проект "Куклы"
проект

Сравнение традиционной бурятской  игрушки с игрушкой массового производства

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Тункинский район

МБОУ «Туранская СОШ»

Районная научно-практическая

Конференция учащихся начальных классов

«Первые шаги»

Номинация: «История семьи»

Тема: «История кукол»

Автор: Халхаева Сарюна, ученица 3  класса

Туранской СОШ  Тункинского района

Домашний адрес: с. Туран, ул. Центральная 14

Телефон: 89515934551

Руководитель: Тоглохинова Анна Сергеевна

Телефон: 89085933861

с. Туран

2019 г.


Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

Основная часть. Игрушки бурятского народа…………….……….……...3

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового           производства…………………..…………………………………………….…....….5

Заключение…………………………………………….………………….….5

Литература………………………………………………….………….…….6

Приложение…………………………………………………..……………....7


Введение

Как птицы из всего строят гнезда,

                                               Так дети из всего мастерят себе куклу…  

                                                                                            В.Гюго

        В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому авторы работы считают, что в XXI веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла  сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее  своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях.

       Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.[1] По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.[2] Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Она действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.  

 Актуальность: Любовь к игрушкам.                                                                                                      

Цель  работы:

Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства.

Объект исследования: Куклы бурятского народа разных времён.

Задачи:

1). Воссоздать историю возникновения куклы.

2).Составить типологию кукол по признакам.

3).Описать современную куклу.

Основная часть

Игрушки – приятное воспоминание о раннем детстве.                                                Куклу можно назвать самой лучшей и преданной подружкой для девочек. Такая подруга никогда тебя не осудит и не откроет твою самую сокровенную тайну. А еще куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями. Наверное, потому все любимые куклы потрепанные, что очень часто их берут в руки.

Совсем недавно к нам в гости приезжала бабушка, и, увидев в моей комнате множество разных кукол, поразилась, насколько в наше время они бывают разнообразные и красивые.

Мне стало интересно. И я спросила: «А какими куклами играли вы в детстве?»

Бабушка поведала мне историю своих кукол в детстве.

Игрушки бурятского народа

Буряты очень заботились о своих детях, относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания. Особым почтением пользовалась у бурят колыбель. Она передавалась только от родителей мужа. Старая колыбелька была увешана оберегами —на ремне столько тряпочек с пуповинками, сколько ребятишек в ней выросло. Можно сказать, они и были первыми игрушками.

На зимних гуляниях в честь Сагаалгана малыши играли в «шагай» - в лодыжки или косточки. Косточки по своей форме имеют позиций, и каждая имеет своё название. Особо ценились старые лодыжки, высушенные и отполированные временем, хранящие тепло ладоней предков.

В каждом доме эти косточки, предназначенные для игры, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись, раскрашивались в разные цвета и их коллекции были предметом особой гордости.

Из костей же делали куколок, но для этого использовали уже кости ног коров и лошадей. Эти кости напоминали фигуру человека, имели как бы головку и туловище, за что и называли эту кость тагалсагай уе - « бабка», а игру - «Бэрбэгы». Их одевали, из разных лоскутков шили им одежду, «голову» завязывали платком. Такие куклы служили долго и практически не ломались. Из коровьих костей делали куколок-детей, а куколок-родителей делали из ног коня, которые были крупнее. У мальчиков были свои игрушки. Поскольку буряты - потомственные скотоводы, как и, например, якуты, то это были разнообразные изображения лошади из дерева и кости.

В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Куклы-обереги готовились из рогов крупного рогатого скота.

К нашему разговору присоединилась мама и рассказала историю своих кукол.

В конце XX века появились глазастые куклы с детскими лицами  и милыми именами. Кукольные художники и конструкторы Института игрушки создавали новые модели кукол. Появились куклы,  Вероника и Кристина, у них, собственный дом с мебелью и разные аксессуары. Родилась прекрасная блондинка Елена, одна за другой стали рождаться русские куколки с подвижными руками и ногами: Василиса Прекрасная и Иван Царевич, Настенька в русском сарафане, Принц и Принцесса. Теперь в любом магазине игрушек каждая девочка может выбрать себе куклу-дочку.

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства

        Как у традиционной бурятский народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

        Бурятская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

        Недостатком костяной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать, потому что волос, как правило, у куклы никогда не было.

        Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется  «Барби – повар».[3]

У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

        Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Заключение

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.[4] Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Литература

  1. http://bsosh3.ucoz.ru/kukly.docx
  2. http://baikal-tales.ru/traditions/crafts/30488/
  3. С. И. Ожегов  «Толковый словарь» - С.313  
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/ [Электронный ресурс].
  5. Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс]. URL: http://www.rukukla.ru 

6.  Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Р.М. Головачёва – С. 23

7. Игра и игрушка  Е.А. Флерина \М.: Просвещение 1973 – С. 47

8. Энциклопедия «Всё обо всём». Том 17. – С. 129

9.  Приложение.

Речь для выступления

Слайды открываются по щелчку или с помощью стрелки вперёд.     

(СЛАЙД №1)  В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души. Поэтому авторы  считают, что в XXI веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, сделанные своими руками. (СЛАЙД №2)  У нее  своя история и свой неповторимый образ. Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и популярная игрушка.

(СЛАЙД №3)  Что такое кукла? В словаре русского языка Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

 Актуальность: моей работы - Любовь к игрушкам.                                                                                                      

Цель  работы:

Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства.

Объект исследования: Куклы разных времён.

Задачи:

1)  Воссоздать историю возникновения куклы.

2) Составить типологию кукол по признакам.

3) Описать современную куклу.

(СЛАЙД №4)   А еще куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями. Наверное, потому все любимые куклы потрепанные, что очень часто их берут в руки. (СЛАЙД №5)

  Когда я ложусь спать, мне всегда кажется, что с наступлением ночи, игрушки оживают и живут своей кукольной жизнью.

Совсем недавно у нас была бабушка, и, увидев в моей комнате множество разных кукол, удивилась, насколько в наше время они бывают разнообразные и красивые.

Мне стало интересно. И я спросила: «А какими куклами играли вы в детстве?»

Бабушка поведала мне историю своих кукол в детстве.

(СЛАЙД №6)  Буряты очень заботились о своих детях, относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания. Особым почтением пользовалась у бурят колыбель. Она передавалась только от родителей мужа. Старая колыбелька была увешана оберегами —на ремне столько тряпочек с пуповинками, сколько ребятишек в ней выросло. Можно сказать, они и были первыми игрушками.

(СЛАЙД №7)  На зимних гуляниях в честь Сагаалгана малыши играли в «шагай»

(СЛАЙД №8) Из костей же делали куколок.Эти кости напоминали фигуру человека, имели как бы головку и туловище, за что и называли эту кость тагалсагай уе - « бабка», а игру - «Бэрбэгы». Их одевали, из разных лоскутков шили им одежду, «голову» завязывали платком. Такие куклы служили долго и практически не ломались. Из коровьих костей делали куколок-детей, а куколок-родителей делали из ног коня, которые были крупнее. У мальчиков были свои игрушки,  это были разнообразные изображения лошади из дерева и кости.

 (СЛАЙД №9) В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Куклы-обереги готовились из рогов крупного рогатого скота.

 (СЛАЙД №10)  В конце XX века появились глазастые куклы с детскими лицами  и милыми именами - Вероника и Кристина, блондинка Елена, русские куколки: Василиса Прекрасная и Иван Царевич, Настенька в русском сарафане, Принц и Принцесса. Теперь в любом магазине игрушек каждая девочка может выбрать себе куклу.

Как у традиционной бурятской куклы, так и у современной куклы есть свои плюсы и свои минусы.

        (СЛАЙД №11)  Традиционная кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Её можно было сделать быстро. Такая кукла не повторялась.

        Недостатком куклы было то, что её нельзя помыть и причесать.

         (СЛАЙД №12)   Современная кукла - долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. Она может менять профессию, побывав и врачом, космонавтом, поваром, моделью. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

        Недостаток современных кукол в том, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

(СЛАЙД №13)  Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей.

Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, тренируют память. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Куклы сопровождают нас всю жизнь.

(СЛАЙД №14)  Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу.

У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

(СЛАЙД №15)  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


[1] С. И. Ожегов  «Толковый словарь» - С.313  

[2]               https://ru.wikipedia.org/wiki/ [Электронный ресурс].

[3] Игра и игрушка  Е.А. Флерина \М.: Просвещение 1973 – С. 47

[4]Энциклопедия  «Всё обо всём». Том 17. – С. 129