Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Юный эколог»
рабочая программа

Рабенкова Анастасия Юрьевна

Данная программа внеурочной деятельности составлена для 1-4 классов.

Цель программы - достижение планируемого результата в формировании основ экологической грамотности обучающихся начальной школы; формирование осознанного отношения к объектам природы.

Задачи программы:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе;

3. Воспитание отвественного отношения к здоровью, природе, жизни;

4. Ведение здорового образа жизни, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа "Юный эколог"276 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Правовой лицей имени Сергея Николенко» г. Хабаровска

ПРИНЯТО

на педагогическом совете  МБОУ  «Правовой лицей» протокол № __

от «__» августа  2020 г

УТВЕРЖДЕНО    

Приказ от «___» ___________ 2020г

 № _____

 Директор лицея:_______Л.Н. Левкова

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

кружок «Юный эколог»

Учитель: Рабенкова  Анастасия Юрьевна  

Квалификационная    категория:            

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Юный эколог» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.ФГОС НОО утверждённого приказом Министерства образования РФ №373 от 06.10.2009г.

2. Авторской программы дополнительного образования детей (С.В.Машкова, Ю.Н.Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.В.Николаева).  

3.Учебного плана МБОУ «Правовой лицей имени Сергея Николенко» на 2020-2021 учебный год.

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности составлена для 1- 4 классов.

Цель программы «Юный эколог» – достижение планируемого результата в формировании основ экологической грамотности обучающихся начальной школы; в формировании осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи программы:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

4. Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Общая характеристика программы.

Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей обучающихся.

Программа  «Юный эколог»  основывается на принципах:

  • Принцип следования нравственному примеру.
  • Принцип идентификации 
  • Принцип диалогического общения.
  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

 

        Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность направлена на развитие любознательности и проявление живого интереса к познанию мира природы, что обеспечивает формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.  

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, проекты, участие в выставках, конкурсах, олимпиадах.

«Планируемые результаты программы внеурочной деятельности «Юный эколог»

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

Требования к обучающимся по годам обучения.

К концу первого года обучения школьники должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города

3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время

3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

К концу второго года обучения школьники должны знать:

1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики

2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края

3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу второго года обучения школьники должны уметь

1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе

2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.

3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

К концу третьего года обучения школьники должны знать:

1.Реальные местные экологические условия.

2. Способы охраны природы

3.Некоторые охраняемые растения и животные Дальнего Восока.

К концу третьего года обучения школьники должны уметь:

1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить

2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке

3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:

1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы

2.Нравственные и правовые принципы природопользования

3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края

К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:

1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах

2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе

3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении

К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях, какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Первый уровень результатов освоения программы «Юный эколог» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экологические КВНы для обучающихся, презентации экологических проектов.

Итогом данной работы могут быть:

- конкурсы плакатов и рисунков на темы: «Мир вокруг меня», «Сохрани окружающий мир», «Я люблю эту землю» и т. д.;

- тематические вечера, праздники «День Земли», «Русская березка» и т. д.;

- выпуск детьми «экологических листков»,

- создание проектов и др.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому важно на занятиях не давать рецептов поведения в природе, а постепенно, посредством заданий и вопросов, подводить ребенка к собственным выводам и заключениям. Главное, чтобы каждый понял: «Ты пришел в гости к природе — не делай ничего, что бы счел неприличным сделать в гостях» (ученый-географ Д.Л. Арманд).

Содержание программы

1 класс (29 ч)

1. Введение в экологию (2 ч)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно-необходимых условиях. Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2. Молчаливые соседи ( 3ч)

Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Наблюдения за домашними питомцами. Установление природных закономерностей, взаимосвязей.

3. Пернатые друзья (2ч)

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице.

4. О чем шепчут деревья (2ч)

Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев.

5. Загадки животного мира (3ч)

Животный мир родного края. Многообразие и особенности жизни животных области. Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Хабаровского края и их приспособленность к зимнему периоду.

6. Секреты неживой природы (2ч)

Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе.

7. Оранжерея на окне (4ч)

Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

8. Человек  - часть живой природы (4ч)

Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.

9. Охрана природы (3ч)

Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Необходимость соблюдения правил поведения с ними.

10. Досуговые мероприятия ( 4ч)

Обобщение экологической деятельности детей, развитие в потребности в экологически сообразном поведении. Подготовка и проведение праздника.

2 класс (34 ч)

1. Общение с природой (7ч)

Осознание места человека как части природы. Представление об окружающей природе и окружающей среде.  Наблюдение за жизнью природы.  Календарь природы. Народные приметы. Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам. Правила поведения в природе.

2. Солнце, воздух, вода…и растение (6ч)

Солнце – источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь на Земле. Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы. Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Проведение опытов, доказывающих влияние света, воздуха, воды и почвы  на растение.  

3. Птицы нашего края (6ч)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, зимы, о перелетах птиц. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов. Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии.

4. Богатство родной природы в творчестве русского народа (5ч)

Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах. Экология и фольклор.

5. Что мы знаем о родном городе (3ч)

Мой родной город, его история, моя улица и дом. Природа города. Экологическая ситуация в городе.

6. Откуда берется и куда девается мусор? (3ч)

Выясняем, откуда берется и куда девается мусор. Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.

7. Досуговые мероприятия (4ч)

Обобщение экологической деятельности детей, развитие в потребности в экологически сообразном поведении. Подготовка и проведение праздника.

3 класс (34ч)

1. Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология» (1ч)

Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2. Вода  - источник жизни (8ч)

Неживая природа. Вода и ее охрана. Значение воды. Загрязнение. Источники загрязнения. Вода, её признаки и свойства. Водоемы Хабаровского края. Проведение эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения». Схема: исток, русло, устье. Знаменитые реки. Обитатели рек, озер, море и океанов.

3. Воздух и его охрана (5 ч)

Неживая природа. Воздух – условие жизни. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха в Хабаровском крае, стране. Актуализация представлений  у детей о загрязнении помещения, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг здоровья человека и комнатных растений.

4. Удивительный мир растений (7ч)

Знакомство с растениями лекарями, хищниками. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о многообразии растений. Сформировать представление о разнообразии растений, об их экологических  особенностях, охране.  Выращивание и уход за комнатными растениями. Расширить представление о разных способах размножения.

5. Загадочный мир животных (9ч)

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Исчезающие виды, причины. Знакомство с Красной книгой. Редкие животные. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.

6. Уголок хорошего настроения (4ч)

Выращивание рассады цветов.  Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за набуханием почек на деревьях. Весеннее взаимодействие живой и неживой природы. Озеленение пришкольного участка.

  1. класс (34 ч)

1. Мир глазами эколога (3ч)

Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа.

2. Мы любим свой город (4ч)

Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем города.

3. Птицам - наша забота (5ч)

Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Составление «Красной книги» исчезающих птиц Дальнего Востока.

4. Охрана растений нашей местности (4ч)

Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите. Особенности их внешнего строения и распространения.

5. Животные, которым угрожает исчезновение (5ч)

Разнообразие животных Дальнего Востока. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле. «Красная книга» животных Дальнего Востока

6. Заповедники родного края (5ч)

Знакомство с растительностью Дальнего Востока находящихся под охраной.

7. Чем занимаются люди земли Дальневосточной (3ч)

Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».

8. Передаем свои знания (5ч)

Изготовление условных знаков, экологических памяток.

Приложение 1.

Календарно-тематический план программы

1 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1.

Введение в экологию.

(2ч)

Моделировать ситуацию общения (кто, кому и что говорит, какие слова использует). Составлять диалоги при работе в паре. Говорить связно и ясно; слушать собеседника.

Вступать в диалог в процессе сотрудничества и работы в паре.

1.1.

Введение в экологию.

Игра «Живое – неживое».

1

1.2.

Введение в экологию.

Экскурсия в парк.  

1

2.

Молчаливые соседи.

(3ч)

Называть предметы ухода за кошкой (собакой) и характеризовать их назначение.

Рассказывать о своей кошке (собаке) и уходе за ней.

Написать рассказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать её.

Проектное задание: составить фоторассказ оформить его .

2.1.

Молчаливые соседи.

Круглый  стол «Кошка и собака – друзья человека».

1

2.2.

Молчаливые соседи.

Просмотр фильма «Забавные истории о домашних животных».

1

2.3.

Молчаливые соседи.

Фотовыставка «Мой любимый питомец».

1

3.

Пернатые друзья.

(2ч)

Узнавать и называть птиц на рисунках, осуществлять самопроверку.  

Приводить примеры птиц разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).

Рассказывать о птицах по своим наблюдениям

3.1.

Пернатые друзья.

Экскурсия в парк «Птицы нашего двора».

1

3.2.

Пернатые друзья.

Игра «Где живет птичка».

1

4.

О чем шепчут деревья.

(2ч)

Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку.

Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя.

Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение.

4.1.

О чем шепчут деревья.  Конкурс рисунков «Сезонные изменения деревьев в природе».

1

4.2.

О чем шепчут деревья.

Игра «Узнай листок».

1

5.

Загадки животного мира.

(3ч)

Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку.  

Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).

Классифицировать животных по изученным признакам. Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям

5.1.

Загадки животного мира.

 Просмотр фильма «Животный мир родного края».

1

5.2.

Загадки животного мира.

Чтение рассказов о животных.

1

5.3.

Загадки животного мира.

Экскурсия в музей.

1

6.

Секреты неживой природы.

(2ч)

Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям).

Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

6.1.

Секреты неживой природы.

Круглый стол «Интересное в неживой природе».

1

6.2.

Секреты неживой природы.

 Викторина «Путешествие тучки».

1

7.

Оранжерея на окне.

(4ч)

Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. 

Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. 

Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы)

7.1.

Оранжерея на окне. Круглый стол

«Знакомство с комнатными растениями класса».

1

7.2.

Оранжерея на окне. Экскурсия в экологический центр.

1

7.3.

Оранжерея на окне. Светолюбивые комнатные растения.

Конкурс рисунков «Мой любимой цветок».

1

7.4.

Оранжерея на окне. Практическая работа

«Уход за комнатными растениями».

1

8.

Человек – часть живой природы.

(4ч)

Объяснять, что такое Красная книга.

Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России.

Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным.

Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации.

Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках, соотносить изображения и названия.

Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии

8.1.

Человек – часть живой природы.

Круглый стол «Организм и окружающая среда».

1

8.2.

Человек – часть живой природы. Викторина «Люди разные нужны…».

1

8.3.

Человек – часть живой природы. Фотовыставка.

Знакомство с трудовой деятельностью людей.

1

8.4.

Человек – часть живой природы. Практическая работа

«Выращивание лука в комнатных условиях».

1

9.

Охрана природы.

(3ч)

9.1.

Охрана природы. Знакомство с понятием «Красная книга». Просмотр фильма.

1

9.2.

Охрана природы.

Экскурсия в музей Природы.

1

9.3.

Охрана природы. Викторина «Мы знатоки природы»

1

10.

Досуговые мероприятия.

(4ч)

Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения.

Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях.

10.1.

Досуговые мероприятия. Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?».

1

10.2.

Досуговые мероприятия.

Устный журнал «Наш дом – планета Земля».

1

10.3.

Досуговые мероприятия.

Игра «Азбука экологии».

1

10.4.

Досуговые мероприятия.

Игра «Приключения в лесу».

1

Итого:

29


Приложение 2.

Календарно-тематический план программы

2 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1.

Общение с природой.

7ч.

Высказывать предположения о том, что такое экология.

Рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме. 

Выражать своё отношение к природе в собственном рисунке.

Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года).

Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе

1.1.

Наблюдение за жизнью природы.

1

1.2.

Календарь природы.

 Практикум.

1

1.3.

Создание книжки-малышки.

Народные при меты.

1

1.4.

Беседа «Прогулки в Дендрарий».

1

1.5.

Практикум. Правила поведения в природе.

Экскурсия в природу.

1

1.6.

Праздник «Дары осени».

1

1.7.

Игра «Тропа туриста».

1

2.

Солнце, воздух, вода…и растения.

6ч.

Формулирует понятие здорового образа жизни, правил поведения

Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

2.1.

Установление природных закономерностей , взаимосвязей. Круглый стол.

1

2.2.

Солнце – источник тепла и света. Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».

1

2.3.

Воздух и здоровье человека. Подвижные игры на воздухе.

1

2.4.

Вода и здоровье человека. Чтение книги Чуковского «Мойдодыр».

1

2.5.

Личная гигиена. «Как правильно чистить зубы». Кроссворд «Вода».

1

2.6.

Исчезающие растения. Создание буклета. Ролевая игра «Я в гостях у природы».

1

3.

Птицы нашего края.

6ч.

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах.

 Выяснять по рисунку, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим.

 Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам Гперелётные и зимующий 

Приводить примеры перелётных и зимующих птиц.

Отгадывать народные загадки о птицах.

3.1.

Круглый стол «Птицы нашего края».

Встреча с орнитологом.

1

3.2.

Экскурсия в парк.

1

3.3.

Птицы – наши друзья. Игра «Кто я?»

1

3.4.

3.5.

Конструирование кормушки для птиц. Практикум.  Кормим пернатых.

2

3.6.

Тематическая линейка «День птиц».

1

4.

Богатство родной природы

в творчестве народа.

5ч.

Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года).

Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе

4.1.

Экология и фольклор.

 Загадки, заклички, песни. Составление книжки-малышки.

1

4.2.

Проводы зимы. Масленица.

Масленичные гуляния.

1

4.3.

Ярмарка народного мастерства.

Экскурсия в музей народных промыслов.

Мастер-класс по изготовлению оберега.

1

4.4.

Экскурсия «Встречаем красавицу весну».

1

4.5.

Устный журнал «Здравствуй, весна!».

1

5.

Что мы знаем о своем городе

3ч.

Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе

5.1.

Мой любимый город.  

Обзорная экскурсия по городу.

1

5.2.

Моя улица и дом. Игра «Чей дом?».

1

5.3.

Круглый стол «Экологическая ситуация в городе».

1

6.

Откуда берется и куда

девается мусор?

3ч.

Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе

6.1.

Круглый стол «Откуда берется и куда девается мусор?»

1

6.2.

Мини-сочинение  «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

1

6.3.

Бытовые отходы. Конкурс поделок.

1

7.

Досуговые мероприятия.

4ч.

Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения.

Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях.

7.1.

Мы – юные экологи.  Экскурсия в парк.

1

7.2.

Диалоги с природой. Экологическая игра «Поиск нарушителей природы».

1

7.3.

Обращение юных экологов к ровесникам. Памятки «Береги природу».

1

7.4.

Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!».

1

Итого:

34


Приложение 3.

Календарно-тематический план программы

3 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1.

 Почему мы часто слышим слово «экология».

Круглый стол.

1ч.

Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

2.

Вода – источник жизни.

8ч.

Анализирует последствия деятельности человека в природе с древности

Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству

Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации

Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

2.1.

Вода – источник жизни.

Практикум  «Вода, её признаки и свойства».

1

2.2.

Вода – источник жизни.

Экскурсия в парк.

1

2.3.

Стихи и  рассказы о воде. Мини-сочинение.

1

2.4

Проект «Сбережем капельку!».  

1

2.5.

Вода – источник жизни.

Викторина  «Путешествие капельки».

1

2.6.

Обитатели водоемов.

Мини-сочинение «Почему рыба не любит сушу?».

1

2.7.

Вода – источник жизни.

Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду».

1

2.8.

Экологическая игра «Водоемы просят о помощи».

1

3.

Воздух и его охрана.

5ч.

3.1.

Круглый стол «Воздух – условие жизни».

1

3.2.

Загрязнение атмосферы.

Фотовыставка «Чистые уголки нашего края».

1

3.3.

Проект  «Как сохранить воздух чистым».

1

3.4.

Пыль – враг комнатных растений. Мини-сочинение от имени растения.

1

3.5.

Уход за комнатными растениями.  

Практикум  «Умоем наши растения».

1

4.

Удивительный мир растений.

7ч.

Формулирует понятие о жизнедеятельности растений Запоминает ядовитые растения Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на растения

Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природ

4.1.

Растение – живой организм. 

Игра «Кто внимательный?».

1

4.2.

Растения рядом.

Кроссворд «Растения моего края».

1

4.3.

Растения – лекари природы.

Экологическая игра «Лесная аптека».

1

4.4.

Разнообразие царства растений.

Экологические памятки «Правила поведения на природе».

1

4.5.

Размножение растений. Составление рассказа «Любимое растение в моем доме».

1

4.6.

Просмотр фильма «Такие удивительные растения!».

1

4.7.

Экологический журнал «Жалобная книга природы».

1

5.

Загадочный мир животных.

9ч.

Формулирует понятие о жизнедеятельности животных Запоминает цепи питания

Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на животных

Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе

5.1.

Круглый стол «В мире животных».

1

5.2.

Вымирающие организмы.

Проект «Знакомые незнакомцы».

1

5.3.

Просмотр фильма «Динозавры – вымерший вид животных».

1

5.4.

Экскурсия в музей природы.

1

5.5.

Круглый стол «Что будет, если исчезнут насекомые?»

1

5.6.

Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края».

1

5.7.

Круглый стол «Почему нужно защищать природу?»

1

5.8.

Красная книга – способ защиты редких видов животных. Проект «Я и Красная книга».

1

5.9.

Экологический журнал «Жалобная книга природы»

1

6.

Уголок хорошего настроения.

4ч.

Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения.

Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях.

6.1.

Весенние изменения в природе.

Наблюдение и зарисовка набухающих почек.

1

6.2.

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Озеленение пришкольного участка.

1

6.3.

Праздник «Тайник Вселенной».

1

6.4.

Летнее экологическое задание.

1

Итого:

34ч.


Приложение 4.

Календарно-тематический план программы

4 класс

№ п/п

Темы

Количество часов

Виды деятельности

1.

Мир  глазами эколога.

3ч.

Формулирует понятие здорового образа жизни, правил поведения Запоминает опасные ситуации Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

1.1.

Мы – жители планеты земля.

Экологическая игра  «Не проходите мимо!».

1

1.2.

Правила  экологической этики. Экологические памятки.

1

1.3.

Что такое экологическая катастрофа.

Акция «Мы против мусора».

1

2.

Мы любим свой город.

4ч.

2.1.

Моя малая Родина.

Конкурс рисунков.

1

2.2.

Мы за экологические поступки. Экскурсия в парк.

1

2.3.

Экологические памятки для детей и взрослых.

1

2.4.

Проект «Чистый микрорайон».

1

3.

Птицам наша забота.

5ч.

3.1.

Кто улетит, а кто останется.

Природоохранная акция «Пернатые друзья».

1

3.2.

Практикум «Хлебные крошки».

1

3.3.

Экскурсия в Экологический центр.

1

3.4.

«Берегите птиц!». Мини-сочинение от имени птицы.

1

3.5.

Экологические связи живой и неживой природы.

Игра «Чей клюв?».

1

3.10.

Викторина «День птиц».

1

4.

Охрана растений Хабаровского края

4ч.

Формулирует понятие о жизнедеятельности растений Запоминает ядовитые растения Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на растения Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природ.

4.1.

«Красная книга растений Дальнего Востока».

 Написание письма от имени растения.

1

4.2.

«Красная книга растений Дальнего Востока».

Экологические памятки и знаки для детей и взрослых.

1

4.3.

Устный журнал «Зеленая книга».

1

4.4

Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!».

1

5.

Животные, которым грозит  

исчезновение.

5ч.

Формулирует понятие о жизнедеятельности животных Запоминает цепи питания

Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на животных

Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе

5.1.

Разнообразие животных Дальнего Востока.

Рисунок «Удивительные животные».

1

5.2.

Экскурсия в зоопарк.

1

5.3.

«Красная книга» животных Дальнего Востока. Изготовление листовок.

1

5.4.

Проект «Я и Красная книга».

1

5.5.

Брейн – ринг «В мире животных».

1

6.

Заповедники и заказники

родного края.

5ч.

6.1.

 «Заповедные зоны родного края».  Просмотр фильма.

1

6.2.

Экскурсия «Оленьи ручьи».

1

6.3.

Игра – путешествие «Заповедники Дальнего Востока».

1

6.4.

Проект «Жалобная книга природы».

1

6.5.

Круглый стол «Будем понимать и любить природу!».

1

7.

Чем занимаются люди

земли Дальневосточной.

3ч.

Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект) Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации

7.1.

Коренные жители Дальнего Востока.

Экскурсия в краеведческий музей.

1

7.2.

Рассказы, сказы,  стихи  о земле Дальневосточной.

1

7.3.

Проект «Вклад моей семьи в дела родного края».

1

8.

Передаём свои знания

5ч.

8.1.

КВН «Эта хрупкая планета».

1

8.2.

Практическое занятие. Посев семян в почву.

1

8.3.

Экскурсия  в парковую зону.

1

8.4.

Проект «Экологическая лаборатория».

1

8.5.

Круглый стол

«Начни с себя!».

1

Итого:

34ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок "Юный эколог"

ФГОС, внеурочная деятельность, кружок "Юный эколог" на 33 часа...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечения условий для её развития через кружок "Юный эколог"."

Статья о мотивации учебной деятельности обучающихся и обеспечении условий для её развития во внеклассной и внеурочной деятельности....

РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ЮНЫЙ ЭКОЛОГ (КРУЖОК)

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.        Программа  ставит перед собой следующие задачи:1. Формирова...

кружок "Юный эколог" 3 класс

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Юный эколог"

Рабочая программа с 3 уровняим результатов и мониторинговой картой...

Выступление на семинаре педагогических работников. Внеурочная деятельность. Кружок «Юный эколог»

Человечество достигло успехов во многих направлениях науки, промышленности и прочих сфер деятельности. Такой прогресс не может пройти безнаказанно для окружающей среды, ведь любые достижения связаны с...