Из опыта работы. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе проектной деятельности.
статья

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Братченко Светлана Викторовна,

    учитель начальных классов

    МОУ СОШ № 46 г. Улан-Удэ.

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе  проектной деятельности.

«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех.
                                                                            В.А. Сухомлинский.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащие в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Основными составляющими творческой личности младшего школьника являются:

- уверенность в своих силах;

- доминирование эмоций радости;

- отсутствие боязни показаться странным и необычным;

- любовь к фантазированию;

- способность быть самим собой, слышать свое «Я».

Сами по себе способности, талант, воспитание, образование еще не делают человека творцом. Можно сколько угодно оперировать знаниями, полученными в учебном процессе, но ничего нового не создавать. Необходимо самому измениться, научиться удивляться миру, видеть его тайны и проблемы, отличные от других, взращивая в себе, таким образом, свой идеал. Можно говорить о наличии творчества лишь там, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, где присутствует, прежде всего, внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества. Одним из направлений по развитию творческих способностей в нашей школе является « Творческие мастерские».      Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Необходимо лишь правильно направить творческую энергию ребят.

Ведущим и основным методом обучения в организации творческой самостоятельной работы детей выступает проектный метод обучения.

Многие ребята создают совместные творческие проекты.

Так в этом году мы с ребятами работали над творческими проектами

« Чудеса из лампочек», «Новогодний хоровод», « В гостях у Феи осени»,                 « Оригами - волшебная страна», « Как прекрасен этот мир», « Очумелые ручки» и др.

При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.

Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения.

Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников.

При выборе тем творческих проектов мы с ребятами учитываем следующие факторы:

  1.   востребованность изделия потребителем;
  2.   сложность и трудоемкость изделия;
  3.   личные интересы и возможности учащегося;
  4.   возможности материальной базы.

Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите. 

  1. Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта,
  2. Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).
  3. Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.
  4. Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию, но и эстетическим требованиям.

       

Братченко С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одно из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности,...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

Курсовая работа "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности".

Цель - изучить особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности....

Статья " развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности" Из опыта работы

развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности является одним из составляющих аспектов формирования УУД. В данной статье описаны этапы работы над развитием творчесих способнос...

Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности (из опыта работы)

Данный материал можно использовать   во внеурочной деятельности. Цель: формирование творческой личности ребенка  средствами театральной педагогики....

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьниковПрактика описания работы по формированию  условий для развит...