Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Перспектива" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Журавлёва Полина Альбертовна

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Перспектива" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_perspektiva_zhuravlyova.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в    Российской Федерации» (пункт 2.7, статья 32)  

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

4. Планируемых результатов начального общего образования;

5. Базисного учебного плана МАОУ СОШ № 38;

6. Устава МАОУ СОШ № 30

         7. Примерной  образовательной программы «Изобразительное искусство»; под редакцией

 Т.Я. Шпикаловой;  М. Просвещение, 2016 год.

     Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

     Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

     Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

     Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

     Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

      Цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

      Задачи:

  • Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  • Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
  • Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.
  • Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
  • Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.
  • Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

     Место курса в учебном плане.

     В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 1час в неделю. Всего  34 часа, в т.ч. внутрипредметный модуль «Творческая мастерская» - 5 часов, межпредметный модуль «Путешествие по родному краю» - 2 часа.

Содержание тем учебного курса

ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ (18 часов)

     Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.
Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:
- с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства. Приемы работы раздельным удлиненным мазком (по форме, в разных направлениях, мазки плоские и заостренные). Экспериментирование с цветом: тональная и цветовая гармония при передаче многоцветности, освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое растяжение цвета по сухой и сырой бумаге;

- с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.). Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя);

- по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

- по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.

Опыт художественно-творческой деятельности:

- изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не мутится»);

- изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей полна»);

- изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные») с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»), создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы;

- составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица» с последующим выполнением ее в материале на уроках труда в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы» с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта.

ОСНОВЫ    НАРОДНОГОДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО 

 ИСКУССТВА (17 часов)

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды.
Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный).

Опыт художественно-творческой деятельности:

- ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры;

- ознакомление с богородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор, вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда;

- ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью;

- ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»);

- ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);

- продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме;

- знакомство с особенностями театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»);

- ознакомление с искусством павловских шалей. Плат — головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы — «огурец», «перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка;

- ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Композиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.

Осень: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч)

Земля одна, а цветы на ней разные.

В жостовском подносе все цветы России.

О чем может рассказать русский расписной поднос.

Каждый художник урожай своей земли хвалит.

Лети, лети, бумажный змей!

Чуден свет – мудры люди, дивны дела их.

Живописные просторы Родины.

Родные края в росписях гжельской майолики.

Двор, что город, изба, что терем.

То ли терем,  то ли царев дворец.

Каждая птица своим пером красуется.

Деятельность учащихся: Рисование с натуры осенних цветов (акварель, гуашь). Русские лаки. Рисование веточки с листьями и цветок лилии (гуашь). Роспись подноса цветочным узором (гуашь). Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта «Славный урожай» (гуашь, акварель, цветные карандаши). Эскиз украшения для воздушного змея. Выполнение рисунка по сюжетам народных песен. Пейзаж. Композиция «Родные просторы» (акварель, гуашь). Украшение тарелочки по мотивам гжельской майолики.

Зима: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 часов)

Каждая изба  удивительных вещей полна.

Русская зима.

Зима не лето, в шубу одета.

Зима за морозы, а мы за праздники.

Всякая красота фантазии да уменья требует.

В каждом посаде в своем наряде.

Жизнь костюма в театре.

Россия державная.

Город чудный…

Защитники земли русской.

Деятельность учащихся: Деревянное зодчество России. Рисование резного полотенца со знаками солнца, воды, земли (перо, карандаш, фломастер)

Изображение терема для сказочных героев (материал по выбору)

Рисование по памяти: наброски птиц  в разных поворотах.

Натюрморт из предметов крестьянского быта (акварель)

Передача образа заиндевелых растений (перо, тушь, белая гуашь)

Орнамент в украшении народной одежды. Эскиз украшения из бисера.

Рисование карнавального шествия  (по выбору)

Эскиз карнавальной маски: образ матушки-зимы (материал по выбору)

Весна: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (6 часов)

Дорогие, любимые родные.

Широкая Масленица (2 часа).

Красота и мудрость народной игрушки.

Герои сказки глазами художника (2 часа).

Деятельность учащихся: Узоры-обереги в народном костюме. Завершение орнаментальных полос, которые украшают  народный костюм (цветные карандаши)

Эскиз исторического или театрального костюма (гуашь)

Исторический памятник архитектуры. Сюжетное рисование на заданную тему (акварель, гуашь)

Сюжетно-декоративная композиция «Старинный русский город-крепость» (материалы и техника по выбору)

Доблестные войны в работах народных мастеров и художников. Костюм былинного героя.

Образ русской женщины  искусстве. Женский портрет (материалы и техника по выбору)

Композиция на тему «Проводы зимы»

Зарисовки народных  деревянных игрушек (гуашь, акварель)

Выполнение иллюстрации к любимой сказки (карандаш)

Выполнение иллюстрации к любимой сказки (акварель, гуашь).

Лето: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (7 часов).

Водные просторы России.

Цветы России на павловских платках и шалях.

Всяк на свой манер.

В весеннем небе - салют Победы.

Гербы городов Золотого кольца России.

Сиреневые перезвоны

У всякого мастера свои затеи.

Наши достижения.

Деятельность учащихся: Рисование цветов, увиденных в украшении платков и шалей (акварель, фломастеры, цветные карандаши)

Самостоятельное  придумывание композиции для платка. Рисование.

Композиция на заданную тему.

Символическое изображение: герб родного села, города и т.д

Рисование с натуры или по представлению под впечатлением увиденных произведений сирени.

Контроль знанийшкольный мониторинг по итогам учебного года - 1

 Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты изучения курса:

а) Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

б) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

в) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

г) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

д) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

е) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

ж) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

з) Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

а) Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

б) Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

в) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

г) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

д) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

е) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

а) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

б) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

а) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

Предметные результаты изучения курса:

а) доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;

б) понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

в) отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров

приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

г) основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

д) основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

е) разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор).         

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1

«Земля одна, а цветы на ней разные»

1

2

«В жостовском       подносе все цветы России».Русские лаки.

ВПМ «Творческая мастерская»

1

3

«О чем может рассказать русский расписной поднос».

1

4

«Каждый  художник урожай своей земли хвалит». Натюрморт.

1

5

«Лети, лети бумажный змей».Орнамент народов мира.

1

6

«Чуден свет - мудры люди, дивны дела их».МПМ «Путешествие по родному краю» 

1

7

«Живописные просторы Родины».Пейзаж: пространство и цвет.

1

8

«Родные края в росписи гжельской майолики».ВПМ«Творческая мастерская»

1

9

«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества.

1

10

«То ли терем, то ли царев дворец».

1

11

«Каждая птица своим пером красуется». Живая природа.

1

12

«Каждая изба удивительных вещей полна». Натюрморт.

1

13

«Русская зима». Пейзаж в графике.

1

14

«Зима не лето, в шубу одета».Орнамент народов мира.

1

15

«Зима за морозы, а мы за праздники».Карнавальные новогодние фантазии.

1

16

«Всякая  красота фантазии да умения требует…» Маски.

1

17

«В  каждом посаде в своем наряде».Узоры-обереги в русском народном костюме.ВПМ«Творческая мастерская»

1

18

«Жизнь костюма в театре».Сценический костюм героя.

1

19

«Россия державная». В мире народного зодчества. Памятники архитектуры.

1

20

«Город чудный…»Памятники архитектуры.МПМ «Путешествие по родному краю»

1

21

«Защитники земли русской».Сюжетная композиция.

1

22

«Дорогие любимые, родные».Женский портрет.

1

23

«Широкая Масленица». Сюжетно-декоративная композиция.

1

24

«Красота и мудрость народной игрушки».Зарисовка игрушек.

1

25

«Герои сказки глазами художника». Сюжетная композиция.

1

26

«Герои сказки глазами художника». Сюжетная композиция.

1

27

«Водные просторы России».Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.

1

28

«Цветы России на Павловских платках и шалях».Русская набойка: традиции мастерства. ВПМ«Творческая мастерская»

1

29

«Всяк на свой манер».Русская набойка: композиция и ритм.

1

30

«В весеннем небе - салют Победы». Патриотическая тема в искусстве.Декоративно-сюжетная композиция: цвет.

1

31

«Гербы городов Золотого кольца России». Символические изображения: состав герба.ВПМ«Творческая мастерская»

1

32

«Сиреневые перезвоны».Натюрморт: свет и цвет.

1

33

«У всякого мастера свои затеи». Орнамент народов мира: традиции мастерства.

1

34

«Наши достижения». Я знаю. Я могу. Школьный мониторинг по итогам учебного года

1

ИТОГО,

в т.ч. ВПМ «Творческая мастерская»

МПМ «Путешествие по родному краю»

34

5

2

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Список   обязательной литературы:

1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2013. – 176 с

2. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Щирова А.Н., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.,  Просвещение, 2016. – 80 с

Список   дополнительной литературы:

1. Шпикалова Т. Я.  Методическое пособие  к учебнику Изобразительное искусство 3 класс. – М., Просвещение, 2015. – 256 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...