Статья "Использование игровых методик по преодолению адаптационных проблем первоклассников в работе учителя начальных классов"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Шунькина Татьяна Викторовна

     Статья предназначена для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. В ней рассмотрены проблемы учащихся первых классов в   адаптационный период. Для совершенствования коммуникативных компетентностей младшего школьника очень важно использовать в своей работе игры, которые помогают расширить представление школьников друг о друге, оказывают определённый психотерапевтический эффект. Автор статьи  делится своим опытом работы, где использовались игровые методы, а также психогимнастика.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых методик по преодолению адаптационных проблем первоклассников в работе учителя начальных классов

  В статье  рассмотрены проблемы общения первоклассников  в адаптационный период. Автор делится опытом работы,  где учитель превращает процесс общения друг с другом в удобный и лёгкий для всех  учеников,  используя в своей работе игровые методы и психогимнастику.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности

В.А.Сухомлинский

Происходящие в современных условиях радикальные изменения отечественной образовательной системы связаны с дальнейшей демократизацией и гуманизацией общественной жизни. В этой связи на первый план выдвигается проблема разработки качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам образования. Решение названной проблемы требует анализа уже сложившегося опыта обучения. Анализ всего ценного, что есть в данном опыте, позволит совершенствовать теорию и практику с учетом новых образовательных тенденций в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего и профессионального образования. Его характер, содержание, методы и формы во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку в младшем школьном возрасте имеются наиболее благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его интеллектуальных способностей.

В настоящее время незамедлительного решения требуют следующие наиболее значимые проблемы школы:

неудовлетворительный (и все ухудшающийся!) уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия учеников;

нивелирование их индивидуальности;

преобладание отчуждённого, «безличного» стиля общения педагога с детьми и д.р.

     Перечисленные проблемы обусловливают необходимость поиска путей повышения эффективности процесса обучения и на первый план выходят такие задачи обучения, как:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

развитие их индивидуальности;

формирование желания и умения учиться;

организация личностно ориентированного взаимодействия в системе «педагог - ученик - родитель».

Таким образом, проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.                   Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этими много вопросов связано с использованием в коррекционно-развивающей деятельности педагога начальных классов занимательного материала.

Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей.

Игры позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствуют развитию познавательных интересов к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе, в значительной степени учитывают индивидуальные особенности учеников.

Игры помогают расширить представление школьников друг о друге, оказывают определённый психотерапевтический эффект (например, при неадекватной самооценке, неблагополучном статусном положении ребёнка в коллективе сверстников), что очень важно для детей классов повышенного педагогического внимания. Игра даёт возможность ребёнку проявить невостребованные на уроке способности, личностные качества. Игра непроизвольно, ненавязчиво учит детей эффективно регулировать собственное поведение и строить адекватные межличностные отношения, превращаясь тем самым в действенное средство социализации детей.

     Между тем, для организации эффективной воспитательной работы по развитию мотивации учителю очень важно представить себе общие тенденции возрастного развития школьника.

Те психологические свойства, которые начали выступать у ребёнка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к III-IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков а специальные - в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специфических видах трудовой деятельности и в общении.

       Дальнейшее развитие способностей к концу младшего школьного возраста порождает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехах в учении и является одним из оснований для принятия психолого - педагогических обоснованных решений относительно дифференцированного обучения детей с различными способностями. В работе с детьми, обнаружившими наиболее развитые способности, начиная с этого возраста, могут применяться методы обучения, характерные для взрослых, так как познавательные процессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь к III - IV классам школы являются полностью сформированными.

Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребёнка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта - мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребёнка.

В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок ещё достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других.

К концу младшего школьного возраста, к III - IV классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребёнка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребёнка.

Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения со взрослыми или сверстниками.

     Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить детей осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

     Анализ результатов, полученных на выборке учащихся 1-го класса с помощью  методик, позволяет сделать вывод о том, что адаптационные проблемы первоклассников диагностированы у 85,7% детей.

      После выявления основных адаптационных проблем,   была разработана и проведена коррекционная работа с использованием игровых методик.

Занятия проводились в группе, один раз в неделю. Всего было проведено пять занятий в рамках классного часа. Длительность каждого занятия – от 30 минут до 1 часа.

     Цель программы: коррекция отклонения развития и повышение уровня социально – психологической адаптации детей к условиям школы.

     В ходе работы использовались игровые методы, а также психогимнастика.

Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать ребёнка, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя,

и направлена на саморазвитие личности первоклассников, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

    Анализ результатов, полученных на выборке учащихся первого класса с помощью всех методик, позволяет сделать вывод о том, что адаптационные

проблемы первоклассников после проведенной работы диагностированы только у 14,3% детей.

    Таким образом, использование коррекционной программы по преодолению адаптационных проблем первоклассников позволило достичь

более высокого уровня интеллектуального развития детей.

У детей первого класса произошли изменения не только в интеллектуальном,

но и личностном плане – у первоклассников после проведения коррекционной работы исчез страх наказания за ошибки; дети стали более общительными. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при коррекционно-развивающей работе учителя с детьми младшего школьно возраста.

      При работе с детьми нельзя забывать, что игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

     Игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при коррекционно-развивающей работе учителя с детьми младшего школьно возраста.

Игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Таким образом, игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр – облегчить переход к учёбе.

Бережное отношение к тому, что создано педагогами прошлых времён, мы должны сохранить, чтобы не пришлось начинать всё сначала. В педагогике разумная доля консерватизма ценнее огульного радикализма.

Список источников

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать : учебник / Ю.П.Азаров. - М.: Педагогика, 2009.- 235 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности : учебник / А.Г. Асмолов. - М.: Наука, 2010. - 406 с.

3. Минкин Е.М. От игры к знаниям : учебник / Е.М.Минкин. - М.: Педагогика, 2001. - 382 с.

4. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология.: учебник./Л.Ф. Обухова – М.: Просвещение,  2007.– 317с.

5. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии : учебник /П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров ; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогика, 1996. - 211 с.

6. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры : учебник / С.А.Шмаков. - М.: Педагогика, 2007.- 379 с.

7. http://www.bestreferat.ru/

8. http://odiplom.ru/pedagogika/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-obucheniya-mladshih-shkolnikov

9. http://otherreferats.allbest.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Рефлексивные методики в работе учителя начальных классов"

Педагогический совет способствует повышению мотивации педагогов начальной школы  к внедрению в учебный процесс рефлексивных методик...

Методики психологических исследований,применяемых в начальных классах.Из опыта работы учителя начальных классов Колгановой Н.В.

Описание методик психологических исследований, применяемых учителем начальных классов на разных ступенях обучения.Планирование исследований по классам.Прилагается презентация....

Рефлексивные методики в работе учителя начальных классов

в работе представлен ряд методик для проведения рефлексии на уроках в начальной школе....

Рефлексивные методики в работе учителя начальных классов

в работе представлены приемы проведения рефлекии на уроках литературного чтения в начальной школе...

Выступление на методическом фестивале по теме: «Живые звуки. Формирование у первоклассников действий звукового анализа. Автор методики: Л.Е. Журова» Подготовила: Сукочева А.В., учитель начальных классов.

Выступление на методическом фестивале по теме: «Живые звуки. Формирование у первоклассников действий звукового анализа. Автор методики: Л.Е. Журова» Подготовила: Сукочева А.В., учитель начальных клас...

Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя начальных классов)

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся....

Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)

Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)...