Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Удивительный мир слов"
рабочая программа (3 класс)

Бирюкова Фарида Махмутовна

Рабочая программа соответствует ФГОС. Составлена на основе авторской программы Л.В.Петленко. Содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Удивительный мир слов, 3 класс24.77 КБ

Предварительный просмотр:

"УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ" 3 КЛАСС 

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Программа «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, 2016 г;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2016 г.
  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.

Общая характеристика курса.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих

целей:

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

Задачи курса «Удивительный мир слов»:

- обеспечивать восприятие и усвоение знаний;

- создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно – нравственного характера;

- уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно  - нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания занятий.

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

- формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Планируемые результаты изучения курса.

В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных , практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного

пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

                                                          

3 класс.

Личностные результаты:

 осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

 учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

 выразительно читать и пересказывать текст;

 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Тематическое планирование.

 

№ темы

Название темы

Количество часов

1.

Мир полон звуков

9 ч.

2.

Как делаются слова

13 ч.

3.

Секреты правильной речи

7 ч.

4.

Азбука, прошедшая сквозь века

5 ч.

 

Итого

34 ч.

 

Содержание программы.

Виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по        направлениям:

1)    фонетические упражнения;

2)    словообразовательные упражнения;

3)    морфологические упражнения;

4)    синтаксические упражнения:

5)    упражнения лексического характера;

6)    упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;

7)    упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками.

К окончанию курса учащиеся должны:

         - обучиться безошибочному письму словарных слов;

    - развить умение анализировать языковые факты и явления;

         - сформировать орфографическую зоркость;

    - овладеть умениями и навыками быстрого и точного применения полученных знаний о слове на практике;

    - расширить активный словарь.

Литература.

1.     Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990.

2.     Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи – теория и практика обучения. М., 1992.

3.     Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., 1990.

4.     Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1990.

5.     Панов Внеклассная работа по русскому языку. М., 1992.

6.     Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., 1992.

               

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Удивительный мир слов»

( 1 час в неделю, всего 34 ч. в год )

урока

Содержание учебного материала

Дата проведения

Примечание

1

Игра «Расшифруй слова»

 

 

2

Игра – соревнование «Состав слова», «Главные члены предложения»

 

 

3

Кроссворды на уроках русского языка.

 

 

4

Работа с пословицами на уроках русского языка.

 

 

5

Загадка как логическая игра.

 

 

6

Орфограммы в загадках.

 

 

7

Стихи по темам.

 

 

8

Турнир смекалистых. «Что? Как? Почему?» Говори правильно.  «Одеть или надеть»

 

 

9

Орфографические пятиминутки

 

 

10

Звуки и буквы.

 

 

11

Сочиняем рассказы. (Виды текстов)

 

 

12

Происхождение слов (крылатые слова и выражения) Говори правильно. «Вежливый попугай»

 

 

13

Двойные согласные.

Говори правильно. Ударение в словах.

 

 

14

«Биография» слов (этимология)

 

 

15

Однозначные и многозначные слова.

 

 

16

Слова – близнецы (омонимы)

Слова – друзья (синонимы)

 

 

17

Сочиняем рассказы. (Виды текстов)

 

 

18

Тест «Предложение. Текст»

 

 

19

Слова – антонимы. Фразеологизмы.

 

 

20

Сочинение – описание.

 

 

21

Крылатые слова.

 

 

22

Тест «Звуки и буквы»

 

 

23

Игра «Закончи пословицу»

 

 

24

Фонетический анализ.

 

 

25

Глухие и звонкие согласные звуки.

 

 

26

Тест «Части речи».

 

 

27

Игра «Найди слово в слове»

 

 

28

Тест «Орфография»

 

 

29

Транскрипция.

 

 

30

Тест «Парные согласные»

 

 

31

 Грамматико – стилистические этюды.

«Можно ли купить клея?»

 

 

32

Тест «Безударные гласные в корне слова»

 

 

33

Выпуск газеты «Ты наш друг, родной язык»

 

 

34

Выпуск газеты «Ты наш друг, родной язык»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...

Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»

Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Удивительный мир слов»

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Удивительный мир слов» для 3 класса МБОУ « СОШ №40» составлена на основе авторск...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир волшебных звуков и слов"

Прграмма направлена на детей с нарушением фонематического слуха....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности " Магия слова"

рабочая программа разработана на 34 часа УМК" Перспектива. Цель программы:        Создание условий для формирования языковой компетенции младших  школьников; со...