Педагогический проект "Формирование УУД когнитивных способностей младших школьников через театральную деятельность.
учебно-методический материал

Куцуева Ирина Константиновна

Педагогический проект "Формирование УУД когнитивных способностей младших школьников через театральную деятельность, как средство повышения качества образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_kutsueva_i.k._2020.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная кадетская  школа № 4»

Г. Нефтеюганск

Педагогический проект

Тема: «Формирование универсальных учебных действий когнитивных способностей младших школьников через театральную деятельность, как средство повышения качества образования»

Выполнила: учитель начальных классов

Первой категории

Куцуева Ирина Константиновна

2019 г.

     

«Одна из важнейших функций творчества- дать возможность детям выразить то, что они не умеют сказать словами».

Джин Ван,т Хал.

(«Творческое воспитание»)

         В нашем современном мире,  целью образования в школе становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные задачи, искать и находить  пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение  этих  задач становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями,  даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, но прежде всего ребенок должен уметь общаться, заниматься творчеством, участвовать в творческих мастерских, проектной деятельности. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Кукольный театр всегда привлекал человека своей особой магической атмосферой, связанной с чудом оживления неживого предмета - куклы.

В театре есть нечто магическое. Это ощущаешь, находясь в зрительном зале. Ещё более удивительные перемены наступают, когда ты сам оказываешься на сцене. Идёт преображение - и внешнее, и внутреннее. Перевоплощаясь, играя другого человека, начинаешь лучше понимать чужие мысли, чувства и поступки. Становится понятнее: кто добрый или злой, жадный или щедрый и многое другое. Важно отметить тот факт, что до сих пор театральная кукла остается загадкой для теоретиков театра.  

       А. Н. Василькова пишет по этому поводу: «Что представляет собой тело куклы — видно всякому. Что такое кукольная душа - не знает никто: кажется, она окутана еще большей тайной, чем душа человеческая, и тем сильнее эта тайна к себе влечет».
     

Сущность коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. 

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

-социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности;

 -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами театральной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- управление поведением партнера (куклой) – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Личностные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности и направлены на:

-самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

-нравственно-этическая ориентация, обеспечивающае личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Целью моего профессионального проекта является формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности, на занятиях театрального искусства, как одной из возможностей достижения нового качества образования.

    Задачи:

  •  изучить теоретический материала по реализации формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий  на занятиях по внеурочной деятельности театральным искусством  ;
  • обосновать важность формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий у младших школьников, учитывая возрастные особенности учащихся;
  • планировать и организовать работу по сценической речи, создание перчаточных кукол, декораций к спектаклям, выбор репертуара.
  • планировать проектную работу среди учащихся;
  • взаимодействовать с родителями;

Реализацией своей педагогической темы в своем классе  на занятих  по внеурочной деятельности я выбрала технологию драматизации, сценирования. На занятиях проводила  сюжетно-ролевые и дидактические игры, миниспектакли,  комплекс различных видов деятельности - рисование, лепка, пластика, слушание музыки, танец, движение, речь). Вместе с родителями изготовили несколько куол.

Театральные куклы не могут оставить равнодушным никого: ни взрослых, ни детей, ни художника, ни писателя, ни поэта.

        нас заинтересовали цитаты и высказывания известных людей о  театральных куклах.

 «Мы – послушные куклы в руках у творца. Это сказано мною не ради словца. Нас по сцене всевышний на ниточках водит.  И пихает в сундук, доведя до конца» Омар Хайям.

«Сами боги покровительствуют театру», -  сказал Ю. Алянский  в книге «Азбука театра».  

  Не обошли стороной тему театральных кукол и на уроках  истории казачества, так, как школа является инновационной  региональной площадкой по истории, традициям казачества.

Возможности казачьего фольклора неисчерпаемы и очень актуальны. Ведь казаки, придумывая поучительные истории, не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания – все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Казаки – служилый народ, поэтому в их сказках особое внимание уделяется защите родной земли. Глубокая патриотичность казачьего фольклора делает его незаменимым инструментом воспитания наших подшефных.

Так появилась идея появления в нашей школе народного кукольного театра «Казачок» - постановка миниспектаклей и сценок казачьей тематики. Совместно с шефами реализуется детско-взрослый проект кукольного казачьего театра. Мы проводим занятия по сценическому мастерству, организуем репетиции, проводим занятия по истории и культуре казачества, мастер-классы по казачьим шермициям, младшие кадеты-подшефные, их родители (которые через творческие мастерские совместно с детьми изготавливают декорации, куклы, костюмы, предметы казачьего быта). А также наши социальные партнеры – члены городского казачьего общества, старожилы города, совет ветеранов, а также реабилитационный центр «Детство» (воспитанникам которого мы неоднократно представляли наши творческие постановки).

Принципы выбора заданий для занятий.

На занятиях использую следующие современных формы проведения занятий:

-игра, беседа, иллюстрирование, изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля, посещение спектакля, работа в малых группах, диспуты, актёрский тренинг, импровизация, творческая презентация, экскурсия, выступление.

У ребят, которые занимаются в театральном кружке сформирована мотивация, интерес к занятиям, к конструированию кукол. Вместе с детьми помощь в изготовлении кукол к сказкам оказывают родители. Необходимо отметить высокую активность большинства детей, способность к самостоятельной творческой деятельности.

В процессе занятия дети делятся на группы: актеры и художественный совет. Высказывают свое мнение по поводу игры актеров, дают советы ребятам. Затем меняются между собой.

Занимаясь театрализацией, дети вместе с родителями принимают участие в проектной деятельности. Детьми написаны и защищены творческие проекты о сценических костюмах  «Кубелек» (казачий костюм), Сайт «Интеллект будущего».

На мастер-классе, который был проведен по составленному сценарию, дети инсценировали  сказку «Как лиса обманула казака». Куклы к спектаклю изготовили вместе с родителями.

Ход занятия.

1.Организационно-мотивационный момент.

а) Артистическая разминка.

Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости.

-Давайте поприветствуем их по-казачьи (Здорово дневали,здравствуйте, здорово живете люди славные православные?

 Ответ: Слава богу)).

-Поприветствуйте друг друга. (Дети приветствуют друг друга)

- произнесите это с удивлением;

- с восхищением;

б) Мотивация.

Какое у нас сейчас занятие? (Занятие театрального кружка).

Что мы делаем на этих занятиях? (Учимся правильно говорить, выражать эмоции, изображать разных животных, предметы, разыгрываем сценки).

2. Актуализация знаний о театральной деятельности.

Что должен уметь делать актер? (Уметь выражать эмоции, правильно и выразительно говорить, импровизировать).

3. Практический этап. Тренинги.

а) Работа над речью.

Что помогает делать речь правильной? (Скороговорки).

Предложите свою скороговорку. (Например,

Хитрую сороку поймать – морока, а сорок сорок – сорок морок.

Бобры храбры, для бобрят добры.

Слишком много ножек у сороконожек.

  • Проговорите ее медленно;
  • Проговорите шепотом;
  • Проговорите с ускорением темпа;
  • Проговорите с замедлением темпа;
  • Проговорите в быстром темпе;

б) Работа над выражением эмоций.

Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

1.Изобразить Раннюю осень. У ранней осени легкая поступь, весёлое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Идете по лесной тропинке, увидели большой красный мухомор.(Нужно вытянуть лицо и раскрыть рот, поднимать и опускать брови).

Дети изображают удивление: О! О! О!

Нашли червивый гриб, огорчились: Ах! Ах! Ах!

2. Изобразить Позднюю осень.

Поздняя осень грустная, печальная, зимой гонимая. Изобразить плачущую осень.  Но ребята, осень бывает разная- грустная и весёлая. Но скоро прекрасная и весёлая зима.

в) Работа над развитием фантазии.

Упражнение «Дерево»:

Исходное положение: свободная стойка, руки опущены. Вообразите, себя каким-то деревом: дубом, ивой, березой и др.

Задание: представьте, что ваше тело – это окаменевший, замерзший ствол дерева. На улице – осень.

-Что происходит с деревом? (Руки и ноги съежились, опустились, глаза закрылись, дерево спит.

Наступила весна… Согрелась почва. Дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), теплый сок пошел по стволу вверх, оживляя ветки. Руки поднимаются, словно распускаются листья и дерево расцветает, подул ветерок. Прилетела птичка, села на ветку и чирикает (Дети показывают действия, ветки колышатся)).

4. Инсценирование.

-Ребята, вы подготовились к театральной деятельности.

-Посмотрите и скажите атрибуты какого театра вы видите? (Кукольного)

Что главное для актера кукольного театра? (Говорить громко и выразительно, правильно уметь управлять куклой)

-Ребята, сейчас, я предлагаю разделиться на две группы:

                -Художественный совет;

                -Актеров

Артисты готовятся к репетиции нашего спектакля.

Художественный совет готовится посмотреть и оценить репетицию нашего спектакля.

-Ребята в нашей стране существует российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая маска». На фестивале есть номинация за лучшую актерскую игру. И вам я предлагаю выбрать лучшего актера по трем критериям:

Выразительность речи

Правильность работы куклой

Передача настроения и образа героя.

(Раздаю маски с критериями)

Предлагаю вам инсценировать сказку «Как лиса обманула казака».

(Дети выходят, берут куклы).

Сказка

Рассказчица:

Здравствуйте, гости дорогие!

Если величать,

Так на пороге встречать.

Дай Бог тому,

Кто в нашем дому:

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Казак: Вот беда, сапог износился.

            Да, плох конь, коль не скачет,

       Плох Казак, коли плачет.

Рассказчица: а наш Казак – удалец! И певец, и жнец, и на дуде игрец, и в бою молодец! Сядет, инструмент возьмет, и беда отойдет. (Садится на скамейку, снимает сапог, берет шило, дратву, «ремонтирует» сапог. Во двор в это время выходят петух, курочка, уточка. Казак заканчивает работу надевает сапог, встает со скамейки.)

Рассказчица: Тут как раз Лиса бежала, нос по ветру держала, себе поживу искала.Добежала до станицы. Видит: возле куреня казак сидит, сапоги тачает. Притаилась лиса, а глаза во дворе. За плетнем куры в золе гнездятся, утки в ушате плещутся, индейки у колодца кулдыкают. Облизнулась лиса и захромала. Подлезла к казаку и жалобно запричитала:

Лиса: - Бог в помощь добрый человек.

Казак (из-за плетня): Спасибо! Куда Лиса путь держишь?

Лиса: Я иду издалека, да заблудилась.

           Обходить далеко, а я уморилась.

           Ты воротца отвори, к околице пропусти.

Рассказчица: Казак – добрый человек, пожалел плутовку.

                       Отворил ей ворота, пропустил воровку.

Казак: Проходи, да не спеши, птицу не всполоши!

Казак открывает ворота. Лиса заходит во двор.

Лиса: Моя хитрость меня кормит, поит и к доверчивым людям водит.

(Берёт «Петушка» за руку) Спасибо, Казак за Петушка, будет еда хороша!

Забегу ещё, готовь Курочку!

Лиса уводит Петушка со двора, к кустикам. Вся «птица» прячется в курень.

Рассказчица: А Казак очнулся, как от сна встрепенулся!

Казак: Дело валится из рук, знай, тебе поможет друг!

            Дружок, Дружок, поспеши, ты Лису догони!

Выбегает Пёс.

Пёс: Не уйти тебе Лиса, верни на баз Петуха!

        На чужой кусок не разевай роток! Гав! Гав!

(Лиса бросает Петуха и убегает. Пёс приводит Петушка к Казаку. Выходит, вся птица во двор.)

Пёс: Ты не верь Казак Лисе она всегда хитрит, везде!

Казак: Казак без друзей, что дуб без корней!

            Спасибо, Дружок за службу.

Рассказчица: Тут и сказке конец, а мне мёду корец!

-Ребята. Как мы можем поблагодарить артистов? (Аплодисменты)

Художественному совету мы предлагаемпосовещаться и номинировать наших артистов.(Высказывания детей).

-Ребята, все ли у нас получилось?

-Над чем нужно ещё поработать, чтобы премьера нашего спектакля удалась?

Я думаю, что на премьере у нас должно все получиться.

Дети с интересом посещают занятия театрального искусства, сотрудничают, работают в парах, в группах, тем самым учатся анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявляют настойчивость в достижении цели. Выражают себя в различных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

 Спектакли были показаны первоклассникам, детям реабилитационного центра города Нефтеюганска, детям детского сада «Радость», которые являются социальными партнерами школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти,  внимания, прос...

Мастер-класс "Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность"

Японская мудрость издревле гласит:"Великий квадрат не имеет пределов".Попробуй простую фигурку сложить,И вмиг увлечёт интересное дело.И в сказочном царстве фигурок бумажныхНаучишься добрым, уверенным ...

Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность

Внеурочная деятельность в начальных классах и еще один путь  развития познавательных способностей школьников....

Развитие личности и индивидуальности младших школьников через театральную деятельность

Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театральная деятельно...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Данное методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по организации и проведению внеурочных заня...