проект класса "Наши имена".
проект

Назаркина Светлана Леонидовна

"Наши имена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект "наши имена"124 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дударевская средняя общеобразовательная школа»

«Наши имена»

                                                                         

Выполнили обучающиеся 2  класса.

 Руководитель: учитель  начальных  классов  Назаркина С.Л.

                                                             

                 


                                 Содержание

1. Методический паспорт проекта

2. Актуальность проекта.

3.Этапы проекта

5. Имена нашего класса

6. Значение наших имен.

7.Распространенные имена в нашей школе

5.Заключение

6. Используемая литература

Методический паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема

«Наши имена»

Учебный предмет

 Окружающий мир,  кружок  «Доноведение» (внеурочная деятельность)

Адресация

Обучающиеся начальных классов

Участники проекта

Учитель, дети, родители

Тип проекта

Поисково-исследовательский, индивидуально-групповой, среднесрочный, информационный;

Обоснование темы выбранного проекта

Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Мы хотели узнать историю происхождения и значение  наших имён и имён обучающихся начальных классов, какие имена наиболее популярны в наши дни.

Цель проекта

1.Создание справочника «Наши имена» и книжки – малышки «Моё имя»

Задачи проекта

Гипотеза

исследования

1.Узнать, что такое имя, какая наука занимается изучением имён.

2. Узнать об истории и происхождении имен класса.   3. Выявить знаменитых людей, которые имеют такие же имена.

4.Изучить списки обучающихся начальной школы  с целью определения самых популярных и самых редких имён.                                                                          5.Развивать навыки исследовательской деятельности.  6.Расширить свой кругозор при помощи различных источников информации.                                                                   7.Укрепить  взаимоотношения между детьми и родителями.

     Существует мода на имена, и через каждые пять лет популярными  становятся новые имена.    

Предмет исследования

Имена  

Методы исследования

1.Изучение литературы.                                                   2.Беседа с родителями.                                           3.Поиск информации в Интернете.                    4.Собственные наблюдения.                                             5. Анкетирование.

Методика исследования

1 этап: подготовительный

Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования,

планирование, определение источников информации,

определение группы учащихся, определение направлений работы.                                                          2 этап: работа по определённым ранее направлениям:                анкетирование и опрос обучающихся  начальных классов;                                                                          изучение этапов  истории имен;                                  проведение социологического исследования.

3 этап: обработка и оформление собранного материала;

систематизация и оформление добытых при исследовании материалов.

4 этап: защита проекта:

подготовка сообщений о значении и происхождении своего имени; презентация проекта.

Планируемый результат

Создание  справочника  «Наши имена»  и  книжки – малышки «Моё имя»

        1.Как и когда возникла идея этого проекта? Как мы  выбирали тему проекта?

На уроке окружающего мира мы изучали темы «Моя семья». «Моё имя»  и продолжили изучение этих тем на кружке «Доноведение».

           Нам стало  интересно, почему нас так назвали? Что же означают наши имена? О чём думают родители, когда дают ребёнку имя?  Нам захотелось узнать больше о наших именах и мы решили выполнить проектную работу.  

 Цель нашей работы.

Создание справочника «Наши имена» и книжки – малышки «Моё имя»

Мы поставили  перед собой задачи:

1)Узнать, какая наука занимается изучением имён?

1) Узнать о  происхождении  и значении наших имён.                                                                          

2)  Отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше   от тех, которые дают сейчас?

3)Какие имена являются самыми распространенными в нашем классе и в начальной  школе?

 Как мы проводили исследование.

Мы использовали следующие методы:

1.Изучение литературы.

2.Беседа с родителями.

3.Поиск информации в Интернете.

4.Собственные наблюдения.

5. Анкетирование.

Перед началом работы нами было проведено анкетирование среди обучающихся  начальных классов.  В анкетировании приняли участие   20 человек.

Результаты анкетирования.

Вопросы

Да

Нет

Знаешь ли ты, что такое «имя»?

3

17

Знаешь ли ты, что такое «именины»?

0

20

Знаешь ли ты значение своего имени?

4

16

Знаешь ли ты происхождение своего имени?

0

20

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу.

  Мы изучили справочную  литературу и узнали, что

 изучением имен занимается особая наука-  ономастика 

и её раздел антропонимика

(греч. νθρωπος — человек и νομα — имя)

В Токовом словаре  русского языка Сергея Ивановича Ожегова мы прочитали:

«Имя- личное название человека, даваемое при рождении»

Из словаря  Владимира Ивановича Даля мы узнали:    

«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность.

Имя человека, собственное имя;                                                                                                      

крестное, ангельское имя дается по Святому.

Как на Руси появлялись имена?

Загадочную, необъяснимую власть имён над судьбой человека заметили ещё древние.

В России, например, вплоть до XVII века родители держали в   секрете, как они назвали ребенка, пытаясь обмануть злых духов.

Или ребенку давали два имени – одно было ложным, второе настоящим.

Так могли появиться следующиее имена:

Волчий Хвост,   Лубяная сабля, Гнилозуб

В древней Руси детям давали осмысленные имена: Добрыня - добрый,    Малуша – маленький,   Крикун – крикливый,  Первуша - родился первым, Зима – родился зимой и т.д. Позже их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Пётр – «камень», Виктория – «победа».

 С приходом христианства появились крестильные имена древнееврейского происхождения: Анна, Даниил, Захар, Илья.

 Имя наречение совершалось при крещении. По словарю В.И.Даля 

ИМЕНИНЫ ( мн.) – день ангела, соименного  Святого.

Православным имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадал с днем рождения . Так святой становился покровителем и защитником. Этот день  - день именин. Например, именины Екатерины - 7декабря, Натальи-                                     8 сентября, Татьяны – 25 января.

   На выбор имени ребенка влияют традиции семьи, модные веяния,  религиозные корни и даже политические взгляды родителей.

Вот  несколько   имён 20-30х годов:

•    Велиор — ВЕЛИкая Октябрьская Революция

•    Донэра - Дочь Новой ЭРы

•    Леундеж - ЛЕнин Умер, Но Дело Его Живет

•    Ворс - ВОРошиловский Стрелок

•    Гертруда - ГЕРоиня ТРУДА

Эти имена трудно произносятся.

 Хорошо, что мода на такие имена прошла.

Имя много значит для человека.    Оно раскрывает характер человека,       может повлиять на судьбу человека .

Имена – привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир

и неповторимая судьба человека.    

Рассказы ребят о своих именах.

  • Значение имени-Егор     Русская форма Егор   произошла от древнегреческого имени Георгий и переводится как «землепашец или земледелец».
  • Именины – 4 октября, 26  ноября
  •  Характер – общительный, дружелюбный, иногда упрямый, ворчливый. Это имя одарило своих обладателей старательностью и трудолюбием. Егор любит анализировать все происходящее вокруг, но обида и несправедливость могут привести в ярость.
  • Знаменитые люди  с таким именем:
  • Граф Егор Петрович Толстой (1802—1874) — русский генерал-лейтенант, сенатор.

Егор Яковлевич Леман (1834 -1901) — русский живописец-портретист.

Егор Иванович Золотарев (1847-1878) — российский математик, академик Петербургской АН (1878). Разработал теорию делимости целых чисел.

  • Егор Бероев (09.10.1977)   - российский актёр театра и кино.
  •  Егор Кончаловский (15.01.1961) – российский режиссёр, актёр, сценарист.

  • Значение имени- Имя Иван  является русской формой древнееврейского  имени Иоанн и означает «Милость Божья»
  •   Именины – 12 апреля, 7 июля, 9 октября
  •   Характер – мальчики с таким именем могут иметь самый разный характер, то они тихие и неприметные, а то становятся непоседами и буянами. Имеют широкий круг интересов и увлечений.
  •   Знаменитые люди с таким именем:

    Иван Васильевич Грозный (1530-1584) - первый русский царь  

    Иван Федоров (ок. 1520 —1583) — основатель книгопечатания в России  (первый букварь)

    Иван Андреевич Крылов (1769-1844) -русский поэт, писатель, баснописец

    Иван Константинович Айвазовский  (1817-1900)  -  выдающийся русский живописец, маринист.

    Иван Иванович Шишкин  (1831-1897)  - известный русский художник, пейзажист, живописец .

Значение имени-Михаил. В переводе с древнееврейского языка  имя Михаил переводится как  «подобный  Богу".  

 Именины – 3 января, 27 февраля, 7 марта, 20 апреля, 30 декабря.

 Характер – Очень часто мальчики, носящие имя Михаил, крепкие, спортивные, здоровые. Они любят приключения, соревнования. Часто из-за своего подвижного образа жизни приносят немало хлопот родителям. Будучи взрослым, Михаил выбирает профессии, связанные с риском, путешествиями, командировками.

 Знаменитые люди  с таким именем:

 Михаил Федорович Романов - русский царь (с 1613), первый царь из династии Романовых.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – первый русский ученый мирового значения.

Михаил Илларионович Кутузов (1745 - 1813) — русский полководец.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 -1841) — русский поэт.

Михаил Горбачев, первый президент СССР (р. 1931)  

 Я постараюсь не запятнать  имени Михаил, постараюсь делать только хорошие поступки, чтобы  оставить достойный след на Земле.

Мы провели социологическое исследование имён начальной школы. Всего   обучающихся-…28. Имен -22 …(некоторые имена повторяются) 

Исследование имен  показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен-12     На втором месте имена, которые имеют латинское и еврейское  происхождение- (по 4).

   На третьем месте имена, имеющие славянское происхождение– 2      

Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?

42% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

28% - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;

14% обучающихся назвали в честь близких родственников по желанию семьи;

9% - были названы именами, потому что они редкие.

7% - были названы именами, потому что они красиво звучат и легки в произношении.

Мы составили списки  имён обучающихся1-5классов.

Итогом нашей работы являются следующие результаты.

1.  В нашем классе-1-Егор. 1-Иван, 1-Михаил, 1-Станислав.

2.В начальных классах - 2 Сергея,2 Михаила, 2- Даниила,  2- Анастасии, 2 Олеси,

Остальные имена  по одному.

Самые популярные женские  имена  –  Анастасия, Олеся.  Самые популярные мужские имена – Сергей, Даниил.

Мы изучили список имён 1-5кл.2011г

Самые популярные женские  имена  –  Татьяна, Елена, Дарья.  Самые популярные мужские имена –Александр, Иван, Сергей,

Мы сделали вывод

Наша гипотеза подтвердилась. Мода на имена существует.  Но через пять-десять лет одни популярные имена сменяются другими. Все зависит от времени и места, где вы живете. На выбор имени ребенка влияют традиции семьи, модные веяния,  религиозные корни и даже политические взгляды родителей, также учитывается красота звучания имени, удобство в произношении.

   Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями.

Так у нас появился словарь-справочник наших имён:

 Анастасия – (греч) воскресшая, возрожденная.

Виктория – (греч.) означает  «победа».

Владимир – (слав.) владеющий миром.

Дарья – (лат.)сильная, побеждающая, победительница. Женский вариант имени персидского царя Дария. И с древнеперсидского переводится приблизительно как "обладательница", "владеющая".  

Данила, Даниил – (евр.)  означает «судья Божий».

Евгения- (лат.) благородная.

Егор -(греч.) земледелец.

Елена - (греч) светлая.

Елизавета - (греч.) почитающая Бога.

Захар -(евр.)  память Бога

Иван-  (греч.) «божий подарок».

Илья - (евр.)  сила божья.

Константин греч.).«постоянный»,«стойкий».
Марк – ( лат.) «молоток
», есть и др. вариант (франц.) «маркиз».

Марина - (греч.) морская

Михаил- (евр.) « подобный Богу».

Никита - (греч.)  означает победитель, победоносный, побеждать.

Олеся - (греч.) мужественная.

Пётр – (греч.) означает камень.

Сергей  (лат.)  «уважаемый, почитаемый»

Софья (греч.)- мудрость, разумность

Станислав - (славян.) стать славой.

По     частоте   употребления имена распределились следующим образом.

2016г

По     частоте   употребления имена распределились следующим образом.

2011г

Выводы:

Наша гипотеза подтвердилась. Мода на имена существует.  Но через пять-десять лет одни популярные имена сменяются другими. Все зависит от времени и места, где вы живете.

На выбор имени ребенка влияют традиции семьи, модные веяния,  религиозные корни и даже политические взгляды родителей, также учитывается красота звучания имени, удобство в произношении.

  Заключение.

 Имя человека - это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена – особые слова, они должны быть  у всех людей, каждый человек имеет свое имя. Имя много значит для человека и может повлиять на его характер, но какие бы имена мы не носили, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

     Литература:

1.Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.

2.С.И. Ожегов «Словарь» - М.:ИТИ Технологии, 2008 г.

3.Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.

4. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.

5.http://www.imena.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: "Откуда пришли к нам наши имена"

В данной методической разработке представлены сценарий внеклассного мероприятия и презентация по теме "Откуда пришли к нам нащи имена"....

Мастер класс "Наши имена"

Занятие по внеурочной проектной  деятельности "Наши имена"...

Презентация к мастер классу "Наши имена"

Презентация к мастер классу "Наши имена"составлена для учителей, занимающихся на ИСП нашей школы...

Классный час "Наши имена"

Классный час "Наши имена"был проведён во 2 классе в рамках "Недели начальных классов". Учащиеся познакомились с историей появления имён, с их значением и т.д....

Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"

Беседа даст  детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...

Проектная работа "Первые шаги в науку"-"Наши имена"

Приготовила ученица 4 класса -Жульева Анна- Кратовская СОШ №28 Московской обл....

Проектная работа "Первые шаги в науку"-"Наши имена"

Приготовила ученица 4 класса -Жульева Анна- Кратовская СОШ №28 Московской обл....