Активные методы обучения во внеурочной деятельности
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Дроздова Наталья Анатольевна

Что же такое активные методы обучения? АМО — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. В статье предлагаются интересные для младших школьников активные методы обучения, которые можно использовать во внеурочной деятельности и во внеклассных мероприятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема РМО «Методы и приёмы обучения на уроках технологии и курсах внеурочной деятельности».

Дроздова Н.А.

Активные методы обучения во внеурочной деятельности.

   Помните Тома Сойера, превратившего принудительную покраску забора в увлекательное занятие, в котором его друзья отдавали самые дорогие свои сокровища. Цель, технология и выполнение остались прежними, но как изменилась мотивация! А следом за мотивацией и качество всей работы. То же самое наши занятия: цель, которую мы должны достигнуть по окончании занятия, остается неизменной, но мы можем изменить методы достижения этой цели. По сути, каждый из нас - это Том Сойер, который старается вовлечь каждого учащегося в работу на занятии. Возникает вопрос - как это сделать более эффективно? Процесс обучения проходит более эффективно, если ученик проявляет познавательную активность, если он что-то делает, создаёт своими руками, если после теоретической части занятия (даже с игрой, занимательными заданиями, разнообразными викторинами и т.д.) ребёнок создаёт вещицу, поделку; мастерит, придумывает и продумывает  свою практическую работу.  С этой задачей справляются активные методы обучения.

     Что же такое АМО? АМО — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Почему с точки зрения практики, эта тема привлекает все больше и больше, внимания? Основной целью является создание благоприятных условий для реализации способностей учащихся, осуществление познавательной деятельности и повышение их мотивации к изучению.  

  Позвольте мне начать представление моего опыта работы во внеурочной деятельности. Я приведу примеры активных методов обучения, которые сама на практике применяла во внеурочной деятельности и которые связаны именно с технологией.

     Для удобства буду называть внеурочную деятельность, темы занятий и приводить конкретные примеры поделок, вещиц, которые нам с ребятами удавалось создавать на данной внеурочной деятельности.

    Сразу хочу отметить, что для того, чтобы мы успели на внеурочной деятельности познакомиться с теоретически материалом, поиграть, да ещё и успеть сделать поделку, необходима большая работа учителя. Продумать, сделать заготовки так, чтобы дети руками, пальчиками поработали, своё творчество подключили, но появилась поделка за 10 -15 минут  (большее количество времени выделить не получится, всё же это не урок технологии). Безусловно, следует, конечно, проводить и  такие занятия по внеурочной деятельности, когда ребята всё занятие трудятся руками, но сегодня я хочу поделиться с вами именно  такими приёмами работы, которые не требуют много времени на занятии.

     Во-первых, очень активно мне удаётся использовать для этой работы внеурочную деятельность «Юный друг природы».

   1.При изучении тем  «Звёздное небо», «Вселенная» мы с ребятами на внеурочной деятельности, разделившись на микрогруппы создавали это самое звёздное небо из пластилина (в виде плоской аппликации, на небольших кусочках картона), кроме того ребята сделали «парад планет» так же из пластилина, работая в группах (время, затраченное на поделку-15 мин.)

 2. На осенней экскурсии, собирая разноцветные листочки для поделок и гербария, мы обязательно делаем из осеннего листочка поделку «Портрет». Осенний листочек надо всего лишь немного подрезать ножницами, подправить, нарисовать своё личико и поделка «портрет» готова (фломастеры отлично рисуют на осенних листьях). Время, затраченное на поделку – 5 минут.

Очень быстро в группах идёт работа «Осеннее дерево». Один обводит и вырезает руку, другие  листочки, вместе приклеивают их – 10 минут, поделка готова.

3. Кроме этого, обсуждая осенние изменения в природе, красоту родного края, можно очень быстро сделать поделку «Лес, отражённый в  воде». Просто когда листочки собираем, попросить найти одинаковые по форме и размеру листочки. Потом они в воде и «отразятся».

4. При изучении динозавров, мы с ребятами из пластилина  лепили динозавров. Интересно, познавательно и тему эту любят все дети (время на поделку-15 мин)

5. Опять-таки из осенней тематики. Нарисуй лужу-пятно, рассмотри, на что похожа твоя лужа, а, может быть, на кого она похожа, преврати свою лужицу-пятно в какого-то живого, добавляй кусочки ткани, цветной бумаги и т.д. Аппликация готова.

 «Шахматная азбука»

Мы с ребятами делали шахматы из манки, чая, кофе. Это была аппликация, но с заданием: узнать фигуру, подписать её, подписать адрес, по которому фигура стоит в самом начале шахматной партии. И когда ребята выходили показывать свою поделку, то должны были ещё и рассказать о том, как ходит фигура.

«Азбука этики»

1.Прекрасно прошло занятие по изучению этикета под название «На балу у принцессы». После показа презентации с теоретической частью занятия класс начал готовиться к балу. Вырезали короны, делали веера, шпаги (затраченное время-15 мин), а потом показывали свои наряды и танцевали вальс.

2.Интересен приём-настрой на занятие «Пожелание другу». Он подходит абсолютно для любой внеурочной деятельности. В начале занятия ребята делают самолётик, пишут на нём своё пожелание, украшают самолётик и запускают его. Кто каой самолётик поймал, у того такое пожелание и будет. Это и технология, и игра, и настрой на работу. Тот же самый приём можно делать, отправляя кораблик.

3. Занятие «Учимся общаться в игре». Ребята приносили игры и игрушки. Многие принесли «Лего», «Дженга», игрушки - трансформеры разных видов. На занятии строили, башни, дома и т.д.

«Школа здоровья»

По курсу «Правильное питание» занимались складыванием салфеток, выдёргивали ниточки из ткани и создавали тканевые салфетки. Делали аппликацию «Накрой стол для завтрака», «Накрой стол для обеда»» Накрой стол для ужина»

Педагогические задачи, которые помогает решить применение активных методов обучения:

  • Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
  • Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
  • Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.
  • Формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы

+ Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

- Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем.

Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

     В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

“Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»

Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск          «Повышение мотивации учащихся  путем использования активных методов обучения на уроках ...

Проектный метод обучения во внеурочной деятельности младших школьников

Статья об использовании проектного метода обучения младших школьников во внеурочной деятельности...

Презентация к выступлению по теме "Активные формы обучения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки"

Презентация тезисно отражает основные положения об активных формах обучения (АФО) во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки". Она сопровождает выступление ...

Занятие по внеурочной деятельности с использованием активных методов обучения

Занятие по внеурочной деятельностис использованием активных методов обучения...

Занятие по внеурочной деятельности с использованием активных методов обучения

laquo;Тренинг для учащихся 4 – х классов «Я скоро стану пятиклассником»...

Использование активных методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:1 Пассив...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)

Источник изменений          В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится ли...