Рабочая программа психокоррекционных занятий для обучающихся по АООП НОО (для учащихся с ЗПР) 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Сиголаева Анна Андреевна

         В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза.

         Каждый ребенок – личность. Дети, обучающиеся в нашей школе в классах адаптированного обучения, отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки, ЗПР, различных заболеваний. Все это учитывалось при составлении данной коррекционно-развивающей программы.

         Программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сиголаева А.А.

Рабочая программа психокоррекционных занятий для обучающихся по АООП НОО (для учащихся с ЗПР) 2 класс

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        У детей с ЗПР во 2 классе продолжается освоение учебной деятельности. Дети учатся оценивать причины своих достижений и неудач.

        Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности.

        Сущность нарушения психического развития состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют обучающимся успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет им общество.

        Внимательное изучение таких учащихся показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания.

        Настоящая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей, интересов и психолого-возрастных особенностей детей с ЗПР, на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П.

  1. Актуальность программы

В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза.

Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.

        Каждый ребенок – личность. Дети, обучающиеся в нашей школе в классах адаптированного обучения, отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки, ЗПР, различных заболеваний. Все это учитывалось при составлении данной коррекционно-развивающей программы.

        Программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей.

  1. Цели и задачи:
  • способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника;
  • выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
  • развивать и корректировать психические функции обучающихся;
  • развивать способность обучающихся к обобщениям;
  • развивать у нерешительных обучающихся способность бороться с проявлениями нерешительности и неуверенности;
  • развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;
  • снижать эмоциональную напряженность обучающихся;
  • создавать ситуацию успеха;
  • корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;
  • изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
  • формировать адекватное поведение обучающихся;
  • формировать учебные мотивы обучающихся;
  • формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;
  • проводить диагностику способностей обучающихся;
  • анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.  

II. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программы (авторы), положенные в основу настоящей программы: Локалова  Н.П. «120  уроков  психологического  развития  младших  школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов)»,

М.: «Ось-89», 2006.

Контингент: учащиеся 2 классов, обучающиеся в инклюзированном классе.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год с периодичностью занятий 1 раза в неделю (всего 34 часов).

Формы реализации: индивидуальные занятия.

Методы и приемы: опросы и тестирования; работа с индивидуальными карточками; беседы; игровая терапия; сказкотерапия; тренинговые занятия.

III. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Эффективность реализуемой программы осуществляется на основе диагностики уровня развития познавательной сферы учащихся, проводимой 2 раза в год (в начале и конце учебного года, приложение).

Структура и содержание занятий

Содержание занятий базируется на комплексном подходе и предполагает системное развитие высших психических функций с опорой на те, которые развиты лучше остальных.

Занятия содержат вводную, основную и заключительную части. Задачей вводной части является включение учащихся в работу, создание психологического настроя на активное участие в группе, положительного эмоционального фона, например, с помощью приемов аутотренинга; вопросов для активизации умственной деятельности; мозговой гимнастики, повышающей энергетику головного мозга, работоспособность. Основная часть содержит задания, направленные на развитие познавательной сферы младших школьников. Заключительная часть предполагает подведение итогов занятия, определения своего отношения к занятию, рефлексию.

Занятия для учащихся включают упражнения на развитие сенсомоторной сферы, которая выступает начальным уровнем для развития ВПФ. Закрепленные через двигательную программу навыки способствуют взаимодействию и развитию связей между разными уровнями психической деятельности. При этом занятия предполагают стимулирование правого полушария, как условия полноценного развития левого, и включают упражнения на обогащение сенсорного опыта учащихся. В целом, основываясь на приводимых А.Л. Сиротюк данных в своей книге по исследованиям Н.В.Дубровинской, Д.А.Фарбер, М.М.Безруких, коррекционное воздействие для учащихся 1 класса направлено на структуры первого блока мозга – энергетического, обеспечивающего общий тонус,  необходимый для протекания психических процессов. Задания направлены на развитие пространственных представлений, слухо-моторных координаций, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, саморегуляции, коррекцию тревожности.

Коррекционное воздействие направлено на развитие 3 блока мозга – блока программирования и целеполагания. Упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия, абстрактно – логического мышления, логики, операций анализа и синтеза, удержания программ, самоконтроля, саморегуляции.

Методические приемы и средства – элементы аутотренинга, арт – терапии, сказкотерапии по отработке негативных переживаний, психотехнические игры, дыхательные упражнения, релаксационные техники, ЭОТ (эмоционально – образной терапии), упражнения на развитие познавательных процессов: штриховки, аналогии, исключение лишнего, обобщающий признак, копирование, кодирование, корректурные пробы, шифровка, восстановление слова, текста и т.д.

Результативность данной программы выражается в положительной динамике результатов коррекционно-развивающей работы, развитии основ психической деятельности, подтверждаемых повторной диагностикой.

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

коррекционно-развивающих занятий

по программе «Коррекция и развитие познавательной сферы учащихся»

для 2 инклюзированного класса

Дата проведения

Тема

Кол-во часов

1

Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся.

1

2

Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.

1

3

Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления.

1

4

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления.

1

5

Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности движений.

1

6

Развитие мышления, вербальной памяти.

1

7

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти.

1

8

Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления.

1

9

Развитие мышления, точности, произвольных движений.

1

10

Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений.

1

11

Развитие произвольного внимания и осязательных ощущений.

1

12

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, формирование элементов самоконтроля.

1

13

Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого, мышления, двигательной сферы.

1

14

Развитие пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, гибкости мыслительной деятельности.

1

15

Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти.

1

16

Развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти.

1

17

Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений.

1

18

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных представлений, воображения.

1

19

Развитие осязательных ощущений, опосредованной памяти, мышления и мышечных ощущений.

1

20

Развитие слуховых ощущений, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

1

21

Развитие осязательных и зрительных ощущений, опосредованной памяти.

1

22

Развитие произвольного внимания, мышления.

1

23

Развитие опосредованной памяти, наглядно-образного мышления и слухового восприятия.

1

24

Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных представлений.

1

25

Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления и двигательной сферы.

1

26

Развитие мышления, осязательных ощущений.

1

27

Развитие опосредованной памяти, зрительных ощущений, двигательной сферы.

1

28

Развитие мышления, зрительной непосредственной памяти, мышечных ощущений.

1

29

Развитие мышления и осязательных ощущений.

1

30

Развитие внутреннего плана действия, зрительной опосредованной памяти, двигательной сферы.

1

31

Развитие произвольного внимания, мышления и умения ориентироваться в пространстве листа.

1

32

Развитие мышления и зрительного восприятия формы.

1

33

Диагностика уровня развития памяти и мышления.

1

34

Исследование школьной мотивации. Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.

1

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностический материал для исследования познавательных процессов учеников 2-х классов.

  1. Методика «Изучение гибкости мышления»

Методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых   в   процесс мыслительной деятельности.   Может применяться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предъявляется бланк с записанными на нем анаграммами (набор букв). В течение 3 мин они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

Обработка результатов

Подсчитывается количество верно составленных слов в течение 3 мин. Количество составленных слов: показатель гибкости мышления:

Уровень гибкости

Взрослые

Учащиеся 3-4-х классов

Учащиеся 1-2-х классов

Высокий

26 и более

20 и более

15 и более

Средний

21-25

13-19

10-14

Низкий

11-20

7-12

5-9

Образец бланка

ЙВО

ЯОДЛ

АИЦПТ

УАРДБЖ

ОАЕФМРС

ЙЛА

РУОТ

УАРГШ

УАККЖР

ОАИККРПС

АБЛ

ЕНОБ

ООСВЛ

ООАРБД

ОАИДМЫЛ

АШР

ЛУКТ  

ОАЛМС

ААККЗС

ЕЕЬВДДМ

ОЗВ

ИАПЛ

БРЕОР

УАЬБДС

ЕЕДПМТР

УКБ

ААПЛ

ОТМШР

АИСЛПК

АААЛТПК

ИРМ

ОРЩБ

ОЕЛСВ

ЕУЗНКЦ

ОАЁМЛСТ

ОТМ

ОЕТЛ

ААШЛП

УАПРГП

ААЬБДЕС

АСД

ОЕРМ

ОЕСМТ

ОООЛТЗ

ОАЬТДРС

ОБЛ

ОКТС

АИЛДН

ЬОЕЧЛМ

ААОСКБЛ

  1. Диагностика уровня мотивации «Путешествие»

Инструкция: «Приготовьте три карандаша - красный, жёлтый, синий. Посмотрите к себе на бланк, перед вами паровозик с вагончиками, я буду вам зачитывать вопрос, вы их внимательно выслушайте и если хотите ответить «ДА» - выбирайте красный цвет, «НЕТ» - синий цвет, «КОГДА КАК» - жёлтый цвет. Аккуратно раскрасьте вагон под соответствующим номером.

1.Тебе нравится в школе или не очень?

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты с радостью идёшь в школу?

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно идти

   всем детям, ты бы пошёл?

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки, и в это время можно

   заняться своими делами?

5.Ты бы хотел, чтобы не задавали домашних заданий?

6.Ты бы хотел, чтобы в школьном расписании было меньше уроков

   математики, письма и больше уроков физкультуры и рисования?

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям или друзьям во дворе?

8.Ты бы хотел, чтобы учитель был нестрогим, всё разрешал и очень

   мало требовал?

9.У тебя в классе есть друзья?

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

Варианты ответов:    «ДА»- красный цвет

                                    «Нет»- синий цвет

                                    «Когда как»- жёлтый цвет

   КЛЮЧ  К  ВОПРОСАМ:  

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1

красный

2

красный

3

красный

4

синий

5

синий

6

синий

7

красный

8

синий

9

красный

10

красный

 

               

  ПОДСЧЁТ БАЛЛОВ: «+ »  - 3 балла      

                                        « - »  - 0 баллов               max.  -  30 баллов

                                        «когда как» - 1 балл

 Блок А - общий эмоц. фон, отношение к школе (№№ 1,2,3,7) max.  -  12 баллов

 Блок В - учебная мотивация (№№ 4,5,6,8)                                  max.  -  12 баллов

 Блок С - межличностные отношения (№№ 9,10)                        max.  -  6 баллов

  УРОВНИ АДАПТАЦИИ:

I

высокий               (25-30 баллов)

II

средний               (20-24 баллов)

III

поверхностный   (15-19 баллов)

IV

ниже среднего     (10-14 баллов)

V

низкий                   (0 -9  баллов)

  1. Диагностика эмоционального состояния.

 Найдите в своем листочке дорожку из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,

№3 – твое настроение на уроке чтения,

№4 – твое настроение на уроке письма,

№5 – твое настроение на уроке математики

№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,

№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике.

Интерпритация. Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

• 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

• 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

• 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

• Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

• Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

• 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

• Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

  1. Диагностика типа памяти ребенка

4 группы слов для запоминания, записанных на отдельных карточках:

I — слухового;                             III — моторно-слухового;

II — зрительного;                         IV — зрительно-слухо-моторного.

 Методика «Определение типа памяти» у младших школьников

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.

Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении – 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C= a / 10, где а – количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

 ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Первый ряд слов читает психолог с интервалом 4-5 с между словами духовое запоминание). После 10-секундного перерыва испытуемый запивает слова и 10 минут отдыхает.

Второй ряд читает ученик 1 раз про себя (зрительное запоминание) и тем записывает.

Через 10 минут воспринимается 3 ряд, психолог читает слова, а ребенок шепотом повторяет их и "записывает" в воздухе пальцем моторно-слуховое запоминание). Потом записывает эти слова на листе бумаги.

С перерывом в 10 минут воспринимаются слова 4 ряда. В этот раз психолог читает слова, а испытуемый одновременно следит зрительно по точке и шепотом повторяет каждое слово. Далее слова записываются по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание).

Обработка результатов

Тип памяти ученика характеризуется тем, в каком из рядов было больше «произведено слов. Подсчитывается коэффициент типа памяти (С):

         а

С '= ___

        10

а- количество правильно воспроизведенных слов. Чем ближе коэффициент к 1, тем лучше развит у ребенка данный тип памяти.

Зрительное восприятие

самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Комбинированном восприятие

поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

  1. Умение работать по образцу

  1. Корректурная проба Бурдона

              Для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости используется корректурная проба Бурдона. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости, упражняемость школьников по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики практически нет. Необходимо чтобы школьник знал алфавит.

              Для проведения необходимо иметь спецбланк и секундомер.

              Бланк представляет собой лист бумаги, на котором по строчкам, в произвольном порядке расположены буквы русского алфавита. Ученику предлагается вычеркивать в строчках либо 2, либо 4 буквы /на усмотрение учителя/. Засекается время. Через каждые 30 или 60 с /опять же по усмотрению учителя/ ребенка просят чертой отметить то место на листе, на котором он находился в данный момент. Общее время выполнения задания 5 мин.

              Для вычеркивания предлагаются 4 буквы А, М, К и З. Какие выберет учитель - это уже вопрос его творчества.

             Инструкция: “Перед тобой находится лист, на котором напечатаны буквы. Твоя задача - просматривая построчно буквы зачеркивать буквы /учитель должен назвать какие буквы должен зачеркивать ученик; например, А и З, или А, М, К и З. Можно назвать любой вариант, который больше нравиться/. Через каждые 30 с /можно через 60 с/ я буду говорить тебе: “Отметка”. Ты должен пометить чертой то место, на котором находишься в этот момент. После этого продолжай просматривать строчки дальше. Пока я не скажу тебе: “Стоп!” Постарайся работать быстро и точно. Начинай.”

             Обработка: обработка производится путем наложения ключа. Подсчитывается количество правильно зачеркнутых букв и количество пропущенных. Подсчет можно производить как по отдельной минуте, так и по всему заданию в целом. В результате можно количественно выразить:

             1. Уровень концентрации внимания

 

     К= (П- П) : П х 100%, где

 

     П- сумма правильно зачеркнутых букв,

     Псумма пропущенных букв,

     П- сумма ошибочно зачеркнутых букв,

     П - общее количество букв в просмотренных строчках, подлежащих зачеркиванию.

     Для оценки концентрации внимания в психотехнике принята следующая шкала:

     очень хорошая - 81 -100%

     хорошая - 61 - 80%

     средняя - 41 - 60%

     плохая - 21 - 40%

     очень плохая - 0 - 20%

            2. Показатель скорости выполнения задания

     А= S : t, где

     S - количество знаков в проработанной части задания,

     t - время затраченное на эту часть.

 

           3. Переключаемость внимания

     C= S: S x 100%, где

     S0 - количество ошибочно проработанных строк,

     S - общее количество строк проработанных испытуемым.

 

             Переключаемость внимания требует несколько иной инструкции, поэтому если возникает желание исследовать это свойство данной методикой необходимо проведение отдельного эксперимента. В инструкции ребенку следует сказать, что ему необходимо в четных строках вычеркивать /например, А и К/, а в четных М и З.

            Благодаря возможности количественного выражения свойств внимания, можно нарисовать графики, которые будут наглядно показывать изменение за единицу времени /30 с или 60 с/

     - скорости работы,

     - количества ошибок.

            Наличие графиков облегчает анализ процессов утомляемости, колебаний внимания.

            Нарастание количества ошибок по мере выполнения в сочетании с уменьшением скорости выполнения говорит об ослаблении внимания, снижении работоспособности, вследствие утомления. Отсутствие ошибок свидетельствует о врабатываемости и достаточной устойчивости внимания, о его малой истощаемости.

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = С2 / П, где

  • С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
  • П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

  • А – темп выполнения,
  • S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
  • t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (So / S) * 100, где

  • So – количество ошибочно проработанных строк,
  • S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Обработка и оценка результатов по детским таблицам:

 При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S=(0.5*N – 2.8*n)/t

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N – количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

 Выводы об уровне развития:

 10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8–9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4–7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2–3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0–1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

  1. Теппинг-тест

Исследование силы нервной системы 

Цель исследования: определить тип нервной системы при помощи темпинг-теста.

   Материал и оборудование: бланки, представляющие собой стандартные листы бумаги (203х288 мм, 210х297мм), разделенные на шесть расположенных по три в два ряда квадратов, карандаши, секундомер, протокол исследования.

           Процедура исследования. Исследование состоит из двух этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом, взять бланк и карандаш.

         Первый этап 

           На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой.

         Инструкция испытуемому: "По моему сигналу начинайте проставлять карандашом точки в каждом квадрате данного бланка. Старайтесь проставить как можно больше точек и переходите с одного квадрата на другой только по моей команде и только по направлению часовой стрелки. Теперь возьмите в правую руку карандаш и по сигналу "Начали!" проставляйте точки".

             Проверив правильность понимания инструкции, экспериментатор дает сигнал "Начали!" и через каждые 5 секунд командует: "Перейти в другой квадрат!" По истечении 5 секунд работы в шестом квадрате он говорит "Стоп!"

          Второй этап 

             Второй этап начинается вслед за первым после прочтения инструкции с предложением взять карандаш в левую руку и проставлять точки на новом бланке левой рукой.

             Инструкция и порядок проведения исследования на втором этапе такие же, как и на первом.

              Обработка результатов 

               Цель обработки результатов – определить характер работоспособности испытуемого во время выполнения задания темпинг-теста. Для этого сначала необходимо подсчитать количество точек, расставленных испытуемым за каждые 5 секунд в квадратах первого и второго бланка, и занести результаты в протокол.

6-

26-30

 

 


             Затем строятся графики работоспособности отдельно для правой и левой рук. Для этого на оси абсцисс нужно отложить пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

             Анализ результатов 

             Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой согласно нижеуказанным критериям. Типы динамики максимального темпа движения проиллюстрированы графиками (рис.2).

12.gif

Рис. 2. Графики: а – выпуклого типа; б – ровного типа; в – нисходящего типа; г – промежуточного и вогнутого типов. Горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд

  1. График работоспособности по типу выпуклый: темп работоспособности испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, а в последующем к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня. Тип нервной системы испытуемого – сильный. 
  2. График работоспособности по типу ровный, максимальный темп удерживается испытуемым примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Тип нервной систему у испытуемого средней силы. 
  3. График работоспособности по типу нисходящий: максимальный темп снижается уже со второго 5 секундного отрезка времени и остается на сниженном уровне в течение всей остальной работы. Это свидетельствует о слабости типа нервной системы испытуемого.
  4. График работоспособности по типу промежуточный; темп работы снижается в этом случае после первых 10-14 секунд. Тип нервной системы в этом случае средне-слабый. 
  5. График работоспособности по типу вогнутый: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабым типом нервной системы.

                При анализе результатов сначала сопоставляют графики работоспособности левой и правой руки. В большинстве случаев они по характеру одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левшей, а у левшей – наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени.

               Важно сравнить силу нервной системы с особенностями темперамента испытуемого. На этом основании можно дать диагноз работоспособности и продумать рекомендации по ее повышению.

Бланк диагностики познавательных процессов учеников 2-х классов.

ФИ__________________________________________класс_______возраст_____ дата____________

  1. Мышление  (3 минуты)

ЙВО

ЯОДЛ

АИЦПТ

УАРДБЖ

ОАЕФМРС

ЙЛА

РУОТ

УАРГШ

УАККЖР

ОАИККРПС

АБЛ

ЕНОБ

ООСВЛ

ООАРБД

ОАИДМЫЛ

АШР

АУКТ  

ОАЛМС

ААККЗС

ЕЕЬВДДМ

ОЗВ

ИАПЛ

БРЕОР

УАЬБДС

ЕЕДПМТР

УКБ

ААПЛ

ОТМШР

АИСЛПК

АААЛТПК

ИРМ

ОРЩБ

ОЕЛСВ

ЕУЗНКЦ

ОАЁМЛСТ

ОТМ

ОЕТЛ

ААШЛП

УАПРГП

ААЬБДЕС

АСД

ОЕРМ

ОЕСМТ

ОООЛТЗ

ОАЬТДРС

ОБЛ

УКТС

АИЛДН

ЬОЕЧЛМ

ААОСКБЛ

  1. Путешествие

красный

-«ДА»

синий

-«НЕТ»

желтый

-«КОГДА КАК»

     1            2                 3             4              5                6             7             8               9             10

______________________________________________________________________

  1. Закрась дорожку

1

2

3

4

5

6

7

8

2 задание

1                    2             3             4              5               6              7             8              9              10

3 задание

1            2              3               4            5               6            7            8              9               10

  1. Память.

1

2

3

4

  1. Способность действовать по образцу. Внимательно посмотри на картинку и изобрази точно такую же:

  1. Диагностика внимания. Корректурная проба Бурдона.

Корректурная проба Бурдона

К – подчеркиваем             И - зачеркиваем

СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСЕХВХЕНАИСНЕВХАК

ВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАВХНВК

НХИСХВХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВКИСВХИ

ХАКХНСКАИСВЕКВХНАИСНХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН

ИСНАИКАЕХКИСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХ

СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ                              КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКС

АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА

КАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНАВАКЕСВ

НКЕСНКСВХИЕСВХКНВВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН

ХЕИВКАИСНАСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСНАИСВКХЕВ

ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВЕКЕВКВНАИСНАИСНКЕВКХ

АВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСНЕИСХИХЕК

ВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХКХЕХНВИСНВСАЕХИСНАИ

НКЕХВИВНАЕИСНВИАЕВАЕНХВХВИСНАЕИЕКАИВЕКЕХ

КЕИСНЕСАЕИХВКЕВЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА

ЕАКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН

ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ

СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВСКНЕИЕНА

ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАИХКАХЕНАИЕНИКВКЕИСНАИ

ЕХВКВИЕХАИЕХЕКВСНЕИЕСВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС

ИСНАИЕИНЕВИСНАИВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ

КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ

ХВЕКХСНКИСЕКАЕКСНАИИЕХСЕХСНАИСВНЕКХСНАИА

АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИХНАХКСВХЕХИВХАИСНА

ВНСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКНКНАВСНЕКВХК

СИАЕСВКХЕКСНАКСХВХКВСНХКСВЕХКАСНАИСКСХКЕ

НАИСНХАВКЕВХКИЕИСНАИНХАСНЕХКСХЕВКХЕИХНАИ

ХЕВХЕНВИХНКВХЕКНАИСНХАИВЕНАИХНХКВХЕНАИСН

ВКЕВХАИСНАХКВНВАИЕНСХВКХЕАИСНАВХСВКАХСНА

КИСНКЕКНСВАИСВАЕХСХВАИСНАЕКХЕКАИВНАВЕКВЕ

АЕНКАИСХАИСНХИСВКВСЕКХВЕКИСНАИСНАИСКВЕСВ

ИСКАИКВККНВХСКВНАИЕНИСНАИХАВКНВЕХВАНКИЕХ

ЕВХЕВНАИСКАИАНАКХКВКЕВЕКВНХИСКАИСНВХАВХВ

НАИСНХСХВКИСНАИЕХЕКХНАИСНВЕХВЕИСНХВКХКВН

ХКВНХВКСНХНАИСНВКАХСВКХВХАИСНАНАХСНХВХВХ

АИСХААИКХАЕВЕХКСНВИВАИСНАХКИВХЕКИАХИНАИС

3

4

2

5

1

6

Результаты тестирования _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Результаты __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью.

Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида.Логопедическая ра...

Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью.

Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида.Логопедическая ра...

Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 3-7 классы

Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 3-7 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедических занятий для обучающихся 2 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАлогопедических занятийдля обучающихся 2 класса...

Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся с ОВЗ, имеющих ТНР (1-4 классы) вариант 5.1

Программа разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-...

Рабочая программа по чтению для обучающегося по АООП НОО для детей с РАС, 2 класс

Рабочая программа по чтению для обучающегося по АООП НОО для детей с РАС, 2 класс...