Конспект урока по коррекционному курсу "Развитие коммуникативной деятельности". «Настроение, чувства и тон говорящего».3 класс
план-конспект занятия (3 класс)

Коррекционная составляющая урока (занятия): коррекция основных психических процессов; коррекция и развитие коммуникативных навыков учащихся: формирование адекватной самооценки своих возможностей, навыков межличностного общения; формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы.

           Урок построен на принципах деятельностного обучения и включает работу в парах, самостоятельную работу с использованием приемов само-и взаимопроверки. На уроке предусматривается достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Образовательное учреждение: г.Верхняя Пышма, Свердловская область,  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминская школа-интернат имени  С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

      Предмет: развитие коммуникативной деятельности

Класс: 3

Учитель: Конева Светлана Сергеевна

Тема урока: «Настроение, чувства и тон говорящего».

Продолжительность: 1 урок

Практическая реализация: урок проведён 24.11.2016 г.

      Тип урока: повторение и обобщение изученного

Оборудование: компьютер, презентация, карточки со схемами, мультимедиапроектор, Интернет, аудиозапись мелодии «От улыбки» слова Э.Успенского, музыка В. Шаинского.

Коррекционная составляющая урока (занятия): коррекция и развитие коммуникативных навыков учащихся; формирование адекватной самооценки своих возможностей, навыков межличностного общения; формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы.

 Задачи урока: учить определять эмоциональные состояния, которые может переживать человек; закрепить основные        понятия        темы:         "эмоции",        "чувства",        "настроение";
развивать эмоциональную сферу, коммуникативные  и личностные способности  учащихся через формирование положительной мотивации;

развивать мышление, умение использовать свой жизненный опыт, выделять главное, обобщать; способствовать выражению                чувств        и        эмоций        посредством        игры;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в паре.

Личностные УУД: формировать адекватную позитивную осознанную самооценку, актуализация сведений из личного жизненного опыта, применение знаний полученных  в новых жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД : понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои учебные действия, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: формировать умения выделять познавательную цель, формулировать правило.

Коммуникативные УУД:  участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи,  понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Планируемый результат:

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: (Регулятивные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

(Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

(Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Методы обучения: словесный (беседа, подводящий диалог), наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, практический, метод контроля и самоконтроля.

Формы организации образовательного пространства на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работы.

Урок проводится в 3 классе, составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Урок построен на принципах деятельностного обучения и включает работу в парах, самостоятельную работу с использованием приемов само-и взаимопроверки. На уроке предусматривается достижение не только предметных результатов, но и личностных (рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками  и метапредметные (умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения).

Этап урока.

Цель. ФОУД.

Содержание учебного материала

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: вовлечение в активную познавательную деятельность на уроке.

Фронтальная.

 

Формулирование темы урока.

Включение в учебную деятельность.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. 

Фронтальная.

Самостоятельная работа «Назови эмоции».

Цель: самопроверка умения применять  знания в типовых условиях.

Индивидуальная.

Парная.

Физкультминутка

 «Передача чувств».

Групповая.

Работа в паре «Узнай жесты».

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Парная.

Применение знаний и способов действий.

 «Угадай эмоции»

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Фронтальная.

Итог урока.

Цель: проанализировать пути решения учебной задачи, оценить их оптимальность

Фронтальная.

Рефлексия.

Цель: организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

Индивидуальная.

Домашнее задание  

Звучит мелодия «От улыбки» слова Э.Успенского, музыка В. Шаинского.

-Мне приятно видеть вас. У меня сегодня очень хорошее настроение, и я хочу передать всем вам свое хорошее настроение,  давайте улыбнёмся друг другу, подарим друг другу улыбку, ведь  улыбка может показать наше дружелюбие и улучшить всем настроение. Итак, у всех хорошее настроение?   Мы начинаем наше занятие, пусть оно принесёт нам радость общения!

      - Вы, наверное, уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

- Совершенно верно, сегодня мы поговорим о настроении. СЛАЙД 1

- А что бы вы хотели узнать о настроении?

- Итак, значит, мы поговорим о том, что связано с настроением, об эмоциональных состояниях, которые может переживать человек.      

- Скажите, а вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?

 - Конечно же, нет. Мы все реагируем на то, что происходит вокруг нас. Если бы мы не радовались, не плакали, не злились, не удивлялись, никак не реагировали на какие-то события, то на кого мы были бы похожи?

- Настроение – это состояние человека, его отношение к жизни. Настроение связано с тем, как человек себя чувствует на работе, в школе, дома, в гостях.

- А можем ли мы определить, какое настроение у человека?

- Как? Что нам помогает?

- Верно, мимика – это язык лица. И своё эмоциональное состояние мы выражаем с помощью мимики.

Если у человека хорошее настроение:

 – Что он делает?

- А если плохое?

- Давайте сейчас вспомним, какие эмоции мы знаем?

- А сейчас попробуем определить, какие эмоции выражают нарисованные лица. (ПРИЛОЖЕНИЕ)



(Взаимопроверка) - Поменяйтесь карточками в парах и оцените работу друг друга на линеечке знаний.

1-все задания выполнены без ошибок;

2- не всё задание выполнено или есть ошибки;

3- не выполнено задание или много ошибок.

1)        2)        3)

Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство

- Итак, что нам помогает определить настроение человека?

- Представьте, что к нам в гости приехал иностранец. Он не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорит. С помощью чего мы сможем  с ним пообщаться?

- Верно, с помощью жестов. Жесты – это движение рук. Они могут заменять речь,  помогают понимать друг друга, выразить свои чувства, мысли.

- Вспомните, какие общепринятые, понятные многим людям жесты вы знаете?

- Догадайся, какое настроение, эмоциональное состояние передают жесты. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

                

 (Проверка по эталону на доске) (Приложение)

Хорошо, молодцы! Значит, что нам помогает понимать друг друга, выражать свои чувства, мысли?

- А если мы не будем видеть человека, а только слышать, сможем ли мы определить его настроение?

- Что нам поможет?

- Верно, свои эмоции мы можем выразить при помощи слов, которые произносят определенным тоном.

- Тон или интонация - это удивительное средство выразительности устной речи, ведь с его помощью  можно передать свое настроение, выражать чувства, свое состояние.

- Как вы думаете, какой может быть тон речи?

-  А сейчас мы с вами поучимся передавать эмоций и чувства при помощи голоса и интонаций. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
- Каждый из вас возьмет карточку с фразой и произнесёт её с той интонацией, которая указана на карточке.

А мы попытаемся угадать, какое чувство, эмоцию передал читающий.
- Ты не любишь мороженое? (Удивление).

- Какая это эмоция положительная или отрицательная?

- Вы все ужасны! (Злость).

- Какая это эмоция положительная или отрицательная?
-  Какое теплое море! (Радость).

- Какая это эмоция положительная или отрицательная?
- Как темно в лесу! (Страх).

- Какая это эмоция положительная или отрицательная?
-  У меня сегодня получилось лучше всех! (Радость).

- Какая это эмоция положительная или отрицательная?

- Какой огромный слон! (Удивление).

- Какая это эмоция положительная или отрицательная?

- Отлично! Скажите, ребята,  при помощи чего мы с вами сейчас выражали свои эмоции?

- Вы заметили, каких фраз мы произнесли  больше с положительным эмоциональным  состоянием человека ил отрицательным?

- Если мы испытываем положительные эмоции, какое у нас настроение? СЛАЙД 2

- А отрицательные?

-Положительные эмоции или хорошее настроение- это путь к здоровью и успеху.

СЛАЙД 3

-Отрицательные эмоции или плохое настроение ослабляют, организм,
пролагают путь болезням.
СЛАЙД 4

- Значит, улыбка и добрый смех 
те частички радости, которые помогают жить, учиться, справляться с трудностями.

СЛАЙД 5

- Наше настроение зависит от того, как мы воспринимаем полученную информацию или  какие-то события. Есть два типа людей, которые на одни и те же события реагируют по – разному.

Оптимист - это человек, который  СЛАЙД 6

смотрит с большой радостью на жизнь

и во всем видит положительное. Он не расстраивается по пустякам.

Пессимист - это человек, который 

в событиях видит больше плохого, видит мир в мрачных тонах.

- Сейчас мы  посмотрим отрывок из известного вам мультфильма "ОХ! И АХ!".  (фрагмент - как ходили по воду - со 2 мин. 58 сек. до 4 мин.10 сек. )

- Кто из них оптимист, а кто пессимист?

- Что посоветуете Оху?

- Кто знает, чем закончился этот мультфильм?

- Кто вам более приятен, Ох, который всегда ноет и вздыхает или Ах, который не расстраивается по пустякам?

- Улыбнитесь, а сейчас делайте грустное лицо, с кем приятнее общаться?

- Какой можно сделать вывод? Какие эмоции помогут вам общаться с окружающими и найти себе новых друзей?

- Что вам сегодня запомнилось с урока?

- Что показалось трудным, не понятным?

- Как вы думаете, пригодится ли в жизни то, о чём мы говорили?

СЛАЙД 7

    - Настроение хорошее! Доволен результатами работы на уроке! Мне всё удалось!

 - Испытываю чувство неудовлетворения, потому что не всё понял.

- Я подавлен! Ничего не запомнил и не понял!

- Кого бы хотели похвалить за работу на уроке? Почему?

- Закончить урок я бы хотела строками из стихотворения Ю.А. Мерзлякова  СЛАЙД 8

Из всех эмоций лучше всех,

Которые рождают смех.

Смеяться, право не грешно,

Когда действительно смешно!

       Здоровье – царство смеха,

       Сам смех – тропа к успеху.

       И нам всё удаётся

       Когда душа смеётся!

       В объятия смеха спеши!

       Смех – это душ для души!

Ю.А. Мерзляков

- Вспомнить историю, когда у вас было хорошее настроение или плохое.

 - Спасибо за занятие, я уверена, что теперь вы сможете правильно передавать свои чувства и настроение. На этой доброй интонации мы  завершим наше занятие. Всем хорошего настроения! СЛАЙД 9

 Учащиеся  эмоционально настраиваются  на урок.

Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, исходя из этого, формулируют  цели.

- О настроении.

Высказывания детей.

Принимают учебную задачу.

-Конечно, нет.

- На робота, на памятник, на куклу.

- Мимика.

- Он радуется, улыбается.

- Он грустит, печалится.

- Радость, удивление, страх, грусть и т.д.

-При смене настроения меняется выражение лица человека,   разное расположение бровей, глаз и рта при определенном состоянии.

Удивляется - приподняты брови и широко открыт рот.

От страха (испуга) широко раскрыты глаза, рот открыт, брови приподняты.

Радость - уголки губ подняты вверх.

Грусть – уголки губ опущены вниз.

Злость – брови сдвинуты к переносице,  складки между бровей, рот сжат.

- Мимика

- С помощью жестов.

- Привет, пока….

Соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

- Жесты

- Сможем.

- Голос, тон, интонация.

- Убеждающий, уверенный, приказывающий или просительный, радостный или грустный, суровый, строгий или ласковый.

- Положительная

- Отрицательная

- Положительная

- Отрицательная

- Положительная

- Положительная

- При помощи слов, которые произносят с определенной интонацией.

- Хорошее.

-Плохое.

- Ох от своего мрачного настроения заболел, а друзья пришли к нему на выручку.

Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Создает эмоциональный настрой.

.

Организует диалог.

Организует работу в парах.

Подвести учащихся  к итогу урока.

https://drive.google.com/ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный. 

Оценка достижения целей урока: цели урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока по окружающему миру "Наши помощники-органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру  "Наши  помощники-органы  чувств" во 2 кл. Цель:  создать условия для формирования представления об органах чувств, углубить и расширить знания ...

Презентация к занятию по риторике № 9 Настроение, чувства и тон говорящего (2 класс)

Презентация к занятию по риторике. Занятие № 9 Тема: Настроение, чувства и тон говорящего (2 класс)...

Презентация «Настроение, чувства и тон говорящего»

Развитие коммуникативной деятельности Презентация «Настроение, чувства и тон говорящего» ...

Конспект урока литературного чтения "В.Драгунский.Надо иметь чувство юмора"

Конспект урока литературного чтения "В.Драгунский.Надо иметь чувство юмора"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств" в 3 классе

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств" в 3 классе...