Программа учителя-дефектолога 1-4 классы
календарно-тематическое планирование

Шестакова Ольга Александровна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchitelya-defektologa_dlya_1-4_klassov.docx53.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа №17»

                                                                УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ «ООШ №17»

                                                                                         ____________Н.В. Ермолаева

приказ от __________ №_____

Рабочая программа  коррекционного курса

«Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности»

1 ( 11 ) – 4 классов

(для обучающихся с ЗПР. Вариант 7.2)

Составитель:

Шестакова Ольга Александровна

                                               учитель-дефектолог

Анжеро-Судженск, 2019

Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Общая характеристика коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной  деятельности» 

5

3

Описание места коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности» в учебном плане

7

4

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности» 

8

5

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности» 

9

6

Содержание программы коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности» 

11

7

Тематическое планирование с определением основных  видов учебной деятельности обучающихся

13

8

Описание материально-технического         обеспечения образовательного процесса

15


 

1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности» 1-4 классы разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития. Вариант 7.2) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Основная общеобразовательная школа № 17», программы формирования универсальных учебных действий.                                                         Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и авторскими программами: Бабкиной Н.В., Вильшанской А.Д.                                        Рабочая программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР. Вариант 7.2) с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая развитие познавательных способностей и социальную адаптацию.                         Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2) МБОУ «ООШ №17» и  сохраняет основное содержание образования, но учитывает индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР, предусматривает коррекционную направленность обучения.                                                                 Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2) предполагают создание специальных условий для обеспечения формирования полноценной личности: оказание квалифицированного дефектологического сопровождения; индивидуальный темп обучения обучающихся с ЗПР; постоянную (пошаговую) диагностику результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития познавательных процессов, применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия.                                        Цель        коррекционного курса: диагностика, восполнение пробелов в знаниях, коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к знаниям, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи коррекционного курса:                        

1) формировать и развивать  различные виды  памяти, внимания, воображения, развитие речи;                                                         2) способствовать восполнению и расширению приобретаемых на уроках знаний;                                                                                                                     3) формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;                                                 5) формировать положительную учебную мотивацию;                                         6) расширять лингвистический кругозор школьника;

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определённом порядке;

2) принцип «спирали»: задания повторяются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) смена разных видов деятельности.


2. Общая характеристика коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности»

Коррекционный курс «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности» является обязательным и относится к коррекционно-развивающей области.                                         

Большую роль в процессе учебной деятельности школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся  по адаптированной начальной основной общеобразовательной программе, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей обучающихся. А так же будет способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД) в условиях работы по ФГОС, что обеспечит общающимся с ограниченными возможностями здоровья обрести уверенности в себе и своих силах.                                 Содержание программы коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический материал  Р. Амтхауэра, А.М. Лурия, Бурдона, Школьный тест умственного развития (ШТУР)  и др.                                                Коррекционный блок реализуется на коррекционно-развивающихся занятиях,  позволяющие повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивающие условия для дальнейшего личностного и социального развития, способствующие формированию личности и лучшему усвоению учебной информации.                        

Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования.                 Весь материал, представленный в программе, рассчитан на пять лет обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2).                                                                                                        Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2).                                                                                        Темы даны в соответствии с программным требованием по коррекционно-развивающему образованию в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)                                                                Занятия  по коррекционному курсу «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности» отличаются тем, что обучающимся предлагаются задания неучебного характера. Так, серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, принципиальный акцент делается именно на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.                                                                        Курс коррекционно-развивающих занятий является интегрированным. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач, объединенных в систему интеллектуально-развивающих занятий. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач (от простого к сложному). Содержание материала переплетается с предметами, изучаемыми на данной ступени обучения.

3.Описание места коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности» в учебном плане.

Коррекционная программа «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений учебного плана.

В соответствии с учебным планом МБОУ «ООШ № 17» коррекционная программа «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю, по 20-40 минут.

В 1 и 11 классах на коррекционную программу «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности» отводится по 66 часов в год; во 2 - 4 классах – по 68 часов в год.

Общий объём учебного времени составляет 336 часов.


4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности»

Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самовосприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);

честь;

достоинство;

свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная);

доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);

дружба;

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности»

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1) формирование базовых уровней усвоения материала;

2) оказание помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

3) формирование уровня психического, умственного, физического развития

ребенка возрастной норме;

4) развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи;

5) коррекция недостатков письменной речи;

6) формирование и освоение элементарных математических действий.

6. Содержание программы коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности»

Вся программа состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга разделов:

Сенсомоторное развитие. Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв. Развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов. Развитие слухового восприятия и слухового внимания. Развитие тактильных ощущений. Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. Развитие тонкости и целенаправленности движений. Развитие кинестетических основ движения. Развитие межполушарного взаимодействия. Формирование способности выделять признаки предметов.

Формирование пространственных представлений.

Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела. Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса). Формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга). Развитие пространственного  праксиса. Развитие навыка дифференциации пространственно-схоже-расположенных объектов.

Развитие мнемических процессов.

Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов. Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций. Развитие тактильной и кинестетической памяти. 

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия.

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие. Развитие слухо-моторной координации. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации. Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Формирование  различия у двух сходных сюжетных картинок, звуков, предметов. Развитие умения подражать звукам окружающей среды; различать по голосу знакомых людей.

Формирование навыка письма. Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу. Заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи. Звуко-буквенный анализ слова. Формирование навыка внимательного письма. Формирование навыка чтения заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв. Обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв. Обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением. Обучение составлению предложений из слов. Обучение схематической записи слов, предложений. 

Формирование навыка чтения. Формирование соотносить буквы и звуки, различать  сходных по начертанию букв. Формирование умения соотносить буквы и звуки, различать сходных по начертанию букв. Составление слогов, слов из предложенных букв. Обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением. Обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением. Обучение составлять предложений из слов; читать текст плавно, целыми словами, при повторении. Обучение читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Обучение составлять простые и сложные предложения, тексты по вопросам, по картинке и по демонстрации действий. Обучение составлять простые и сложные предложения, тексты по вопросам, по картинке и по демонстрации действий. Обучение схематической записи слов, предложений.

 Формирование элементарных математических представлений. 

Количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый). Состав числа. Счётные операции. Решение и составление задач. Геометрические фигуры. Цвет, форма, размер предметов. Сравнение предметов. Временные понятия.

Развитие речи. Обучение описательному рассказу. Обучение пересказу художественного текста. Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок. Развитие диалогической и монологической форм речи. Развитие умения осуществлять классификацию и обобщение. Формирование умения давать определения понятиям.


7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

п/п

Наименование темы

Количество  часов,

класс

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

11 

2

3

4

1.

Сенсомоторное развитие

10

10

10

10

10

-развивать зрительный анализ;

 -развивать слуховое восприятие, внимание;

- развивать тактильные ощущения;

- развивать умения организации и контроля простейших двигательных программ;

-развивать способности выделять признаки предметов

Выполнять предложенные задания.

2

Формирование пространственных представлений. 

5

5

5

5

5

-формировать умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); плоскости (тетрадь, книга); в схеме собственного тела

3

Развитие мнемических процессов.

5

5

5

5

5

-запоминать зрительно воспринимаемые объекты;

-запомнить названия цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

-определять на ощупь предметы с разными свойствами(мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определять на ощупь формы предметов

4

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия

6

6

6

6

6

-формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти.

-определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.

-находить различия у двух сходных сюжетных картинок, звуков, предметов;

-подражать звукам окружающей среды; различать по голосу знакомых людей

5

Формирование навыка письма

10

10

10

10

10

-развивать активный словарь, словообразования; писать по образцуи трафарету, штриховка, рисовать по клеточкам

6

Формирование навыка чтения

10

10

10

10

10

- соотносить буквы и звука, различать  сходных по начертанию букв;

- составление слогов, слов из предложенных букв;

-обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением;

- составлять предложений из слов; читать текст плавно, целыми словами, при повторении - читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение

- составлять простые и сложные предложения, тексты по вопросам, по картинке и по демонстрации действий;

-обучение схематической записи слов, предложений 

7

Формирование элементарных математических представлений

10

10

11

11

11

-выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 100, и первой сотни опираясь на знание их состава из двух слагаемых.  Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа,

-различать прямой и обратный счет

-называть состав числа, геометрические фигуры, цвет, форму, размер предметов;

-сравнивать  количество предметов;

-уметь различать временные понятия

8

Развитие речи

10

10

11

11

11

- создавать тексты и корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; составление рассказа по серии сюжетных картинок; пересказ художественного текста, учиться составлять монолог и диалог. Выполнять предложенные задания, оценивать полученные результаты.

Итого

66

66

68

68

68


8. Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: АРКТИ, 2002.

2. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. М.: АРКТИ, 2000.

3. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. М.: Школьная пресса, 2006.

4. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008,№ 1.

5. Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе. М.: 2005.

6. Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В.,Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. М.: Школьная Пресса, 2005.

7. Дурова Н.В. Читаем сами.  М.: Школьная пресса, 2011.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Материал развития речи (электронный ресурс) - Режим доступа:http://www.lbooks.ru/dosug/deti (дата обращения: 25.05.2019)

2. Детские песенки для физкультурных минуток (электронный ресурс) - Режим доступа:http://flashsait.com/audio/pesni.php (дата обращения: 2.05.2019)

3. Наглядный материал (электронный ресурс) - Режим доступа: http://www.torrentino.com/ (дата обращения: 24.05.2019)

4. Электронные книги. Учусь ориентироваться в пространстве (электронный ресурс) - Режим доступа:http://elektronbook.ru/ Приложение к журналу «Воспитание школьников» К.Ю. Белая (дата обращения: 21.05.2019)

5. Познавательные игры.-Режим доступа -https://igroutka.net(дата обращения 10.05.2019)

6. Картотека  игр  по познавательно-речевому развитию- Режим доступа https:// урок.рф(дата обращения 20.05.2019)

7. Занимательные задачи по математике. Онлайн-платформа для развития логики и математических способностей .Детям от 5 до 12 лет-Режим доступа https://logiclike.com/( дата обращения 22.05.2019)

Технические средства обучения

1. Компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением:

обучающая программа тренажёр по русскому языку «Фраза»;

2. Многофункциональное устройство принтер-сканер-копир (чёрно-белый).

Учебно-практическое оборудование

1. Тетради, ручки, карандаши.

2. Трафареты.

3. Касса букв.

4. Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнурки, пластилин и т.п.).

5. Разноцветные фишки, полоски для составления схем.

6. Разнообразный демонстрационный материал.

7. Серии сюжетных картин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА

Программа расчитана для  младших школьников 2 класса с ОВЗ.Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)С уч...

Программа учителя-дефектолога (по варианту 8.3.)

Здесь представлена индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающегося с ОВЗ "Развитие и коррекция познавательных процессов" (вариант программы по ФГОС НОО для детей с ОВЗ: 8.3. - для о...

Программа учителя-дефектолога (по варианту 7 - обучающиеся с ЗПР)

Здесь представлены индивидуальные коррекционно-развивающие программы для обучающихся с ОВЗ "Развитие и коррекция познавательных процессов" (вариант программы по ФГОС НОО для детей с ОВЗ: 7 -...

Программа учителя-дефектолога (по варианту 3 - слепые обучающиеся)

Здесь представлены индивидуальные коррекционно-развивающие программы для обучающихся с ОВЗ "Развитие и коррекция познавательных процессов" (3 вариант программы по ФГОС НОО для детей с ОВЗ:...

Рабочая программа учителя-дефектолога для учащихся 1- 4 класса с ЗПР

Рабочая программа учителя - дефектолога для учащихся 1-4 классов с ЗПР...

Рабочая программа учителя-дефектолога 1 - 4 класс

Данная рабочая программа разработана для учителя-дефектолога работающего в начальном звене с 1 по 4 класс....