Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – эстетическому развитию «Волшебная бумага»
рабочая программа

               Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – этетическому развитию

«Волшебная бумага»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka-volshebnaya_bumaga.docx48.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

 

               Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – этетическому развитию

«Волшебная бумага»

  1. Содержание

Наименование

страницы

1

Содержание

2

2

Паспорт программы

3

3

Пояснительная записка

4

4

Цели и задачи программы

5

5

Планируемые результаты

5

6

Объем образовательной нагрузки

6

7

Содержание программы «Аппликация»

7

8

Учебный план

8

9

Расписание занятий

17

10

Мониторинг

18

11

Список литературы

19

  1. Паспорт программы

Наименование программы

Программа ДОУ проведений занятий по аппликации

Основания        для разработки программы

  • Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации»№ 273ФЗ от 29.12.2012 г.
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 ,№ 164 « Об утверждении санитарно - эпидемиологическоготребования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 15.05.2013г.

Составитель программы

Педагог :Демирова Севиль Шахмирзоевна

Цель программы

развитие ручной моторики у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Задачи программы

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

  1. Пояснительная записка

Согласно общепринятому определению, аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные  по такому способу, придающему им особую рельефность.

Увлечение аппликацией помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике аппликации необходимо знать их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то, скорее всего, работа не даст желаемого результата станет чисто техническим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.

В системе по эстетическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе. Умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Аппликация – это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Аппликация – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Аппликация – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук - это один из показателей творческой активности детей и интеллектуального роста, что важно для детей младшей группе. Данная программа нацелена на развитие у детей любви к прекрасному, обогащению его «материального» и духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, к получению эмоционального удовлетворения от получения результата, приобщение к искусству как основной части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

« Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями. Содержание кружковой программы «Волшебная бумага» предполагает развитие творческих способностей детей при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

  1. Планируемые результаты

Срок реализации программы 8 месяцев

Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является:

  • выставки детских работ в детском саду;
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ. По окончании программы обучения воспитанники должны знать:
  • правила        пользования        инструментами        и        приспособлениями        для        аппликации; приёмы        вырезания        деталей; правила работы с ножницами и клеем;
  • основные характеристики материалов и их применение;
  • правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки;
  • виды мягкой игрушки.

По окончании программы обучения воспитанники должны уметь: соблюдать технику безопасности;

выполнять основные приёмы при аппликации из ткани и бумаги; составлять рисунок по эскизу;

доводить работу до конца;

выполнять различные соединительные швы.

  1. Тематический план занятий кружка «Волшебная бумага»

Тема

Задачи

Материал

Октябрь

Осенние листочки

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы,        приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми»

цветами        (жёлтый, оранжевый, красный).

Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки.

«Букет        из осенних листьев»

Аппликация из листьев. Учить составлять букет из листьев.        Аккуратно намазывать                клеем, приклеивать на основу.

Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки.

Яблоки        в корзине

Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с

клеем.        Развитие сенсоматорики.

1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного,зеленого цветов,

клей ПВА

Ветка рябины (коллективн ая работа).

Продолжать                        учить скатывать        маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать                желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки

Ноябрь

«Цыплен ок»

Аппликация. Учить детей самостоятельно приклеивать готовые формы на листочек, по своему усмотрению размещать на общем ватмане, так, чтобы не загораживать работы других детей.

Коллективная работа.

Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона круглой формы (тарелочка); клей ПВА.

Мороженн ое        в

вафельно м

стаканчик е

Учить        последовательно выполнять работу:, скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое

восприятие.

Кукла        Катя,        1/2        альбомного        листа        с        изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА

«Подсолн ух»

Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

Цветной        картон,лист        ватмана,        цветные        бумажные салфетки, клей ПВА

Петушок- золотой гребешок (коллекти вная работа)

Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки        аппликации

(наклеивание        бумажных шариков на силуэт хвоста).

¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки

Декабрь

«Новогод няя открытка

»

Аппликация.        Учить приклеивать готовые формы на лист картона. Поздравить сотрудников д/сада с наступающим праздником.

½ альбомного листа, заготовки из цветной бумаги, двусторонняя бумага ярких цветов (фантики) , клей, кисти, салфетки

Мы слепили снеговика (коллекти

вная

Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины,

Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки

работа)

составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном        наклеивании, правильном промазывании

ватного диска.

Пушистый воротничо к для

Деда

Мороза и Снегурочк и

Учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации.

Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти

Новогодн яя елочка

Учить        детей       составлять

аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики,        аккуратно пользоваться                клеем.

Воспитывать

самостоятельность        и

доброжелательные отношения к другим детям

½        альбомного        листа,        заготовки        из        зеленой        бумаги

(треугольники        разных        размеров),        двусторонняя        бумага ярких цветов (фантики) , клей, кисти, салфетки

Январь

Зайка

Упражнять        в        умении

Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые

беленьки й сидит (коллекти вная работа)

скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять                        образ недостающими                деталями. Аккуратно        пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми        Воспитывать

дружеские отношения

бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки

На

полянку

на        лужок тихо

падает снежок (коллекти вная

работа)

Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать        эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.

Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки

Покормим птичек

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки

Февраль

Котенок

Закреплять        умение        детей

Игрушка        котенок,        ½        альбомного        листа        с        контурным

по        имени

«Гав»

аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги        по        контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к

домашним животным.

изображением        котенка,        двусторонняя        бумага        цветная бумага, клей, кисти, салфетки

Кудрявый барашек

Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе

с бумагой.

Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.

Игрушки (пирамид ка,

неваляшк а)

Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков,        правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное

отношение к игрушкам.

½ альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка

Летят самолеты (коллекти вная работа)

Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной        формы        и размера(прямоугольников, полосок). Правильно

располагать        предмет        на

¼        тонированного        листа        ватмана, (в        виде        российского флага), заготовки для самолетов

(прямоугольники, полоски),цветная бумага клей, кисти, салфетки.

панно (в виде российского флага).        Аккуратно пользоваться                        клеем, намазывать всю форму. Воспитывать                чувство

патриотизма,        умение радоваться общему результату

Март

Цветы        в подарок маме (коллекти вная работа)

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет).в смешанной технике: бумажная пластика + рваная        бумага,развивать эстетическое                восприятие,

формировать        образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага,

клей, кисти, салфетки.

Смотрит солнышко в окошко

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию        недостающими

деталями,        развивать воображение,  чувство  цвета и

формы.

Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки,бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

Вышла курочка

Закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять

¼        тонированного        листа        ватмана,        желтые        бумажные салфетки,        кусочки                цветной        бумаги,        ватные        диски,

хохлатка  с        нею

желтые цыплятки (коллекти вная

работа        2 занятия)

работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их  в клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.

фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки.

Апрель

Облака        – белогрив ые

лошадки

Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура).        Развитие эстетического восприятия,

умение работать сообща .

¼ тонированного листа ватмана с изображением реки,белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.

Белые

кораблик и (коллекти вная работа)

Учить составлять изображение кораблика    из     готовых форм (трапеций                                и треугольников                        разного размера).        Формировать умение свободно размещать детали,                аккуратно приклеивать,                        хорошо

промазывать края деталей, пользоваться салфеткой

Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.

Веселый

Изготовление        в        технике

¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от

клоун

бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир.        Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до

конца.

конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки

Колобок        - румяный бок

Развивать        эстетические чувства                передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой

формы и желтого цвета.

Бабушка(кукольный театр) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА,салфетка

Май

Празднич ный салют (коллекти вная работа)

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.

Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА

Божья коровка-

лети        на небко

Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров,        составлять изображение из частей,

Игрушка божья коровка,

½ альбомного листа,

красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки

дополнять        недостающими деталями.                Формировать

интерес к насекомым.

Гусеница

Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими        деталями. Воспитать                бережное

отношение к насекомым.

½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

Одуванчи

Закреплять        умение        детей

¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из

ки в траве (коллекти вная работа)

аккуратно разрывать бумагу на

кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она

зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки,

салфетки.

получилась        объемной

(листики)        Развивать        умение

работать        аккуратно.

Воспитывать        желание

работать сообща.

  1. Расписание занятий

Вторник

Время

 Кружковая деятельность

15:30 -15:40

Чтверг

Время

 Кружковая деятельность

15:30-15:40

  1. Мониторинг

Ф.И.ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

  1. Список литературы
  • Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.
  • Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.
  • НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
  • Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина»

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина» (керамика). 72 часа, 4 года, возраст учащихся 7-11 лет....

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"...

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир бисероплетения"

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир бисероплетения"...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Волшебная палитра".

Программа содержит пояснительную записку, основные направления работы изостудии "Волшебная палитра" и календарно-тематическое планирование....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)

«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...

Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – эстетическому развитию для детей 3-4 лет «Умелые ручки»

Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – эстетическому развитию для детей 3-4 лет«Умелые ручки»...