресс в номинации «Тайны математики»

1. Кисляк М.

2. Солдаткин А.

Диплом победителя

Ученики Людмилы Викторовны продолжают успешно и стабильно обучаться в старших классах, подтверждая свои отметки по всем предметам, а качество обученности при переводе на II ступень становится выше. На педагогических совещаниях учителя старших классов отмечают хорошую подготовку учащихся, умение творчески мыслить, заинтересованность в знаниях.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,……………………..

Урок-путешествие по теме "Нумерация чисел второго десятка", 2 класс, УМК «Школа России»

Цель урока: закрепить знание последовательности и образования чисел второго десятка, отрабатывать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава чисел от 1 до 20.

Задачи урока:

1. Закрепить полученные знания.

2. Развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление, умение сравнивать и  анализировать.

3. Воспитывать уважение к труду людей всех профессий.

Оборудование: табличка - указатель «Простоквашино», задачи – открытки, письмо – задача, почтовая карточка, карточки с числами, картинки с изображениями героев мультфильма «Зима в Простоквашино», индивидуальные карточки,  снежинки с заданиями, таблица с геометрическими фигурами, сигнальные карточки.

Ход урока:

  I. Организационный момент.

– Здравствуйте, дети! Садитесь.

Проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке – учебник, его помощники: тетрадь, ручка, карандаш, сигнальные карточки, конверт с разрезными цифрами. У всех всё есть?

- Давайте улыбнемся друг другу и создадим хорошее настроение.

Учитель:  - Руки?

            Дети: - На месте!

Учитель:  - Ноги?

Дети: - На месте!

Учитель:  - Локти?

Дети: - У края!

Учитель:  - Спина?

Дети: - Прямая!

II. Сообщение темы урока.

- На предыдущих уроках мы изучили счёт от 10 до 20, научились раскладывать эти числа на разрядные слагаемые. Сегодня на уроке мы будем решать задачи и примеры на сложение и вычитание, используя  эти приёмы, а также повторим состав чисел первого десятка.

III. Устный счет.

- Помогать нам  будут герои мультфильма «Зима в Простоквашино» (вывешивается указатель «Простоквашино »).

- Назовите их. Кого не хватает? (Дяди Фёдора)

- Как вы думаете, где он? (В городе, учится в школе)

- Сегодня мы отправимся в гости к героям этого замечательного мультфильма в деревню Простоквашино.

1. Повторение состава чисел первого десятка 

- В гости с пустыми руками не ходят, поэтому нам нужно взять с собой гостинцы.

1) 10 кг муки. Это 8 кг  пшеничной муки и сколько ржаной?

2) 16 кг крупы. Это 10 кг пшенки и сколько кг гречки?

3)  9 баночек с консервами. Это 6 баночек  тушенки и сколько баночек с рыбными консервами?

4) 8 пакетов сока. Это 5 пакетов апельсинового сока и сколько яблочного?

5) Нам еще нужно взять с собой овощи. 7 мешочков моркови и лука. 5 мешочков моркови и сколько лука?

6) 6 кг картошки и капусты. 3 кг картошки и сколько кг капусты?

 7) Ну и, конечно, не забыть о сладостях. Возьмем с собой 15 пачек с вафлями и печеньем. 8 пачек пряников и сколько печенья?

2. Устная нумерация чисел второго десятка

- Какое время года в Простоквашино? (Зима)

Зима намела сугробы. Нам нужно добраться по сугробам к домику, в котором проживают наши друзья.

Игра «Лучший счетчик»

(соединить снежинку – ответ  с примером)

8 – 4      4 + 3    10 – 2     6 + 3     5 – 2

- Назовите самое большое число на снежке, назовите самое маленькое число.

- Какое число стоит между числами 7 и 8? Назовите «соседей» числа 9.

- Назовите число, которое на 1 больше числа 4, назовите число, которое на 1 меньше числа 3 .

Игра «Хлопки»

- Входить в дом без разрешения хозяев невоспитанно. Нужно обязательно постучаться. Но мы с вами попросим разрешения войти хлопками.  Поставьте руки на стол и хлопните в ладоши один раз. Это будет означать однозначное число, а два раза - двузначное число.

- Итак, когда вы хлопаете один раз, а когда два?

- Начнём игру. Числа: 2, 17, 18, 7, 11, 1, 20, 5, 19, 4, …

- Чем отличаются двузначные числа от однозначных?

- Я думаю, что Кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин очень обрадовались нашему приезду.

IV.    Работа над пройденным материалом.

1. Работа с разрезными цифрами.

Загадка

Кто стучится в дверь ко мне?

С толстой сумкой на ремне?

Это он, это он,

Это Печкин - ?        (Почтальон!)

- Кто такой почтальон?

- Что Вы знаете о почте, о работе почтальона?

- А что может быть в сумке почтальона Печкина?   (достаю открытку)

- Как можно понять, кому отправлена открытка?

1) Открытка:

Куда: Село Простоквашино

Кому: Коту Матроскину

На открытке задача:                                                                                                                            

Кот Матроскин  на завтрак съел 10 вкусных плюшек, а Шарик на 4 плюшки меньше. 
Сколько плюшек съел Шарик?

2) Письмо:

Куда: Село Простоквашино

Кому: Псу Шарику

Задача: У Шарика 4 сосиски и 3 косточки. Сколько всего  вкусного у Шарика?

3) Почтовая карточка

- Люди посылают не только письма и открытки.

- Когда кот и пес были в ссоре, что они посылали друг другу? (Кочергу, утюг)

- Что ещё можно послать по почте?  (Бандероль, посылку)

 (Бандероль - предмет, завёрнутый в плотную бумагу, скрепленную печатью, с подписанным адресом)

(Посылка – ящик с подписанным адресом и печатью)

Задача: Посылка весила 8 кг, а бандероль3 кг. На сколько кг посылка тяжелее бандероли?

(Разрезные цифры: 8-3=5) 

- Почему выбрали действие вычитание?

         2. Физкультминутка

           Сколько раз ногами топнем? (2)

           Сколько раз руками хлопнем? (4)

           Мы присядем сколько раз? (3)

           Мы наклонимся сейчас? (2)

           Мы подпрыгнем ровно сколько? (1)

           Ай, да счет, игра и только!

3. Самостоятельная работа по перфокартам (учим героев сказки)

(4 ученика вписывают ответы в примеры, 2 ученика заселяют домики цифрами)

I        II        III        IV

8 – 2 =

2 + 4 =

7 – 2 =

1+ 8 =

4 + 6 =

6 + 3 =

6 + 2 =

1 + 0 =

9 – 4 =

7 – 4 =

3 + 7 =

2 + 8 =

9 – 3 =

6 + 4 =

8 – 3 =

7 – 0 =

3 + 7 =

6 – 3 =

5 – 3 =

6 – 6 =

5 + 4 =

1 + 9 =

10 – 3 =

5 + 5 =

        

V. Работа по учебнику.  «Кто быстрее и правильнее»

Кот Матроскин и Шарик были не лучшими учениками в школе животных, но всегда любили ребят сообразительных.

Поэтому они  дают вам самостоятельное задание.                                                                           № 4, с. 51

(На столах выкладываются ответы из разрезных цифр)

VI. Работа в печатных тетрадях стр. 19 № 2, № 4

VII. Дополнительно: Работа с геометрическим материалом

1) Назовите геометрические фигуры. 

2) Какая фигура не является кругом, треугольников, прямоугольником?

Внеклассное занятие по математике

для обучающихся 2-4 классов

 «Математическое путешествие по сказкам»

Цель: совершенствовать навыки решения задач и выполнения различных заданий на развитие логического мышления; создать условия для активизации мыслительной деятельности; способствовать привитию интереса к предмету.

Оборудование: школьная доска, оформленная в виде закрытой книги.

Ход мероприятия

Сегодня у нас необычное «Математическое путешествие по сказкам». Путешествовать будем на самолете. Вы, наверное, заметили, что ваши парты расставлены так, что похожи на модель самолета. Открывая страницы волшебной книги, решая примеры и задачи, мы встретимся с героями любимых сказок. Чья команда вернется из путешествия быстрее, в пути встретит большее количество сказочных героев, та и выиграет. Чтобы раскрыть волшебную книгу, нужно подобрать ключ к замку. Выберите пилотов. Они должны быть самыми активными и сообразительными, потому что от них будет зависеть успешность путешествия.

Итак, объявляется посадка. Путешествие начинается. Результаты путешествия будут фиксироваться на доске. За каждый успешный этап команда будет получать жетон с изображением сказочного героя. Учитель показывает ключ. Дети читают записанный на нем пример, находят ответ. Ключ с ответом 38 открывает книгу. Команда, решившая первой все примеры, «взлетает первой».

Страница «Город сказок». Задача №1. Летом Малыш отдыхал на даче, которая находилась в 130 км от города. Карлсон решил навестить друга. Сможет ли он преодолеть это расстояние за три часа, если его скорость 50 км/ч. Задача №2. Помните ли вы маленькую девочку Дюймовочку? Почему ее так назвали? Чему равен 1 дюйм? (Коллективное решение). Выиграет та команда, которая справиться с задачами за определенный промежуток времени первой и правильно назовет сказку и автора.

Конкурс капитанов. Задача. Незнайка отправился на Луну. Скорость его космического корабля 720 км/мин. Какое расстояние он пройдет за 4 часа? Сколько км ему останется лететь, если до Луны 384000км? Будем надеяться, что Незнайка долетел до Луны. А мы с вами добрались до следующей станции.

Музыкальная страница. Членами каждой команды исполняются песни сказочных героев. Дополнительное задание: назовите сказку и перечислите персонажей. Хорошее исполнение песни и пересчет всех героев дают командам возможность отправиться дальше в путь.

Страница «Сказочный домик». Вопросы. 1. В каких сказках вы встречали избушку на курьих ножках? Ответы следуют поочередно от каждой команды. Выиграет та, которая назовет сказку последней. 2. Из счетных палочек сложить избушку. Выиграет та команда, которая задействует большее количество палочек.

Страничка «Задачи на смекалку».

  1. Прилетели галки, сели на палки.

Если на каждой палке сидит по одной галке,

То для одной галки не хватает палки.

Если же на каждой палке сидит по две галки,

То одна из палок будет без галок.

Сколько было палок, сколько было палок?

(4 галки, 3 палки)

2. По тропинке вдоль кустов шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог, что шагало 30 ног.

Это вместе шли куда-то петухи и поросята.

А теперь вопрос таков «Сколько было петухов?»

И узнать я был бы рад сколько было поросят?

Ты сумей найти ответ. До свидания! Всем привет!

Итог. Наше путешествие завершилось. В гостях, у каких сказок мы побывали? С какими героями встретились? Что интересного узнали? (Подсчитывание жетонов, подведение итогов, награждение)  

УРОК МАТЕМАТИКИ.

(учебно-методический комплект «Школа России,

автор учебника М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, 3 класс)

Тема «Табличное умножение и деление»

Тема: Решение задач.

Цель: обеспечить условия для 1) формирования умений работать с задачей;

                                                    2) совершенствования вычислительных навыков;

                                                         3) развития логического мышления и активизации                

                                                                 мыслительной, коммуникативной деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые ОУУ

Целеполагание

Устный счёт

Работа над задачей

Домашнее задание.

Подведение итога урока.

- По названию темы урока сформулируйте учебную цель.

- Что включает в себя работа с задачей?

- Сегодня, работая с задачами, будем использовать такие приёмы: краткий пересказ, представление жизненной ситуации, вычерчивание схемы, анализ задачи, составление плана решения задачи, проверка решения задачи, поиск разных способов решения, составление обратных задач, изменение вопроса задачи.

- Поработаем также над совершенствованием вычислительных навыков.

1. На доске числа: 30, 18, 5, 40, 24.

- Какое число «лишнее»? Почему?

   (убираю число 5)

- Верны ли утверждения:

1) Все оставшиеся числа делятся на 2? Докажи.

2) Некоторые из этих чисел делятся на 3. Какие? Результаты?

3) Все эти числа делятся на 5. А какие? Результаты?

2. – Каждое из чисел на лепестках цветка умножьте на 4.

3. – Проверьте, правильно ли подобраны множители для произведения.

Для 12 ---2 и 6; 4 и 4; 12 и 1.

Для 16 --- 8 и 8; 4 и 4; 1 и 16.

Для 18 --- 18 и 1; 2 и 9; 6 и 3.

4. На доске запись:

В магазин привезли фрукты в ящиках: яблоки по9 кг в каждом ящике, а груши – по 8 кг в ящике.

- Что означают для этой ситуации выражения:

8 + 9          8 * 4 + 9

9 * 3          9 * 3 + 8

8 * 4          9 * 2 + 8 * 4

- А сейчас поработайте в группах. На листочках запишите, какие ещё выражения можете составить по данной ситуации?

1. – Откройте учебник на с.94, №13.

- Прочитайте задание.

- Опишите ситуацию.

- Какой вопрос придумали?

- Перескажите задачу кратко.

- Кто хотел бы провести разбор задачи?

- Кто хотел бы составить план решения задачи?

- Запишем решение задачи по действиям с комментированием.

2. Самостоятельная работа по вариантам.

- Нарисовать схемы к задачам, решить задачи.

1 в. Сыну 8 лет. Отец в 4 раза старше сына. Сколько лет отцу?

2 в. В мастерской сделали 30 стульев, а столов в 5 раз меньше. Сколько сделали столов?

- Проверьте работу соседа.

- А теперь сверьте с доской.

- Кто выполнил работу правильно?

- Составьте обратные задачи.

3. Задачи на смекалку.

На слух: Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый из них?

- Кто прав?

- Прочитайте задачу с доски:

В саду собирали сливы. Под одной сливой стояло 12 корзин, под второй – 15, а под третьей – 8. Как легче снести все корзины в одно место? Сколько всего корзин со сливами?

- Какую жизненную ситуацию вы себе представили?

- Ответьте на вопросы задачи.

4. Задачи на нахождение периметра.

Устно: а = 5 см

            Р = ?

- Как решали?

Письменно: а = 6 см

                     в = 5 см

                     Р = ?

- Самостоятельно записать решение и ответ задачи. Оля, Данил и Саша пишут на доске.

- Проверим, чьё решение правильное.

- Какой из способов рациональный?

- Дома придумайте и запишите на листочке задачу и задания к ней.

- Чему учились на уроке?

- Чему научился каждый из вас?

- Что было для вас новым? интересным? трудным? лёгким?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Учусь работать с задачей.

Перечисляют.

Принимают учебную цель.

- «Лишнее» число 5, так как оно однозначное, нечётное.

- Верно, потому что эти числа чётные.

- Верно. На 3 делятся 30, 18, 24. При делении получаются 10, 6, 8.

 

- Не верно. На 5 делятся 30 и 40. В результате получаются 6 и 8

Умножают на 4 числа 4, 7, 2, 8, 5, 3, 9, 6, 1.

Проверяют.

Читают.

Объясняют.

Работают в группах.

9 – 8; 9 * 2 – 8;

8 * 2 – 9 …

Читают. Описывают ситуацию.

- Сколько килограммов огурцов продали во вторник? (…за 2 дня)

Пересказывают.

- Что известно?

Как запишем?

Что требуется

узнать?

- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

Почему?

Составляют план решения.

Ученики комментируют по одному действию.

Читают задачи.

Рисуют схемы.

Решают.

Выполняют взаимопроверку.

Сверяют.

Поднимают руки.

Составляют обратные задачи.

- 1 час.

- 2 часа.

- Тот, у кого ответ 2 часа. Они же играли одновременно.

Читают.

Описывают ситуацию.

- К 15 корзинам под второй сливой надо перенести 12 корзин от первой сливы и 9 корзин – от второй.

15+12+9=36

- Периметр квадрата 20 см.

5 * 4 = 20

Самостоятельно решают задачу.

6 + 6 + 5 + 5 = 22

6 * 2 + 5 * 2 = 22

(6 + 5) * 2 = 22

Отмечают рациональный способ; объясняют, почему.

Принимают задание.

Умение определять учебную цель.

Мотивация деятельности.

Анализ, сравнение, классификация, формулирование вывода.

Осмысливание учебного материала.

Формулирование вывода.

Доказательство.

Анализ задачи.

Умение участвовать в коллективной работе.

Творческое задание.

Умение ставить вопросы.

Краткий пересказ.

Выделение главного.

Умение анализировать.

Умение составлять план.

Умение оформлять решение задачи.

Самостоятельное

выполнение задания.

Умение изображать задачу схематично.

Адекватная оценка работы.

Проверка работы по образцу.

Самоконтроль.

Самооценка.

Работа над решённой задачей.

Восприятие на слух.

Развитие логического мышления.

Опора на жизненный опыт.

Анализ.

Определение понятия.

Осознание способа деятельности.

Самостоятельное выполнение задания.

Адекватная оценка работы товарища по заданному критерию.

Выделение главного.

Творческое задание.

Умение соотносить свою деятельность с учебной задачей.

Рефлексия своей деятельности.

Оценивание своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...