Статья развитие математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности
статья (4 класс)

Прокаева Светлана Сергеевна

Изучение математических способностей школьников и условий их развития и воспитания является очень значимым для практики обучения в школе, поскольку математика – это один из самых важных предметов школьного курса. В статье представлены данные экспериментального изучения математических способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Развитие математических способностей младших школьников во внеурочной деятельности»

Аннотация. Изучение математических способностей школьников и условий их развития и воспитания является очень значимым для практики обучения в школе, поскольку математика – это один из самых важных предметов школьного курса. В статье представлены данные экспериментального изучения математических способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: математические способности, внеурочная деятельность.

Понятие «развитие математических способностей» считается очень сложным, комплексным и многоаспектным, состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые нужны для развития у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Математические способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, которые отвечают требованиям учебной математической деятельности и обуславливают при равных условиях успешное творческое овладение математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области математики. Для целенаправленной и успешной работы по развитию математических способностей у младших школьников  каждый учитель, в первую очередь, должен иметь целостное о них представление.

Исследователи, которые занимались проблемами математических способностей, формирования и развития математического мышления (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, З.И. Калмыкова, А.Н. Колмогоров, В.А. Крутецкий, К.А. Рыбников и др.), при всем многообразии высказываемых мнений, выделяют, в первую очередь, характерные особенности мышления математически способного ребенка (а также профессионального математика), в точности, гибкость мышления, т.е. нешаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, с легкостью переходить от одного пути решения к другому, выходить за пределы обычного способа деятельности и находить новые способы решения проблемы при измененных условиях. Вероятно, что данные особенности мышления напрямую зависят от особой организованности памяти (свободных и связанных ассоциаций), воображения и восприятия.

В начальных классах курс математики довольно сложен. Очень часто дети испытывают различного характера сложности при усвоении школьной программы по математике. Вероятно, одной из главных причин подобных затруднений является потеря интереса к математике как предмету.

Таким образом, одной из более значимых задач педагогов и родителей – сформировать интерес к математике у детей младшего школьного возраста. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме позволит ребенку в будущем быстрее и легче усваивать школьную программу.

По этой причине вопрос их формирования более остро встает именно в данный период. В современном мире, мире повсеместного внедрения разнообразных систем развивающего обучения, формирование математических способностей обеспечивается самим процессом школьного курса математики. Но не нужно пренебрегать и внеучебными средствами, которые способствуют укреплению и развитию математической активности.

Внеурочная работа является составной частью учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, одной из форм организации досуга обучающихся. Она бывает различной по содержанию и формам. Образовательной по содержанию считается внеурочная  деятельность по математике.

Исследование состояния школьной практики уверяет нас в том, что внеурочная работа с младшими школьниками осуществляется, главным образом, не регулярно, стихийно, можно сказать – «по красным датам календаря». Педагоги не ориентируются на организацию внеурочной деятельности по математике, которая способна заинтересовать «слабо» успевающих и «средних» обучающихся. Методика проведения внеурочных занятий не достаточно разработана, поэтому эффективность такой работы весьма низкая.

Цель нашего исследования: изучить теоретические аспекты проблемы развития математических способностей младших школьников во внеурочной деятельности и экспериментально проверить реализацию программы внеурочной деятельности по математике, направленной на развитие математических способностей младших школьников.

На этапе констатирующего эксперимента нами определялись уровни развития математических способностей младших школьников в количестве 40 учащихся двух вторых классов (из них 20 человек принимали непосредственное участие в экспериментальной работе).

Для организации констатирующего эксперимента организованно анкетирование учителей, в котором принимали участие 8 учителей начальных классов, с детьми был проведен использовался тест «Решение задач».

По результатам констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы мы получили сводную характеристику уровня развития математических способностей младших школьников: в контрольной группе высокий уровень математических способностей выявлен у 15 % детей, средний уровень у 50 %  детей, а низкий уровень у 35 % детей. В экспериментальной группе высокий уровень математических способностей выявлен у 15 % детей, средний уровень у 45 %  детей, а низкий уровень у 40 % детей.

Сравнительный анализ полученных данных показывает, что на этапе констатирующего эксперимента развитие математических способностей младших школьников и в контрольной, и в экспериментальной группах находилось примерно на одном уровне. Причем большинство составляли учащиеся со средним уровнем умений, что говорит о необходимости повышения эффективности процесса развития математических способностей во внеурочной деятельности – основной формой организации которой является математический кружок «Юный математик». Программа рассчитана на 25 часов в год с проведением занятий 1 раз в  неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Занятия планируются на весь учебный год – с октября до середины мая. Нами проведено 13 занятий.

Заключительный этап опытно-экспериментальной работы включал определение степени влияния предложенной программы внеурочной деятельности по математике, направленной на развитие математических способностей младших школьников. Для того, чтобы выявить данные изменения, было организовано наблюдение за учащимися контрольной и экспериментальной групп, которые проводились как в процессе изучения нового материала, так и при решении задач.

Анализируя уровень развития математических способностей младших школьников, нами была проведена диагностика, в ходе которой использовался тест «Решение задач».

Проанализировав результаты выполнения теста, мы пришли к выводу:

- учащиеся смогли за короткий промежуток времени составить из простых задач сложные, правильно сформулировав условие задачи;

- у учащихся сформировались умения решать задачи, правильно формулировать пояснение к каждому действию, обосновывать способ решения задачи и объяснять, почему именно выбранный ими способ можно считать наиболее рациональным;

- у учащихся достаточно сформированы вычислительные навыки и умения.

По результатам контрольного этапа опытно-экспериментальной работы нами составлена сводная характеристика уровня развития  математических способностей младших школьников: В экспериментальной группе высокий уровень у 6 человек (30%), средний уровень у 14 человек (70%) и низкий уровень не выявлен (0%). Оценивая уровни развития математических способностей экспериментальной группы, можно сделать вывод о том, что преобладающим уровнем является средний, представленный большей половиной класса – 70%, на втором месте высокий зафиксированный у 30% и с низким уровнем учащихся нет.

В контрольной группе высокий уровень у 4 человек (20%), средний уровень у 11 человек (55%) и низкий уровень у 5 человек (25%). Оценивая показатели математических способностей контрольной группы, можно сделать вывод о том, что преобладающим уровнем развития математических способностей, является средний уровень (55%). На втором месте зафиксирован низкий уровень (25%), а с высоким уровнем выявлено 20% учащихся.

В соответствии с задачей контрольного эксперимента, состоящей в проведении сравнительной характеристики уровней развития математических способностей младших школьников на всех этапах опытно-экспериментальной работы, мы посчитали целесообразным показать динамику развития математических способностей младших школьников, произошедшие в течение опытно-экспериментальной работы, в контрольной и экспериментальной группах.

Уровень развития математических способностей младших школьников экспериментальной группы значительно повысился. Так процент учащихся имеющих высокий уровень развития математических способностей повысился на 15% и составил 30%, учащихся со средним уровнем развития математических способностей повысился и составил 70%, учащихся с низким уровнем развития математических способностей составило 0%.

Так, процент учащихся в контрольной группе имеющих высокий уровень развития математических способностей повысился на 5 % и составил 20%, процент учащихся со средним уровнем развития математических способностей, увеличился на 5%  и составил 55%, процент учащихся с низким уровнем математических способностей, снизился на 10% и составил 25%.

При сравнении результатов второго среза с первым, мы увидели, что в экспериментальной группе уровень развития математических способностей повысился, а в контрольной группе, где не проводилось специальной работы, он повысился не значительно.

Проанализировав полученные результаты на начало и конец опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод, что после реализации программы внеурочной деятельности «Юный математик», способствующего развитию математических способностей младших школьников, в экспериментальной группе произошли значительные сдвиги, и уровень математических способностей повысился, по сравнению с уровнем развития математических способностей учащихся контрольной группы. Отсюда следует, что развитие у младших школьников математических способностей будут обеспечены, если учитель помимо уроков математики будет систематически работать над развитием математических способностей и во внеурочной деятельности.

Таким образом, на основании результатов опытно-экспериментальной работы, мы можем судить об эффективности программы внеурочной деятельности по математике во время формирующего эксперимента, который дал положительные результаты в развитии математических способностей младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашова, О.Б. Математические способности младших школьников [Текст] / О.Б. Балашова. – М.: Наука, 2009. – 126 с.

2. Гусев, В.А. Внеурочная работа по математике [Текст]: Книга для учителя / В. А. Гусев. – М.: Просвещение, 2009. – 153 с.

3. Калинин, Д. Математический кружок. Новые игровые технологии [Текст] / Д. Калинин. – М.: Первое сентября, 2011. – 228 с.

4. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В.А. Крутецкий. – М.: МОДЭК, 2006. – 416 с.

5. Николаева, С.В. Развитие математических способностей младших школьников посредством решения задач [Текст] / С.В. Николаева // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 67-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...

Развитие математических способностей у младших школьников

Материал будет интересен учителям начальных классов....

Статья "Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников в группе продлённого дня."

Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания)....

Методический семинар ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Математика помогает человеку во всех его делах. Она нужна не только инженерам, конструкторам, бухгалтерам, но и работникам иных сфер. Без измерений и вычислений нельзя сделать и стула.  «На...

СТАТЬЯ " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".

С Т А Т Ь Я " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может б...