Компьютер в жизни младшего школьника
материал (2 класс)

Горелова Анна Фёдоровна

Родительский лекторий. начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuter_v_zhizni_shkolnika_lektoriy.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий

«Компьютер в жизни младшего школьника» 1-4 класс

Цели:

  • Определить влияние компьютера на здоровье детей и дать родителям рекомендации по сохранению здоровья при работе за компьютером;
  • Расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером.

       «Компьютерной проблемы не существует.
Есть проблемы отношений
со сверстниками и проблемы общения в семье»
З. и Н. Некрасовы

Отгадайте загадку и определите тему нашей встречи.

С ним мы в игры поиграем, 
С ним мы тексты набираем, 
Он оформит их красиво 
И разложит по архивам. 
Он работу нам облегчит, 
Связь мгновенно обеспечит. 
Он рисует и поет, 
В Интернет с собой ведет. 
Друг что надо! Просто супер! 
Персональный наш…(Компьютер)

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни.

       Сегодняшние школьники – представители нового цифрового поколения пользователей интернета, они чувствуют себя в глобальной сети естественно и непринужденно. Интернет является полноценной частью образа жизни современных детей. В новых стандартах начальной школы предполагается, что каждый ребенок должен иметь доступ к компьютеру и интернету.

Как вы считаете, тесное общение вашего ребёнка с компьютером является проблемой?

Предлагаю вам поработать в группах. На желтых лучиках определите положительные стороны использования компьютера школьником.

Самостоятельная работа. Вывешивание лучиков на доску.

Как ВЫ думаете есть ли отрицательные стороны использования компьютера? На капельках определите минусы использования компьютера.

Самостоятельная работа. Вывешивание капелек на доску.

«Плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка.

***

 «+»

***

 «»

  • вызывает положительный интерес к технике;
  • развивает творческие способности;
  • устраняет страх перед техникой;
  • формирует психологическую грамотность к овладению ПК;
  • развивает воображение, моделируя будущее;
  • воспитывает внимательность, сосредоточенность;
  • помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;
  • тренирует память, внимание;
  • развивает быстроту действий и реакции;
  • воспитывает целеустремленность.
  • отрицательное влияние на физическое развитие;
  • повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
  • содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
  • обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
  • способствует развитию гиподинамии;
  • снижает интеллектуальную активность;
  • ухудшает зрение.
  • стеснённая поза;
  • заболевания суставов кистей рук;
  • затрудненное дыхание;
  • развитие остеохондроза;
  • наличие излучения от монитора;
  • психическая нагрузка  и стресс при потере информации;
  • компьютерная зависимость.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Вывод: Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, т. е. в какие компьютерные игры играют ваши дети.

Вопрос: В какие игры играет ваш сын (дочь)? Каковы правила и продолжительность этих игр?

Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:

  • игры типа «убей их всех»
  • игры – приключения
  • игры стратегические, в которых требуется принимать решения
  • развивающие и обучающие игры
  • графические, связанные с рисованием, конструированием.

1. Игры типа «убей их всех»

Слайд говорит сам за себя. Это игры с воинственными сюжетами, лужами проливаемой крови и горами трупов. Естественно это всё провоцирует  вспышки гнева, зла и  насилия у детей.

Герои «стрелялок» и «бродилок», как правило, имеют несколько жизней. И увлеченный игрой ребенок, «проживая» за день несколько десятков жизней, теряет уважение к своей собственной, утрачивая инстинкт самосохранения и притупляя чувство опасности.

2. Игры - стратегии

Формируют внутренний план действий, развивают память, мышление, воображение. Но психологи говорят о том, что такие многоуровневые игры особенно опасны для детей. Психоэмоциональное возбуждение ребенка подрастает с каждым уровнем, приводя к повышению артериального давления, учащенному сердцебиению, повышению уровня адреналина в крови, требуя физической разрядки, нередко с агрессивной направленностью по отношению к окружающим.

3. Игры- приключения

Это игры  на основе мультипликационных фильмов. Они очень красочны и эмоциональны, но здесь необходимо тоже быть настороже.

Японскими врачами были описаны массовые эпилептические припадки у детей, которые смотрели компьютерные мультфильмы. Оказалось, что световые мелькания на дисплее навязывают свой ритм коре головного мозга, вызывая судороги.

4. Обучающие и развивающие игры

Они очень эмоциональны, сопровождаются весёлой детской мелодией или песней. При их создании использованы красивые яркие краски, которые привлекают внимание детей. Они очень познавательны: дети получают знания об окружающем мире, учатся  писать, считать. Происходит развитие творческих способностей, мыслительных процессов.

Мы  доказали, что к выбору детской компьютерной игры или программы нужно относится с особым вниманием, потому то как показывают исследования психологов в этой области ребёнок попадает в зависимость от компьютера.

5. Графические, связанные с рисованием, конструированием.

Обучение графическому конструированию, выделение различными способами основных элементов изображаемого объекта не только обогащает опыт ребенка, но и развивает внимание к окружающему. Что в итоге ведет к развитию творчества и фантазии.

***Положительные стороны игр: компьютерные игры развивают логику, мышление, память, внимательность, в некоторых играх развивает знание иностранных языков, знание компьютера и т.д.

***Отрицательные стороны игр: психические расстройства, ухудшение зрения, развитие жестокости, игры как “наркотики”, ухудшение физической, учебной подготовки.

Вывод: Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для людей, могут стать и вредными для них. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости от виртуального мира. Но те, кто не пренебрегает правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не испытает. И компьютер для них будет только другом.

Рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития младшего школьника:

  • Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
  •  Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
  • Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
  •  Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
  •  Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Вывод: К выбору детской компьютерной игры или программы нужно относится с особым вниманием, потому то как показывают исследования психологов в этой области ребёнок попадает в зависимость от компьютера.

***Компьютерная зависимость

         Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость (различают психологическую зависимость от Интернета и компьютерных игр). Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета  могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства.  Нужно обеспечить ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Реальная жизнь должна быть  яркой, насыщенной, интересной.

        К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:

– ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

 – провел хотя бы одну ночь у компьютера;

 – прогулял школу – сидел за компьютером;

 – приходит домой и сразу садится за компьютер;

 – забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);

 – пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;

 – конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Выводы:

        Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.

7 шагов к спасению от компьютеромании

  • Самим ориентироваться в том, что интересно ребенку.
  • Как можно больше времени проводить вместе.
  • Первое время сидеть за компьютером вместе, тогда машина не станет для него большим авторитетом.
  • Больше разговаривайте с ребенком.
  • Прививайте ребенку «компьютерный вкус».
  • Не покупайте жестокие игры.
  • Не забывайте, что дети по-прежнему с удовольствием рисуют, раскрашивают, играют с друзьями, лепят, занимаются спортом.

***Учите ребенка работать за компьютером!

***И на последок:

  • Находите время для работы – это условие успеха.
  • Находите время для размышлений – это источник силы.
  • Находите время для игры – это секрет молодости.
  • Находите время для чтения – это основа знаний.
  • Находите время для дружбы – это условие счастья.
  • Находите время для мечты – это путь к звёздам.
  • Находите время для любви – это истинная радость жизни.
  • Находите время для веселья – это муза души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режим дня в жизни младшего школьника

Полезная информация для родительских собраний....

Режим дня в жизни младшего школьника

Полезная информация для родительских собраний....

Телевизор в жизни младшего школьника

Телевизор в жизни младшего школьникаВлияние телевидения на детей огромно: 1. Телевизор, к сожалению, не стал помощником в приучении к работе над книгой. Даже наоборот, предоставляя возможность усва...

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Исследовательская работа на тему "Компьютер в жизни младшего школьника"

В данной работе проведён анализ положительных и отрицательных факторов  воздействия компьютера на ежедневную жизнь младшего школьника....

Здоровый образ жизни как один из способов формирования стиля жизни младших школьников

Статья посвящена актуальной теме формировния здорового образа жизни младших школьников...

Научно-исследовательская работа "Роль компьютера в жизни современного школьника"

Данная работа создана для защиты на научно-практической конференции "Шаги в науку"....