Организация работы со слабоуспевающими учениками начальной школы
статья (3 класс)

Правила работы со слабоуспевающими учащимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы со слабоуспевающими учениками начальной школы


Введение

На протяжении многих лет в педагогической деятельности меня интересовала работа со слабоуспевающими учащихся, так как в каждом классе у меня были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся, с которыми я сейчас работаю – это дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности к школе.

Несмотря на усиленное внимание к данному вопросу и упорные поиски путей решения проблемы, ежегодно сталкиваются с ней лицом к лицу.

Кто же они, слабоуспевающие ученики? Каковы их особенности?

Давайте посмотрим ещё раз на особенности слабоуспевающих учащихся.

Особенности слабоуспевающих учащихся:

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень актуального развития;
  • отсутствие познавательного интереса;
  • не сформированы элементарные организационные навыки;
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;
  • нет опоры на родителей как союзников учителя-предметника;
  • дети, в основном, из асоциальных семей;
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях.

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего «возвратить его» на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:

  • чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов;
  • нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам;
  • нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Помощь слабоуспевающему ученику

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

  • для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
  • учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

  • разнообразить виды деятельности;
  • проветривать кабинет;
  • проводить физминутки;
  • всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • карточки для индивидуальной работы
  • задания с выбором ответа
  • деформированные задания
  • «разрезные» теоремы
  • перфокарты
  • карточки-тренажеры
  • творческие задания
  • «карточки-информаторы»
  • «карточки с образцами решения»
  • «карточки-конспекты»

Правила работы со слабоуспевающими учащимися

В работе со слабоуспевающими учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал. Нужно постараться разбить его на отдельные информационные блоки и давать их постепенно, по мере усвоения.
  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к  ним относится.
  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Дифференцированный подход в обучении

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

  • при закреплении;
  • при проверке домашнего задания;
  • при самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  • карточек-заданий, определяющих условие предлагаемого задания;
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Индивидуальные и разноуровневые домашние задания.
  5. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

Часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав несколько примеров по теме, я вызываю 3-4 человек к доске, даю им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.

В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • слабому – выполнить посильный объем работы.

Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно-ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничествеГлавная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе задания.

Работа с родителями неуспевающих детей

И, наконец, последнее, на чём хочу остановиться. В работе со слабоуспевающими учениками опираюсь на помощь родителей.

Важно, чтобы у ребенка не было пропусков. Многие дети постоянно болеют. Из - за частых пропусков даже сильный ученик может стать слабоуспевающим. Так вот, чтобы этого не случилось, прошу родителей заниматься с детьми дома, чтобы они не запустили учебный материал. Объясняю, как это важно. Провожу, так называемые, уроки по телефону. Объясняю тему детям и родителям. Дальше уже все зависит от желания родителей помочь своему ребенку. После того, как ученик выздоровел, проверяю степень усвоения пропущенных тем, и на дополнительных занятиях закрепляем материал.

Можно еще остановиться на многих, на мой взгляд, очень важных моментах. Это и организация работы консультантов из числа хорошо успевающих учеников, и обучающие игры на уроках, и необходимость проведения зарядок и физминуток. Главное, чтобы вся эта работа сопровождалась верой в ребенка и шла от сердца. Ибо, как говорил Песталоцци: «В сердце войдет только то, что идет от сердца».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями учащихся начальной школы

В данном материале отражены принципы работы с родителями младших школьников, задачи взаимодействия педагогов и родителей, формы работы с семьёй....

Мастер – класс «Организация работы с информацией в начальной школе»

Практическая значимость: • ознакомление с различными видами задач при работе с информацией на уроках в начальной школе; • предлагаемые на занятии виды задач можно применять на уроках всем педа...

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Выступление на педагогическом совете...

Индивидуальный образовательный маршрут на слабоуспевающего ученика начальной школы

ИОМ на слабоуспевающего ученика 4 класса с диагностикой основных учебных затруднений, отношения к учебному процессу, анализом причин слабой успеваемости, картой индивидуального развития учащегося, ито...

План работы со слабоуспевающими обучающимися начальной школы

В методической разработке представлен План работы со слабоуспевающими обучающимися начальной школы:цели,задачи,виды деятельности....

Формы и методы работы со слабоуспевающими в начальной школе.

Статья посвящена изучению причин  неуспеваемости и подборе форм и методов  работы со слабоуспевающими....