Формирование УУД в начальной школе
статья (3 класс)

Универсальные учебные действия – это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                      Баева Елена Валериевна

                                 Учитель начальных классов

                МОУ СШ №19

                          П. Товарковский,

                           Тульской область

Формирование УУД в начальной школе

Универсальные учебные действия – это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь. [1].

       Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они

• носят надпредметный, метапредметный характер;

•обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

• обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

•лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её специально - предметного содержания.

• обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося;

 Функции универсальных учебных действий

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный

4) коммуникативный.

Личностные действия (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?) обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Обучающийся должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия (Что делать? Как? Зачем? Что изменится? Что уже усвоено и что ещё нужно усвоить?) обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

— оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения,

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства. [2].

Учебная деятельность имеет определённую структуру или закономерные этапы своего осуществления.

Структура учебной деятельности

Освоение детьми учебной деятельности начинается с самого начала обучения в школе, но достаточно долгое время её структуру задает и удерживает учитель, а ученику для самостоятельного выполнения отдаётся этап запланированных учителем действий.

«Типовые задачи по формированию личностных универсальных учебных действий».

Творческое задание. 1 класс

 Окружающий мир. Урок по теме «Как путешествует письмо?»

- Отгадайте загадку:

Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах

Грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое, как птица,

Если захочешь –

За море умчится.

 (Письмо). [3]

- Кто из вас получал письма?

- Как они до вас дошли?

- Какую роль почтовая связь играет в нашей жизни?

- Кто такой отправитель?

- Кто такой адресат?

-  Составьте схему путешествия письма от отправителя к адресату. (Работа в парах).

- Поменяйте местами таблички.

Критерии оценивания:

Умение проявлять творческие способности, высказывать свои мысли и чувства.

Задание .2 класс

Русский язык. Урок по теме «Однокоренные (родственные) слова».

- Прочитайте, докажите, что слова каждой строчки однокоренные (родственные).

1. Боль, б..лит, б..льница.

2. Свист, св..сток, св..стеть.

3. Старый, ст..рик, ст..руха.

4. Ночь, з..лёный, з..ленеть.

6. Звон, зв..нить, зв..нок.

Какая буква пропущена в каждом из этих однокоренных слов?

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Сделайте вывод: одинаково или по- разному пишется корень в однокоренных словах?

«Типовые задачи по формированию регулятивных универсальных учебных действий».

Задание. 2 класс.

Математика. Урок по теме «Задача».

Цели: формирование умения различать условия задачи, вопрос, правильно оформлять решение задачи.

-  Что известно в задаче?

- Что нужно узнать?

-  Отвечаем на вопрос задачи.

- Решаем задачу.

-Из каких частей состоит задача?

- Дополните условие задачи.

 - Сделайте вывод.

- Составьте задачу по схеме:

 Условие

Вопрос

Решение

Ответ

- Самооценка.

Задание. 2 класс.

Русский язык. Урок по теме «Безударные гласные звуки в корне слов».

Задание. «Составить текст».

- Прочитайте.

1. В гнезде трое грачат.

2. Вот прилетели родители.

3. Грачи стали кормить птенцов жирными червями.

4.Птицы громко пищали.

5. На берёзе грачиное гнездо.

6. Оно сделано из прутьев, глины и травы.

- Установите правильный порядок предложений в тексте.

- Прочитайте вслух, что у тебя получилось.

- Озаглавьте текст.

-Запишите заголовок.

-Запишите составленный текст.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу.

- Оцените свою работу на уроке.

«Типовые задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных действий».

Задание. 2 класс.

Русский язык. Урок по теме «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».

Работа с текстом.

У каждого ученика карточка со стихотворным текстом.

Загремел весёлый гром…

Дождь идёт в лесу густом.

Там сегодня банный день,

Мойтесь все, кому не лень.

Растрепав свои причёски,

Моют головы берёзки.

Запыленные дубы

Моют рыжие чубы.

     З. Александрова

- Прочитайте.

- Озаглавьте стихотворение.

- Что обозначает выражение «банный день»?

- Спишите первые два предложения.

- Работа в парах.

Расскажите друг другу, как найти в предложении подлежащее и сказуемое.

Что такое грамматическая основа?

- Подчеркните в каждом предложении главные члены.

- Оцените свою работу.

Задание. 2 класс.

Литературное чтение. Урок по теме «Хитрые грибы» В. Берестов

«Совместное рисование»

Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Произведение «Хитрые грибы» В. Берестов

- Прочитайте стихотворение.

-Почему автор дал стихотворению такое название?

- Какие строки вызывают у тебя улыбку?

- Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.

Взаимооценка.

«Типовые задачи по формированию познавательных универсальных учебных действий».

Задание «Составить предложение из слов».

Цель: Формировать умение записывать предложение.

Запись на доске.

--- Катаются, на, дети, коньках.

- Можно ли эту группу назвать предложением?

- Почему эту запись нельзя считать предложением?

- Составь из этих слов предложение. Запиши его.

- Докажите, что словосочетание, которое вы записали, - предложение.

- Как вы укрепляете своё здоровье?

- Какими видами спорта вы любите заниматься?

- Какие спортивные игры вы знаете?

Задание «Сочиняем сказку».

Литературное чтение. Урок по теме «Произведение Б. Житкова  ХРАБРЫЙ УТЁНОК».

Цель: развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста, формирование интереса к чтению книг, овладение приёмом антипации.

- Как ты думаешь, случай, о котором рассказал автор, мог произойти с людьми?

- Сочините сказку, но вместо утёнка сделайте главным героем мальчика АЛЁШУ.

- Составьте план сказки и запишите его.

- Представьте вашу работу классу.

- Работа в парах. Докажите ваше мнение, что это сказка.

Ссылки на источники

1.

Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс/под. редакцией М. Р. Битяновой, С. Г. Яковлевой, - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.-96с.

2.

 А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

3.

Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс. – М.: ВАКО,2012-368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Формирование УУД в начальной школе

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позвол...

Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.

Описание  работ  по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения....

ПРОЕКТ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»

  В условиях перехода школ Российской Федерации на ФГОС НОО возникает необходимость организации деятельности младших школьников с их личными Портфолио. Форма представления опыта – инновационный проект...

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Формирование УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО

Универсальные учебные действия. Функции. Виды. Условия обеспечивающие развитие УУД. Связь УУД с содержанием учебных предметов. Преемственность при формировании УУД....