КТП "шахматы" 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Кувыкова Наталья Валериевна

Календарно-тематическое планирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КТП "Шахматы" 1 класс119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Городского округа Подольск

Согласовано

Зам. дир. по УВР

___________ Рупакова Т.М

«30» августа 2019 г.

Утверждено

Директор МОУ СОШ № 17

_____________ Е.П.Митина

Приказ

№ 255 от 30.08.2018 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Шахматы»

Класс – 1 а

 Учебных недель – 33

Количество часов в год – 33

Составитель: Кувыкова Н.В,  

учитель начальных классов

высшей категории

 Рассмотрено на заседании

 педагогического совета

 протокол № 1

 от 30.08.2019

 2019-2020 учебный год

2019 г.

Аннотация

 

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Шахматы» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. №1567) на основе ООП НОО МОУ СОШ № 17 и в соответствии с авторской программой «Шахматы» под редакцией А.А. Тимофеева.

Для реализации программы используется: Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвящение, 2019.

          В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №17 данная программа рассчитана на преподавание занятий по внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе в объеме 1 часа в неделю, всего 33 часа.


Планируемые результаты освоения

внеурочных занятий «Шахматы»

Личностные результаты:

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Начальная расстановка фигур.  Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Цель шахматной партии.  Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Формы организации занятий:

- Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

- Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

- Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Шахматная доска.

2

2

Шахматные фигуры.

2

3

Начальная расстановка фигур.

1

4

Ходы и взятие фигур.

16

5

Цель шахматной партии.

9

6

Игра всеми фигурами из начального положения.

3

Итого

33

Тематический план

Часов

в неделю

Всего

1 четверть

1

8

2 четверть

1

8

3 четверть

1

9

4 четверть

1

8

ГОД

33

33

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Дата по плану

Дата фактич.

1 четверть

Шахматная доска         (2 ч.)

1

Знакомство с шахматной доской

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

02.09-06.09

2

Шахматная доска

09.09-13.09

Шахматные фигуры         (2 ч.)

3

Знакомство с шахматными фигурами

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

16.09-20.09

4

Знакомство с шахматными фигурами

23.09-27.09

Начальная расстановка фигур         (1 ч.)

5

Начальное положение

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

30.09-04.10

Ходы и взятие фигур         (16 ч.)

6

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

(Основная тема учебного курса.)

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

07.10-11.10

7

Ладья в игре.

14.10-18.10

8

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

21.10-25.10

2 четверть

9

Слон в игре.

04.11-08.11

10

Ладья против слона.

11.11-15.11

11

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

18.11-22.11

12

Ферзь в игре.

25.11-29.11

13

Ферзь против ладьи и слона.

02.12-06.12

14

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

09.12-13.12

15

Конь в игре.

16.12-20.12

16

Конь против ферзя, ладьи слона.

23.12-27.12

3 четверть

17

Знакомство с пешкой.

13.01-17.01

18

Пешка в игре.

20.01-24.01

19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

27.01-31.01

20

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

03.02-07.02

21

Король против других фигур.

17.02-21.02

Цель шахматной партии        9 ч.

22

Шах.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

24.02-28.02

23

Шах.

02.03-06.03

24

Мат.

09.03-13.03

25

Мат.

16.03-20.03

4 четверть

26

Ставим мат.

30.03-03.04

27

Ставим мат.

06.04-10.04

28

Ничья, пат.

13.04-17.04

29

Рокировка.

20.04-24.04

30

Рокировка.

27.04-01.05

Игра всеми фигурами из начального положения        3 ч.

31

Шахматная партия.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

04.05-08.05

32

Шахматная партия.

11.05-15.05

33

Повторение программного материала.

18.05-22.05

Используемая литература:

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  2. Интернет-ресурсы.
  3. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвящение, 2019.
  4. Шахматы в школе. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвящение, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...