Формирование базовых учебных действий на уроках в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ.
статья

Черниченко Валентина Михайловна

Социализаця детей с ограниченными возможностями здоровья является важной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваюся современные подходы к решению данной проблемы на основе разнообразных образовательных технологий на конкретных примерах уроков в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_bud_v_nach._kl.docx123.71 КБ

Предварительный просмотр:

Черниченко Валентина Михайловна

Формирование базовых учебных действий на уроках в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ.

Черниченко Валентина Михайловна,

учитель начальных классов

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная

 школа-интернат».

Включение детей с ограниченными возможностями в сферу общественных отношений является одной из насущных социально-экономических и демографических проблем современного российского общества. Актуальность этой проблемы объясняется тем, что в современной России  наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодёжи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем современности. Российским законодательством создан определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, который отвечает международным стандартам и имеет гуманистическую направленность.

Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию. С другой стороны это отвечает интересам детей, максимально раскрывает потенциал их возможностей. Ощущение своей востребованности, включение в социальные отношения даёт возможность детям с ОВЗ чувствовать себя полноценными гражданами общества, повышает их самооценку, способствует включению в сферу экономических отношений.

Трудности  социальной адаптации детей имеют биологическую, психическую, социальную природу, могут проявляться в разной степени выраженности, а также иметь комплексный характер.

Проблемы социальной адаптации детей с ОВЗ, включения их в сферу экономических отношений, зачастую объясняется не только особенностями их здоровья, но и спецификой отношений в обществе. Ограниченность человека зачастую определяется не самой болезнью, а той социальной средой, которой он окружен, социальными последствиями, которые изменяют черты его личности, формируют отношение к нему общества. Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Долгое время, особенно во второй половине XX в., социальная политика государства, общественное сознание формировали достаточно иждивенческое положение человека с инвалидностью, санкционировав существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб, но главное, создав систему отношений, в которых человек, имеющий ограниченные возможности в чём-либо, считался не равным всем остальным гражданам и в своих возможностях, ограждался системой, которая держала человека на протяжении всей жизни на уровне просто физического существования и выживания. Потребовалось немало времени, пока общество, государство признало за человеком-инвалидом право на  способности, талант, участие в общественной, политической, экономической жизни общества, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.

В настоящее время создана законодательная база по преодолению барьерной среды при пользовании социально-бытовыми, культурными объектами, создана и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов. Серьёзные изменения происходят и в системе коррекционной педагогики, которая возникла в конце XIX века. Созданные образовательная система, общественная среда, условия развития и реабилитации  дают широкие возможности для коррекции не только отклонений в развитии детей, но и коррекции отношения самого социального окружения (социума) к такой категории детей.

Исправление «вывиха» по Выготскому происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» современная система образования предполагает внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом, его особенностями здоровья адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.

Для ребёнка с развитыми в соответствии с возрастом физиологическим, психо-физическими, умственными качествами процесс социализации будет происходить равномерно, в соответствии с принятыми нормами в обществе. Для детей же, имеющих особенности, ограничение хотя бы в одной области процесс взаимодействия с окружающими будет иметь свои особенности, и отличаться от такого взаимоотношения со своими сверстниками. В зависимости от степени и вида ограничения возможностей обучаемого строиться система работы по его обучению и воспитанию.    

Основная идея моей работы – идея максимальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекции их психофизиологических, умственных способностей; создание условий для осуществления максимального развития детей и их социализации в обществе в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья в рамках реализации ФГОС НОО.

Основные принципы работы:

  1. Учёт интеллектуальных способностей и возможностей каждого конкретного ученика.
  2. Формирование базовых учебных действий необходимых для успешного обучения на следующей ступени школы, для успешной социализации обучаемых с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Развитие положительной учебной мотивации.
  4. Обеспечение оптимальной степени трудности содержания излагаемого материала и оптимального темпа обучения на уроке.
  5. Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ.
  6. Активизация личностного опыта и творческого потенциала обучающихся.

В своей работе я исхожу из того, что успешность усвоения базовых учебных действий в начальной школе закладывает основы успешного обучения в основной школе и служит основой успешной социализации обучаемого в социуме. Степень и качество освоения БУД зависит от сочетания методов и приёмов, современных технологий, степени учёта возрастных, индивидуальных и психологических особенностей ребёнка, а также принципов, заложенных в основу практического освоения адаптированных общеобразовательных программ, таких как:

коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса, принцип практической направленности на формирование деятельности и воспитывающего обучения, преемственности и целостности содержания образования, сотрудничества с семьёй. Достижению максимального результата служит и использование дифференцированного и деятельностного подхода, в зависимости от индивидуальных особенностей интеллектуального, физического состояния обучаемого.

В зависимости от того, в какой степени проявились отклонения умственного развития, насколько легко, прочно и глубоко овладевают дети новыми знаниями, обучаемые делятся на 4 группы. Это необходимо знать и учитывать  при организации образовательного процесса с детьми с умственной отсталостью, чтобы достичь максимального результата в оптимальное время.

I группу составляют ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.

II группа испытывает небольшие трудности. Они понимают фронтальное объяснение учителя,  запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать выводы, обобщения не в состоянии. Они нуждаются в помощи учителя.

К III группе относятся дети, с трудом усваивающие программный материал и нуждающиеся в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Они нуждаются в дополнительном объяснении, индивидуальной помощи, после чего обычно могут работать самостоятельно.  

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом АООП на самом низком уровне. Фронтального обучения для них  недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Знания усваивают чисто механически.

    С первых дней пребывания ребёнка в школе приоритетными являются личностные и регулятивные учебные действия. Такие навыки, как использование ритуалов школьного поведения, работа с учебными принадлежностями, ориентация в пространстве класса, коридора, других школьных помещений являются необходимыми для самого пребывания в школе, формируются с самого первого момента знакомства с условиями школьной жизни и ограничены во времени, не считая того, что в процессе школьной жизни добавляются и усложняются школьные предметы, а значит инструменты, школьные принадлежности. Самое простое для ребёнка — пользование учебной мебелью — оказывается для ребёнка с ОВЗ определённым преодолением препятствия и обычного образа жизни. И не только, если ребёнок имеет какой-либо физическую или другую явную физическую особенность. Хоть и редко, но встречаются дети, которые в силу особенностей  психического склада, парту, например, воспринимают, как средство защиты, возможность ухода от контакта с окружающими, чаще всего с учителем, воспитателем, реже и одноклассниками. Причинами  проблемы «ребёнок под партой» являются следующие: синдром дефицита внимания, гиперактивность ребёнка, гиперопека со стороны родителей. Из-за особенностей здоровья некоторые дети устают от коммуникабельности, особенно в первый месяц пребывания в школе и «уход под парту» это попытка просто спрятаться от общения и внимания окружающих. В каждом случае требуется кропотливая работа педагога с родителями, со школьным психологом по выявлению причин и дальнейшей коррекционной работе с ребёнком. Для ребёнка с дефицитом внимания – постоянное обращение к его мнению, его опыту, знаниям; делать акцент на то, что у него получается. При гиперактивности – чаще вызывать его к доске, назначить ответственным за проведение физкультминутки на уроке, перемене.

Использование и понимание языка символики очень важно в современном архитектурном пространстве. Начинается это с понимания символов, обозначающих необходимые для каждого человека социальные объекты- аптека, парикмахерская, магазин. Без понимания простейших элементов символики невозможно передвигаться в современном городском пространстве, для этого необходимо понимание языка дорожных знаков, указателей.

Основные этапы формирования регулятивных учебных действий. Например, на уроках речевой практики и развития речи при изучении темы «Школа»:

А) дети рассказывают и показывают, что есть в классе – окно, дверь, шкафы, доска

Б) ориентация-где находятся: слева, справа, впереди, сзади

В) Игра «Собери класс»-из представленных картинок, выбрать те, что есть в классе;

По аналогии  «Моя школа» выбрать картинки помещений,  которые есть в школе - спортзал, столовая, актовый зал, библиотека, кабинет врача;

Г) игры-шутки:

-шторы висят:

 на шкафу, на окне, на доске

-дети пишут:

 на полу, на доске, на окне

При этом возможен показ всех названных предметов детьми, которые нуждаются в дополнительном закреплении ориентации в классе, школе;

Д) Игра «Доскажи словечко»

-дети сидят за …(партой)

-Играем в футбол … в коридоре?

-Обедать идём в… спортзал?

-Петь идём в столовую?

-Прививку идём делать в …?

Игра «Да» «Нет»

После ознакомления с каждым предметом углубляем беседу:

-считаем на чтении?

-учимся правильно буквы писать на…

- красиво говорить ..

-выразительно читать …

-считать …

-Играем в футбол … в коридоре?

-Обедать идём в… спортзал?

-Петь идём в столовую?

-Прививку идём делать

Е) соотнеси картинки

-спортзал                                    - дети едят

-столовая                                    - дети сидят за партой

-учебный кабинет                           - дети играют в волейбол

Ж) Игра «Собери портфель» варианты картинок.

«Я-ученик». Варианты картинок - играет в футбол, читает, пишет, загорает, купается.

ж) Сюжетные картинки «Правила поведения в школе».

Готовые картинки распределить на 2 группы, как можно и нужно себя вести и как нельзя вести себя в школе.

    Раскраски: дети выбирают и раскрашивают сюжетные рисунки, делаем выставку и дети объясняют свой рисунок.

Такое разнообразие приёмов и упражнений необходимо только на первом этапе знакомства со школой, что позволит непринуждённо и с интересом создать благоприятное (не казённое) впечатление, (повысить мотивацию) о пребывании в стенах школы, что очень важно для школы-интерната. В 1 классе это в адаптационный период. Во 2-3 классах на первой учебной неделе при необходимости более быстрого и действенного включения в школьную жизнь.

 Более сложные регулятивные учебные действия такие как, произвольное включение и активное участие в деятельности, следование предложенному плану и работа в общем темпе, способность контролировать и оценивать свои и действия одноклассников, принимать оценку своей деятельности в соответствии с заданным образцом и корректировать её с учётом выявленных недочётов вырабатываются ежедневно на уроках и во внеурочной деятельности.

Этому служат творческие задания, практические работы, создание проблемных ситуаций, проектная деятельность.

Сформированные регулятивные  учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

К наиболее сложным предметам для детей с ОВЗ в начальных классах относится математика. Она является наиболее наукоёмкой и особенно сложной в усвоении детьми с проблемами умственного развития. В простейшем своём представлении и понимании ребёнок раньше остальных наук встречается с математикой ещё до школы.  Так, не встретишь сейчас малыша, который не столкнулся с простейшим счётом, сравнением предметов (например, тех же игрушек), их количества, размеров, цвета в домашней обстановке, на улице.    

 В начальной школе обучение математике строится на принципах коррекционно-развивающей направленности. Изучение любой темы пронизывает принцип переноса усвоенных знаний, умений и навыков, сформированных в учебных условиях, в различные жизненные ситуации, что обеспечивает готовность ребёнка ориентироваться и активно действовать в реальном мире.

На каждом уроке выделяются конкретные базовые учебные действия, которые необходимо сформировать.

Построение учебных занятий, выбор этапов зависит от типа урока.

Технологическая карта урока по формированию базовых учебных действий, их связь с содержанием урока.

Этапы урока.

Формирование базовых учебных действий.

Содержание базовых учебных действий

Примечание (технологии)

  1. Организационный момент. Психологический настрой на занятие, активизация внимания.

Формирование личностных, регулятивных учебных действий.

Умеет организовывать рабочее место и соблюдает правила безопасного поведения,  произвольное включение и активное участие в деятельности, осознает себя как ученика.

Фронтальная работа

  1. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Формирование личностных, познавательных учебных действий.

Следование предложенному плану, наблюдает,  работает с информацией

Технологии поэтапного обучения

компьютерные технологии

  1. Пальчиковая зарядка. Подготовка к письму.

Формирование личностных, регулятивных учебных действий.

Принимает цели и произвольно включается в деятельность.

Здоровьесберегающие технологии

4.        Письмо за конторками- дата, чистописание.

 Формирование личностных, регулятивных учебных действий.

Соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами.

Здоровьесберегающие технологии

5. Сообщение темы урока .

Формирование личностных, познавательных учебных действий.

Произвольное включение в деятельность.

6.        Изучение новой темы. Знакомство с образцом деятельности.

Формирование познавательных, личностных, коммуникативных учебных действий.

Следование предложенному плану и работа в общем темпе.

Технологии поэтапного обучения, компьютерные технологии

  1. Работа с настенной сюжетной картиной.

Формирование познавательных, коммуникативных учебных действий.

Осознает  роль  речи в общении людей, использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем, работа в общем темпе

Здоровьесберегающие технологии

  1. Физкультминутка, офтальмологическая зарядка.

Формирование личностных, коммуникативных учебных действий.

Позитивно реагирует на соблюдение санитарно-гигиенических норм, проявляет стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища, проявляет готовность к безопасному и бережному поведению.

Здоровьесберегающие технологии

9.        Изучение новой темы. Закрепление действий по образцу во фронтальной работе.

Формирование познавательных, личностных, коммуникативных  учебных действий.

Следование предложенному плану, слушает и понимает инструкцию к учебному заданию, использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Технологии поэтапного обучения, личностно-ориентированного обучения

10.        Изучение новой темы. Отработка навыка (самостоятельная работа).

Формирование личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий.

следование предложенному плану

Самостоятельно выполняет учебные задания, проявляет положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней.

Технологии поэтапного обучения, личностно-ориентированного обучения

11.        Изучение новой темы. Проверка самостоятельной работы-выявление пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Формирование личностных, познавательных, регулятивных учебных действий.

Следование предложенному плану,

принимать оценку своей деятельности в соответствии с заданным образцом

технологии поэтапного обучения, компьютерные технологии

12.        Изучение геометрического материала - формирование личностных, познавательных, регулятивных учебных действий.

Изучение геометрического материала - формирование личностных, познавательных, регулятивных учебных действий.

Соблюдает правила безопасного использования инструментов

технологии поэтапного обучения, личностно-ориентированного обучения, компьютерные технологии.

13.        Итог урока.

Формирование регулятивных учебных действий.

Принимать оценку своей деятельности в соответствии с заданным образцом

14.         Рефлексия.

 Формирование личностных, регулятивных учебных действий.

Пользуется  простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке, способность контролировать и оценивать свои и действия одноклассников 

технологии личностно-ориентированного обучения

15.         Домашняя работа.

Формирование познавательных, личностных, регулятивных учебных действий.

Принимает цели, следует предложенному плану, осознает себя как ученика

технологии личностно-ориентированного обучения

Результативность.

   

Мониторинг БУД за 1-3 классы. 2017-2019 уч.годы.

Класс

1 класс

2 класс

3 класс

Уровень УД

Наименование

низ кий

сред ний

высо кий

низ кий

сред ний

высо кий

низ кий

средний

высокий

Личностные УД

6

3

0

4

5

0

1

6

2

Коммуникативные УД

6

3

0

2

6

1

0

7

2

Регулятивные УД

2

7

0

7

2

0

5

4

Познавательные УД

7

2

0

5

4

0

4

5

0

Участие в конкурсах.

ФИ

Предмет

Год

Название конкурса, уровень

Результат

Берестовой Виталий

2019

«Час экологии и энергосбережения» от проекта «Инфоурок»

3 место

Веникова Софья

2019

«Час экологии и энергосбережения» от проекта «Инфоурок»

2 место

Кочерга Андрей

Математика 2019

Международный дистанционный конкурс «Звёздный час»

Диплом 1 степени

Шпакова Альбина

Математика 2019

Международный дистанционный конкурс «Звёздный час»

Диплом 3 степени

Выводы:

На начало 1 класса отмечалось наибольшее количество детей с низким уровнем развития познавательных базовых учебных действий-7 из 9, наименьшее количество детей с низким уровнем развития регулятивных учебных действий – 2 из 9. Личностные и коммуникативные учебные действия были на одинаковом уровне развития – по 6 детей с низким и по 3 со средним уровнем развития.

К середине 3 класса наибольший рост показателей развития отмечается регулятивных учебных действий – 5 обучающихся имеют средний и 4 высокий уровень развития, а также коммуникативных – 7 и 2 обучающихся соответственно. Отмечается значительный рост коммуникативных базовых учебных действий – 7 средний и 2 высокий уровень развития. Наименьший рост отмечается в развитии познавательных учебных действий – 4 сохраняют низкий и 5 имеют средний уровень развития базовых учебных действий. Тем не менее, мы видим снижение количества обучающихся с низким уровнем развития с 7 до 4, переход 3 соответственно на средний уровень. Из 4 обучающихся, которые сохраняют низкий уровень познавательных базовых учебных действий 3 имеют инвалидность – 2 с диагнозом Дауна. Все четверо имеют проблемы речевого развития, проходят специальное обучение у логопеда. Кроме того, по сравнению с 1 классом 2 ученика достигли пограничного между низким и средним уровнем развития, 1 улучшил свои показатели в 2 раза.

Таким образом, на вторую половину 3 и 4 классы стоит задача повышения уровня именно базовых познавательных учебных действий наряду с дальнейшим развитием коммуникативных, личностных и регулятивных учебных действий.

 

Список литературы:

1.Алышева Т.В.Учебник «Математика» в 2-х частях, 3 класс./ .В.Алышева .-М.: Просвещение, 2018 г./ 1.Alysheva T. V. Textbook "Mathematics" in 2 parts, grade 3./ .V. Alysheva .- Moscow: Enlightenment, 2018.

2.Кульневич С.В, Лакоценина Т.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие./ С.В.Кульневич, Т.В.Лакоценина -Воронеж. «Учитель», 2001 год-173 с./ 2.The Kulnevich S., Lucienne T. V. No ordinary lesson. Practical guide./ S. V. Kulnevich, T. V. Lucienne -Voronezh. "Teacher", 2001-173 p./

3.Лысенкова. Когда легко учиться/ С.Н.Лысенкова.- М.: «Педагогика», 1981 год-44с./ 3.Lysenkova. When it is easy to learn/ S. N. Lysenkova.- Moscow: "Pedagogy", 1981-44C

4.Лысенкова. Методом опережающего обучения./ С.Н.Лысенкова- М.: «Просвещение», 1988 год -192 с./ 4.Lysenkova. The method of advanced training./ S. N. Lysenkova-M.: "Enlightenment", 1988 -192 p.

5. http://www.bazarny.ru/files/BAZARNY-Express.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование универсальных учебных действий на уроках в 1 классе средствами УМК "Начальная школа ХХI века"

Формирование универсальных учебных действий при обучении грамоте и письму, русскому языку, литературному чтению  математике, окружающему миру,....

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальных классах

В данной статье раскрыта тема о формировании универсальных учебных действий на уроках в 1 классе по УМК "Перспектива"...

"Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальных классах "

Универсальные учебные действия Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, Темпы обновления знаний настолько высоки, ...

Формирование базовых учебных действий на уроках чтения и развития речи.

Совместное  коллективное творчество детей на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно и умение вести диалог, и отстаи...

Обобщение опыта по теме "Формирование базовых учебных действий на уроках математики в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ."

В данном опыте раскрывается система работы учителя по формированию БУД при работе с детьми с ОВЗ, подробно рассматривается мониторинг результативности опыта за 3 года работы в рамках ФГОС....

«Технология формирования базовых учебных действий на уроках в 1 классе»

laquo;Технология формирования базовых учебных действий на уроках в 1 классе»...

Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». (Из опыта работы)

Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» (Из опыта работы)...