Летний сад- музей под открытым небом
план-конспект урока (3, 4 класс)

Виртуальная экскурсия  в Летний сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-экскурсия150.14 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

По теме: «Летний сад – музей под открытым небом».

                (Виртуальная экскурсия)

                                    Ход занятий.

Ребята предлагаю вам отправиться в чудесное путешествие в одно из красивейших мест Санкт-Петербурга, а вот в какое вы попробуете отгадать, решив кроссворд:

а

К

р

ы

л

о

в

с

к

у

л

ь

п

т

у

р

а

н

а

б

е

р

е

ж

н

а

я

л

е

ф

о

н

т

а

н

д

е

т

Н

е

п

т

у

н

я

р

н

а

в

о

д

н

е

н

и

е

м

у

з

е

й


3

1

7,2

1

2

3

4

5

6

По горизонтали. 1.Известный баснописец . 2 Берег, укрепленный стенкой из бетона, камня, дерева, а также улица,  идущая вдоль такого берега или вообще вдоль берега.3.Сооружение для подачи и выбрасывания воды под напором; архитектурное, художественное обрамление такого сооружения .    4. Бог морей .   5. Значительное  затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке,   озере или море, вызываемого различными причинами .       6.  Учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной  культуры .    7.  Искусство создания объемных или рельефных изображений (статуй, бюстов)  путем лепки, резьбы или отливки  

По вертикали:    1.  Основатель нашего города  . 2.   Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами; сами растущие здесь деревья, растения . 3.  Дорога, пешеходная или проезжая(обычно в парке, саду, иногда вне   их), обсаженная по обеим сторонам деревьями , иногда в сочетании с кустарниками.  

Ответы :  По горизонтали. 1. И.А.Крылов. 2.Набережная. 3. Фонтан. 4 Нептун. 5.Наводнение.6.Музей.7.Скульптура

По вертикали. 1. Петр I. 2. Сад. 3. Аллея.

Назовите место,  куда мы отправимся в путешествие.

- Летний сад.

Мы отправимся на экскурсию в Летний сад. Особенно красиво здесь в осеннюю пору. Первый  Летний сад являлся царской резиденцией. (Работа по значению слова  «резиденция»).

  «Лебяжья канавка, Фонтанка, Нева,

    Меж ними деревьев густая стена,

   И лебеди плавно скользят по пруду

   В Летнем саду…»

Экскурсия наша пройдет по плану:

  1. Летний сад-остров.
  2. Скульптуры.
  3. Фонтаны.
  4. Пруды.
  5. Летний дворец.
  6. Решетка Летнего дворца.

  1. ЛЕТНИЙ САД – ОСТРОВ.

Почему Летний сад можно назвать островом?

Кто догадался?

-Летний сад со всех сторон окружен водой

- Летний сад оказался  со всех сторон окруженным водой, что способствовало осушке его территории, что радовало Петра, столь любившего моря, каналы, и реки.

    Естественной границей парка с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка,  с  южной и западной — Мойка и Лебяжья канавка. СЛАЙД №1   (Лебяжья канавка, набережная Фонтанки)

      Ребята, а кто из вас вспомнит, в каком году был создан сад?

-     Строительство началось в 1704 году.

        -  История Летнего сада ведется с 1704 года. В этом саду  Петр, завладев        участком земли, высаживал «летники»,  то есть однолетние цветы.  Возможно,  что  отсюда пошло название Летнего сада.  Нередко встречается традиционное утверждение,  что Летним сад назван по наименованию Летнего дворца, но сад возник раньше Летнего дворца. За образец был взят Версальский парк  во Франции. Царь Петр сам составил первоначальный план Летнего сада, его наброски обогатили и реализовали архитекторы. Он сам руководил всей работой, отдавал распоряжения о доставке растений для сада из других стран.  Руководил строительством Доменико  Трезини.  Из-за обилия цветов сад сначала называли «цветочным». (СЛАЙД№2))(План Летнего сада Петровских времен)

Для кого сад  был создан ?

-     Летний сад создавали для богатых людей. Для царя Петра I  и его семьи.

 Ребята, для чего нужен был сад?

-   Здесь отдыхали цари и отмечались  праздники.

- Правильно, в саду отдыхали царь со своей семьей, совершали прогулки няни с детьми знатных вельмож. Здесь отмечали праздники и победы русских войск со шведами, происходили встречи с иностранными послами.

     Прямые аллеи, искусственные формы подстриженных деревьев, изысканные рисунки цветочных клумб все отличалось от окружающей природы.

      После реконструкции на центральной аллее Летнего сада появились 13 тысяч шпалерных лип ( шпалерная культура, способ возделывания культур,  при котором их надземную часть прикрепляют к шпалерам-решеткам), которые со временем должны стать зелеными «стенками», отделяющими один боскет от другого (боскеты – огороженные живой изгородью пространства между аллеями). Состав пород деревьев немного изменился – в Летнем саду по-прежнему будут липы и клены,  но многие вязы погибли  из-за голландской болезни вязов. Высадят в саду еще 13875 кустарников и 2436 различных лиан. Кроме  того, в теплое время года аллеи будут украшать кадочными растениями - в основном  цитрусовыми ( на зиму их уберут в Малую оранжерею).   (СЛАЙД ) №3  Аллея шпалерных лип . Малая оранжерея.

 2. СКУЛЬПТУРЫ.

Территория нынешнего Летнего сада – это часть обширного ансамбля. Летний сад пронизан аллеями.  Аллеи были украшены скульптурами, которые по приказу Петра  доставили  в Петербург из Италии. Царь хотел, чтобы скульптуры стали  не просто украшениями ,  но и способствовали  просвещению гостей: каждая из них   олицетворяла какое-то понятие- времени  суток, стихии, время года, кроме того некоторые скульптуры изображали героев  античных мифов.  

 После реконструкции оригиналы – мраморные статуи, заменены  на копии из полиэфирной смолы, оригиналы отреставрированы и находятся в Инженерном замке.

Ребята, а как вы думаете,  почему заменили мраморные статуи?

- Они испортились от влаги.

Да, ребята, окружающая среда худший враг для мраморных статуй.

« Осень на белые статуи снова

    Сыплет свою золотую листву

    Солнечный отблеск на лбу у Крылова

    Гаснет, в седьмом исчезает часу …

     Вы мне можете ответить памятник кому, есть в Летнем саду?

   -  Это памятник баснописцу И.А.Крылову.

Правильно. (Слайд№4).

 В 1855 году скульптор Клодт создал памятник знаменитому баснописцу .

А почему вокруг памятника много скульптур зверей?

- И.А.Крылов сочинял басни про животных.

Правильно, И.А.Крылов сочинял басни, где главными героями были животные. Поэт в баснях высмеивал плохие черты людей.

А сейчас я вам предлагаю загадку. Где можно встретить сразу четыре времени суток?

     Да, вопрос трудный,  но вы сами скоро узнаете отгадку.

На одной из площадок  главной  аллеи    Летнего сада можно увидеть четыре скульптуры, названные « Круговорот суток». Это Аврора, Полдень, Закат и Ночь.

У каждой есть свои атрибуты (Атрибуты -   в мифологии предмет, служащий постоянным устойчивым знаком и отличительным признаком мифологического или реального персонажа или аллегорической  принадлежности (молнии Зевса, весы и повязка Фемиды) .  

       Первая скульптура – аллегория называется  Аврора. (Слайд  №5). (Работа по значению слова «аллегория» -   иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе).      Каждое утро

она мчится в колеснице, запряженной лошадьми, навстречу своему брату - Солнцу.  Атрибутами является венок из роз на голове богини Зари.

       Перед вами скульптура – аллегория Полдень.(  Слайд № 5) . Это -  юноша. Его лоб украшен изображением диска Солнца.

-Что он держит в руке?

-Ветку растения.

Атрибутом этой аллегории является  ветка лотоса в его руках.

    Следующая скульптура – аллегория Закат.(Слайд № 6)Посмотрите внимательно на       скульптуру и подчеркните в своих рабочих листах слова, которые отражают  состояние этого человека.

Да, это усталый, но еще полный сил старик с бородой,   длинными

волосами.

Что  у ног аллегории «Закат»?

    -У ног  аллегории кустик и солнце.  

Кустик дурмана  и диск заходящего солнца у ног аллегории «Закат»

И четвертая скульптура – Кто это?

- Это - аллегория – Ночь (Слайд №6)

  Ночь – молодая женщина, закутанная в звездное покрывало. Атрибутом является маковый венок на ее голове.

- Какие атрибуты вы еще  можете назвать?

- Верно.

Вот вы и отгадали загадку Летнего сада.

В Летнем саду до реконструкции было около 80 скульптур, но сохранились не все скульптуры.

 

3. ФОНТАНЫ.

  Особую роскошь и живопись придавали саду фонтаны, но  в 1977 году сильное наводнение и ураган уничтожили все петровские  «затеи», была полностью разрушена система фонтанов, пострадала мраморная скульптура, погибли редкие растения.

     После реконструкции  в 2012 году были восстановлены восемь фонтанов. Фонтаны сохранились в памяти города: речка Фонтанка не случайно так называется – из нее  брали воду для фонтанов Летнего сада.   Восстановлены фонтаны   точь- в- точь  по планам XVIII  века. (Слайд №7)  Фонтаны « Пирамида», «Гербовый»,  «Коронный», «Царицын»

4    .ПРУДЫ.

        Прямые аллеи сада ведут к большому фигурному пруду «Карпиев пруд».

Как вы думаете, почему так назвали пруд?

- Потому там ловили карпов.

-Верно.

Для царской семьи в пруду разводили карпов.

           Этот пруд сохранился до наших дней ( Слайд №8). Карпиев пруд.

Менажерийный пруд (зверинец , птичник) предназначен для содержания водоплавающих птиц. Пруд сооружен по рисунку мастера Яна Розена в начале 1720 года. В 1786 году был засыпан, а в 2010 году  был воссоздан  с центральной беседкой на историческом фундаменте.

(Слайд №8) Менажерийный пруд.

5. ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ.

 В Летнем саду находится  Летний дворец Петра I .   (Слайд № 9)  Летний дворец. Сначала Петр I жил в деревянном домике, построенном в  1703 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Этот  деревянный дом Петр I и назвал своим «летним дворцом»,  потом это название по наследству перешло к новому зданию, в  котором  царская семья  действительно жила в летнее время. Сначала в своем доме он отдыхал и следил за ходом работ, а затем здесь жил с семьей летом. Внешний облик дворца за три века  почти не изменился.  

6.РЕШЕТКА  ЛЕТНЕГО  САДА.

             « О  Фельтен! Как дивятся поколенья

    Твоей решетке (век она жива!),

     Когда сквозь тонко связанные звенья

     Просвечивается сизая Нева…»  (В.Рождественск ий.)

 «Я к розам хочу, в тот единственный сад,

   Где лучшая в мире стоит из оград, ..

   Где статуи помнят меня молодой,

   А я их под невскою помню  водой.

   В душистой тени между царственных лип

   Мне мачт корабельных мерещится скрип.

    И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

   Любуясь красой своего двойника.»

Ребята, кто догадался, о чем сейчас мы будем говорить?

_ О решетке Летнего сада.

(Слайд 10) Решетка Летнего сада.

Да, ребята ограда увековечена и в рисунке и в слове. Решетка Летнего сада самая красивая не только в Петербурге, но и в мире.

    Обращенную на Дворцовую набережную северную границу Летнего сада замкнула великолепная ограда, сооруженная  по проекту архитекторов Ю.М.Фельтена  и П.Е.Егорова в 1770-1784 годах.

      Ограда состоит из 36 гранитных столбов-колонн и железных кованых звеньев решетки с орнаментальными украшениями из золоченой бронзы. Среди натянутых струн ее решетки золотятся лепестки цветов, ворота украшают вазы с огромными букетами роз. Известная всему миру своим строгим, изысканным узором, она издавна стала символом нашего города.   

  Возле выхода  из сада стоит Порфировая ваза. Это подарок императору Николаю I от шведского короля Карла XIV в знак доброй воли после многочисленных  войн между Россией и Швецией .  (Слайд № 11) Порфировая ваза.

    На территории Летнего сада создан музей  археологических находок. 

А Летний сад – это не только сад, но и музей под открытым небом.

Наша экскурсия подошла к концу.

А сейчас, вы флажками отметите на плане Летнего сада , где мы сегодня с вами  побывали. Например, Гербовый фонтан- №14, находим на плане № 14 и прикрепляем магнитик)

( На  отдельном плане Летнего сада ученики прикрепляют цветные магнитики)

План схема Летнего сада в Санкт-Петербурге 

Я думаю,  вы обязательно побываете с родителями в этом удивительном уголке города. Красотой Летнего сада можно только восхищаться . Очень важно хранить и беречь эту «жемчужину» Санкт-Петербурга.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей Тальцы под открытым небом.

Здесь вы найдёте материал " Быт наших предков"...

Конспект открытого классного часа "Дом под небом голубым"

Воспитание патриотических качеств у младших школьников, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей....

Проект "Музей под открытым небом "Сквозь призму веков"

Городской проект "Музей под открытым небом "Сквозь призму веков"...

День рождения Этностойбища под открытым небом

Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников. Цели и задачи:Воспитание здорового гражданина, патриота своей Родины; расширение знаний обучающихся  о культуре и традициях народов ...

КТД на тему: «Санкт-Петербург- музей под открытым небом»

КТД  на тему: «Санкт-Петербург- музей под открытым небом»...

Сценарий квеста «Новосибирск – музей под открытым небом»

Для каждого из нас город Новосибирск – многогранный. В юбилейный год каждый житель готов одарить его особым теплом и заботой. Мы проявляем   свою любовь в творчестве и активной граждан...