Программа по выявлению и развитию способностей обучащихся 1-4 классы
рабочая программа

Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Учитель, воспитатель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Начальное обучение – это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Перед учителем стоит задача: развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по выявлению и развитию  способностей обучащихся

1-4 классы

Пояснительная записка

Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает.

Учитель, воспитатель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то  имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

Способности – это совокупность индивидуальных особенностей людей, способствующих достижению успехов в творчестве, учебе, спорте и т.д.

Начальное обучение – это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Перед учителем стоит задача: развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося.

Эффективность данной программы способствует активному участию учащихся в олимпиадах, конкурсах, исследовательских конференциях.

Срок реализации программы 4 года

Цель:

-  уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностике интеллектуальной одарённости;

- осуществлять научно – методическое сопровождение по данному направлению;

- придерживаться принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.

Задачи:

предусматривать методы самораскрытия одарённых обучающихся, их умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие;

- обеспечивать потребности в новой информации (информационно–коммуникативная адаптация);

- оказывать помощь одарённым детям в самораскрытии (творческая направленность).

Работа с одаренными и талантливыми школьниками осуществляется в трёх направлениях:

  1. Знакомство учителя с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
  2. Выявление одаренных детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей. 
  3.  Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время через:                          - кружки, секции, клубы по интересам,     работу психолога с учащимися.                                                                              

Этапы работы по выявлению и развитию  одаренных детей

I  этап. Сбор информации от родителей, детей, педагогов о достижениях  обучающихся в какой-либо деятельности:

1. Анкетирование родителей «Чем любит заниматься ваш ребёнок?»,

2.Анкетирование учащихся по выявлению интересов «Твой любимый предмет в школе».

3. Анализ особых успехов и достижений учащихся по предметам. 

II этап.  Индивидуальная оценка возможностей ребенка

1.Диагностика потенциальных возможностей детей совместно с психологической службой в школе.

2.Диагностика потенциальных возможностей детей педагогом в классе

3. Создание банка данных по талантливым и одаренным детям.

III этап. Создание программы развития способностей обучающихся

1.Вовлечение в кружковую, внеурочную деятельность.

2.Создание условий для участия детей  в различных конкурсах, олимпиадах, выставках и т.п.

Основные направления реализации программы:

- выявление одаренных  обучающихся;

- создание банка данных «Одаренные дети»;

- разработка индивидуальных форм работы;

- внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;

- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

 - создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

 - развитие системы урочной, внеурочной, и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения;

  - разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся.  

Ожидаемые результаты:

Формирование системы работы с одарёнными обучающимися.

Творческая самореализация школьников.

Обеспечение преемственности в основной и старшей школе.

Формы работы с одарёнными обучающимися:

• групповые занятия с одарёнными школьниками;

• занятия в проектных группах;

• предметные кружки;

• кружки по интересам;

• конкурсы;

• участие в олимпиадах;

Этапы работы:

  1. - 2016г - выявление способностей обучающихся

                        2. 2016 - 2019 – развитие способностей обучающихся

План мероприятий по выполнению программы

на 2016-2020 гг.

Мероприятия

Сроки

1.

Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах работы с одарёнными детьми

Ежегодно

2.

Обучение через методическую работу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации

Регулярно

3.

Отбор методов и приёмов, способствующих развитию мышления, инициативности, творчества

Регулярно

4.

Диагностика одаренных детей

Ежегодно

5.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Март

ежегодно

6.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

Март

ежегодно

7.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь ноябрь

ежегодно

8.

Участие в районных, республиканских олимпиадах

Ежегодно

9.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы

Январь

10.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

11.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

12.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2016 г

13.

Организация работы научного общества обучающихся и учителей (НООУ) в учебном году

Сентябрь

14.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

С 2016 года

15.

Творческий отчет учащихся

Ежегодно май

16.

Обобщение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно

17.

Распространение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно

18.

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно

Диагностики:

1.Оценка уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

2.Методика самооценки обучающегося «Как я вижу себя»

3.Методика «Карта одарённости»

4.Исследовательский метод С.Т. Шацкого

5. «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников» М. Ступницкая

6.Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2-4 классов.

В данной программе представлены этапы настоящей диагостики речевого развития учащихся 2-4 классов, имеющих трудности  письма и чтения разного генеза (из опыта работы)....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны

Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логичес...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...

Рабочая программа по выявлению творческих способностей обучающихся "Первооткрыватели" для 1 класса

Рабочая программа по выявлению творческих способностей обучающихся "Первооткрыватели"...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время

Цель программы:выявление, обучение, воспитание и поддержка                  одарённых детей, повышение социального ...