урок русского языка "Написание мягкого знака в именах существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую."
план-конспект урока (4 класс)

Козлова Любовь Александровна

знакомство с новым правилом – письмо мягкого знака в именах существительных мужского и женского рода

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  ТЕМА УРОКА: Написание мягкого знака в именах существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую.

Цель урока: 1. знакомство с новым правилом – письмо мягкого знака в именах существительных мужского и женского рода;

                  2. развивать орфографическую зоркость;

                  3. воспитание интереса к предмету.

Оборудование: компьютер, карточки с заданием, сигнальные карточки : красного и зелёного цвета.

                                ХОД УРОКА.

  1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

А).  – Что изучали на прошлом уроке?  (Письмо мягкого знака в словах).

  • Что обозначает мягкий знак в словах? (Мягкость согласного звука в словах).
  • Приведите свои примеры. (Лень, камень, полдень).
  • Сегодня мы продолжим изучать  письмо мягкого знака в словах.

Б).  – Назовите шипящие звуки.

  • Что мы знаем о шипящих звуках? (Ж, Ш, Ц) – всегда твёрдые, (Ч, Щ) – всегда мягкие.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. (Использование компьютера).

На доске  слова):  ТЕТРАДЬ, МЕДВЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ЖУРАВЛЬ, ВРАТАРЬ, ДВЕРЬ, МЫШЬ. КАРАНДАШ, МОЛОДЁЖЬ, ГАРАЖ, ПОМОЩЬ, ТОВАРИЩ, ПЕЧЬ, МЯЧ.

- Распределите данные слова в 2 столбика:   Имена существительные женского рода,  имена существительные мужского рода.

  • В каких словах мягкий знак указывает на мягкость согласного звука?
  • В остальных словах как произносим звуки?

Ж.Р.                                                            М.Р.

ТЕТРАДЬ                                              МЕДВЕДЬ

МЕБЕЛЬ                                                 ЖУРАВЛЬ

ДВЕРЬ                                                    ВРАТАРЬ

МЫШЬ                                                    КАРАНДАШ

МОЛОДЁЖЬ                                           ГАРАЖ

ПОМОЩЬ                                                ТОВАРИЩ

ПЕЧЬ                                                       МЯЧ

3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

  • Почему вы задумались?
  • Почему же в одних словах написали мягкий знак, а в других словах этого же рода мягкий знак не написан?

4. ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ.

  • Имена существительные, какого рода записаны в левом столбике? (Имена существительные женского рода).
  • А в правом? (Имена существительные мужского рода).
  • Какой вывод можно сделать об именах существительных женского рода, оканчивающихся на шипящую? (В именах существительных женского рода, оканчивающихся на шипящую, пишется мягкий знак).
  • Сделайте вывод об именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящую.  (В именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящую, мягкий знак не пишется).

ЭТАЛОН:      И. СУЩ.  М.Р. -  Ш, Щ, Ч, Ж -  Ь.

                        И.СУЩ.  Ж.Р. – Ш, Щ, Ч, Ж -  Ь.

5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

А).  Игра «Покажи мягкий знак в словах»

  • Объяснить наличие или отсутствие мягкого знака         в словах. (Учитель называет слова, ученики показывают сигнальные карточку  красного цвета - нет  мягкого знака в слове, карточку зелёного цвета – пишется мягкий знак).

ПОМОЩЬ, МЕЛОЧЬ, УЖ, ДУШ,  БОГАЧ, МОЩЬ, СИЛАЧ, ДОЧЬ, ЛУЧ, СТРИЖ, МЫШЬ, РОЖЬ, ГАРАЖ, ЛЕЩ, КАМЫШ, КАЛАЧ, ПЕЧЬ.

6.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (На доске).

- Слова, данные в скобках, напишите в единственном числе:

Весёлый (марши), свежий (ландыши), вкусный (борщи), грамотная (речи), лучший (скрипачи), чёрный (грачи), дорогая (вещи).

  • Проверка: - Назовите имена существительные, в которых написали мягкий знак.
  • Почему?

7. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

А) (У всех учеников карточки с написанными на них словосочетаниями)

 

НЕПРОМОКАЕМЫЙ ПЛА…,   НАСТУПИЛА ПОЛНО…,  СКОРАЯ ПОМО…,  ВЕРНЫЙ ТОВАРИ…,  ДОРОГАЯ ВЕ…, ЛЕСНАЯ ГЛУ…,  ЖЕЛЕЗНЫЙ ОБРУ…,  СМЕШНОЙ ЦИРКА…, ПЕРОЧИННЫЙ НО…, ВЕСЁЛЫЙ МАР…, ДУШИСТЫЙ ЛАНДЫ…,   ДОБРЫЙ МАЛЫ….

ПРОВЕРКА:  Учащийся  первого варианта  называет словосочетания своей карточки, а учащиеся  второго варианта на сигнальных карточках показывают наличие или отсутствие мягкого знака в словах. Аналогично проверяется работа учащихся второго варианта.

Б)  НА ДОСКЕ.   ПОД ДИКТОВКУ УЧИТЕЛЯ РАБОТАЕТ УЧЕНИК, А ВСЕ РАБОТАЮТ В ТЕТРАДЯХ.

РЕБЯТА ВОШЛИ В ТЁМНУЮ ГЛУШЬ ЛЕСА.

А)  Выделите изученные орфограммы;

Б) Выделить основу предложения;

В)  Определить какими частями речи являются слова в предложении.

В) ПИСЬМО В ТЕТРАДЯХ.

- К данным словам подобрать однокоренные имена существительные. (Учитель называет слова, ученики записывают слова.  В словах с мягким знаком поставить знак +, в словах  без мягкого знака поставить  - ).

ДРОЖАЛ, НОЧНОЙ, СУХОЙ, РЖАНОЙ, ЛУЧИСТЫЙ, ПЛАКАЛ, ТИХИЙ.

ПРОВЕРКА:  НА ДОСКЕ УЧЕНИК ПИШЕТ: +, +,….- .

СВЕРКА С РАБОТОЙ В ТЕТРАДЯХ.

8. ВЫВОД:  - Что нового узнали на уроке?         

  9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.

Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...

«Правописание мягкого знака в именах существительных женского рода на шипящий».

Конспект урока по русскому языку. Целью урока является знакомство учащихся с правописанием имен существительных женского рода, заканчивающихся на шипящий, учить пользоваться правилом учебника (с опоро...

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся шипящими».

Предмет: русский язык УМК: ПерспективаУчитель: Ильинова О.А. Класс: 3 «В» класс МБОУ СОШ №22Дата: 24.01.2019 Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: «Мягкий знак на конце им...

Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода»  Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...