Конспект урока по предмету "Человек" для обучающихся 2 класса с тяжёлой степенью умственной отсталости на тему "Различение предметов одежды по сезонам"
план-конспект урока (2 класс)

Широкова Ольга Владимировна

Материал предназначен для учителей коррекционных образовательных учреждений, работающих с обучающимися с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости по СИПР (вариант 2)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Различение по сезонам предметов одежды

Цель урока: Формирование у обучающихся умения различать предметы одежды по сезонам.

Задачи урока:

  1. Закреплять представления обучающихся о временах года; закреплять понятия «одежда», «обувь», «головной убор»; учить подбирать одежду для прогулки в зависимости от погоды, характерной для определённого времени года; пополнять активный словарь обучающихся (летняя, зимняя, демисезонная одежда).
  2. Корригировать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, формировать умение классифицировать предметы по существенному признаку.
  3. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Ход урока

Орг. момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Покажите, что ваши руки готовы к уроку. Ваши глазки готовы. Все смотрят на меня. Слушаем внимательно, работаем старательно.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Игра «Сложи картинку»

- Сегодня мы будем много играть. Я предлагаю вам поиграть в игру «Сложи картинку». Вам нужно сложить из частей картинку, у всех получатся картинки разные.

Каждый ребёнок получает разрезанную на 4-5 частей картинку с изображением занятий детей в разное время года. Собирают.

Беседа с каждым ребёнком:

- Что изображено на картинке? (Дети лепят снеговиков)

- А когда это происходит? (Зимой).

- Как ты догадался, что это зима? (Снег на земле, на деревьях)

- А можно ли по тому, во что одеты дети, сказать, что изображена зима? (Ответы детей).

Аналогично проходит беседа по картинкам с изображением других времён года).

- Весна, зима, лето, осень – что это? (Времена года).

- Правильно! А можно ли в одной и той же одежде гулять в разное время года, летом и зимой, например? (Нет).

- Конечно, нельзя. В платье или шортах зимой мы замёрзнем, а в шубе летом будет жарко.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Правильно, об одежде. Мы выясним, какую одежду надевают зимой, какую летом, а в какой выходят на улицу весной и осенью.

Актуализация знаний.

  1. Связь с жизнью.

- А какое сейчас время года? (Весна)

- А какой весенний месяц? (Апрель)

- Какие весенние приметы мы уже наблюдаем? (На деревьях набухают почки, прилетели грачи, появились первые насекомые, снег почти растаял, на улице стало теплее, появились подснежники, расцвела мать и мачеха, птицы весело поют, по утрам ещё лёд на лужах, а днём он тает, люди стали легче одеваться).

  1. Правильно, по одежде людей мы тоже можем сказать, что наступила весна. Но давайте с вами вспомним, что относится к одежде, а что нет.

Каждый ребёнок получает листок с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов.

- Вам нужно обвести в кружок только одежду.

Дети выполняют задание.

- Обменяйтесь листочками. Внимательно проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте. Максим проверит у Дениса.

- Максим, назови, что ты обвёл в кружок. (Называет предметы одежды).

- Как мы можем назвать все эти вещи одним словом? (Даёт полный ответ: Шуба, куртка, джинсы, платье и носки – это одежда).

- Катя, у тебя так же выполнено? Молодец! А что ты не обвела? (Кроссовки, ботинки, сапоги, туфли, кепку, шапку).

Почему ты не обвела кроссовки, ботинки, сапоги, туфли? (Кроссовки, ботинки, сапоги, туфли – это не одежда, это обувь.)

- Правильно! Саша, ты сделал так же? Молодец! Почему ты не обвёл кепку и шапку? (Кепка и шапка – это не одежда, это головные уборы).

Гимнастика для глаз «Зайка».

Каждый ребенок берет зайчика на палочке. Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положнии.

- Нашим глазкам нужно отдохнуть. А помогут нам наши солнечные зайчики. Следим за зайчиками только глазками, голова у нас не двигается!

Зайка вправо поскакал,                                

Каждый зайку увидал.                                            

Зайка влево поскакал,                    

Каждый взглядом увидал.              

Зайка — вправо, зайка — влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Зайка скачет вверх и вниз.

Ты на зайку оглянись.                                          

Зайчик спрятался от нас.                                      

Открывать не надо глаз. 

  Физкультминутка.

  «Нам пора передохнуть»                                                                                                  Нам пора передохнуть,                                                                                               Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)                                                     Покрутили головой,                                                                                                                 И усталость вся долой!                                                                                                         Раз-два-три-четыре-пять,                                                                                                   Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)                     Встали ровно. Наклонились.                                                                                                Раз - вперёд, а два — назад.                                                                                        Потянулись. Распрямились.                                                                                         Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад).                                                               А потом мы приседаем.                                                                                                              Это важно, сами знаем.                                                                                                        Мы колени разминаем,                                                                                                      Наши ноги упражняем. (Приседания.)                                    

Первичное усвоение новых знаний.

На доске прикреплены символические изображения времён года (весна и осень – рядом друг с другом).  Ниже – изображения предметов одежды.

- Ребята, я символами обозначила времена года. Как вы думаете, какое время года обозначает снежинка (подснежник, жёлтый листок, ягоды)? (Ответы детей). Давайте попробуем выбрать для каждого времени года одежду, которую можно надеть на прогулку.  Посмотрите, картинки весна и осень у нас висят рядышком. Как вы думаете, почему? (Мы можем надеть и весной и осенью одну и ту же одежду). Сейчас вы это сами увидите.

Дети выходят по очереди к доске,  выбирают любой понравившийся предмет одежды и помещают его под соответствующий символ.

- Молодцы, мы все вместе справились! Как вы думаете, как называется одежда, которую мы надеваем летом (зимой)? Правильно! А одежда, которую мы носим весной и осенью, называется демисезонная. Давайте вместе повторим.

Давайте ещё раз назовём летнюю (зимнюю, демисезонную) одежду, которая у нас на доске.

Первичная проверка понимания

Презентация «Четвёртый лишний».

- А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний» и проверить наши знания, что вы запомнили. В этом нам поможет компьютер.

Дети выбирают лишний предмет одежды, который не соответствует заданному сезону, объясняют выбор.

-Молодцы! Вы теперь и сами сможете одеться по погоде, и малышам помочь, правда?

Первичное закрепление.

Игра «Подбери одежду по сезону»

Дети подходят к столу, на котором лежит одежда на разные времена года. Каждый получает картонную куклу.

- Давайте поиграем. Представим, что вы – воспитатели и вам нужно собрать ребёнка на прогулку. Придумайте имена девочкам (Придумывают). Сейчас мы узнаем, в какое время года вы будете собирать ребёнка на прогулку. (Тянут жребий и начинают подбирать одежду, подходящую для определённого времени года). Учитель контролирует. Дети присаживаются вместе с куколками на свои места.

- Молодцы! А сейчас расскажите, во что одета ваша девочка. Например: Это Оля. Оля вышла на прогулку летом. На Оле платье. Это летняя одежда.

- Все справились, молодцы.

Воспитательная беседа о бережном отношении к одежде.

- Я сегодня шла на работу и увидела двух мальчиков. Они шли и ели чипсы, а руки вытирали вот так (изображаю) о свои куртки. А вы бы стали так делать? Можно вытирать руки об одежду? Почему? (Нельзя, потому что одежда испачкается).

- Приятно смотреть на людей в грязной одежде? (Нет).

- А если одежда порвалась или оторвалась пуговица, можно выходить в такой одежде на улицу? что нужно сделать? (Нельзя, нужно зашить, пришить пуговицу).

- Молодцы. А как называют людей, которые ходят в грязной, рваной одежде? (Неряхами, грязнулями).

- Правильно. Чтобы вас так никто не называл, как нужно относиться к одежде? (Бережно, носить аккуратно, стараться не пачкать, не рвать, а если всё-таки одежда испачкалась, например, машина  ехала и забрызгала вас или оторвалась пуговица, сразу почистить, постирать, пришить пуговицу).

- Молодцы!

Рефлексия.

- Что мы сегодня учились делать на уроке? (Мы учились подбирать одежду для каждого  времени года).

- Как называется одежда, которую мы носим летом (зимой, весной и осенью)?

- Какую вы запомнили демисезонную одежду? (Плащ, демисезонное пальто, куртка, лосины).

- Как нужно относиться к одежде? (Бережно).

- Какое задание больше всего понравилось?

- Молодцы! Мише и Денису ещё надо подучить названия предметов одежды, очень хорошо занимались на уроке Максим,  Катя и Саша, но все вы старались. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четвёртый лишний

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам начальной школы для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости

Рабочие программы по предметам начальной школы для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости  составлены на основе примерной программы В.В, Воронковой и ориентированы на учебни...

Сотрудничество с семьей обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512949","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Рабочая программа по чтению для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель изучения предмета «Чтение» заключается в коррекции и развитии речемыслительных способностей учащихся с нарушениями интеллекта.             ...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель изучения предмета «Русский язык» заключается в обучении русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями.Учебный предмет  «Русский язык»  ставит сле...

«Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»

Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью  одним из эффективных м...

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 класса с тяжёлой степенью умственной отсталости на тему "Звук и буква "А"

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся  по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умств...