Специальная программа развития ребенка, вариант 6.4
рабочая программа (3 класс)

Специальная программа развития ребенка, (СИПР), вариант 6.4. В этом матерале представлена программа на 3 год обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (СИПР)

Вариант 6.4

Структура СИПР

1. Общие сведения о ребёнке.  

2. Характеристика  (включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка).  3. Индивидуальный учебный план.

4. Содержание образования.

4.1. Программы учебных  предметов и коррекционных занятий.

 4.2. Нравственное воспитание.

4.3. Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни.

4.4. Внеурочная деятельность.

5. Организации  реализации  потребности  в  уходе  и  присмотре.

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

7. Программа сотрудничества специалистов с семьей.

8. Перечень  необходимых  технических  средств,  дидактических  материалов.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

1. Общие сведения о ребёнке

ФИО  ребенка:

Возраст ребенка:

Место жительства:

Мать:

Отец:

Год обучения в КГБОУ БОШИ:  3

Психолого – педагогическая характеристика

Девочка обучается в КГБОУ « Благовещенская общеобразовательная школа – интернат» с 01. 09. 2017 года на домашнем обучении. Воспитывается девочка в полной семье. Семья проживает в собственном доме, есть специальная комната для проведения занятий, семья состоит из 4 человек. Члены семьи с пониманием относятся к особенностям и проблемам ребенка. Уходом и присмотром в основном занимается мама. Вопросам воспитания и развития дочери в семье уделяется достаточно времени. Родители заботливо и доброжелательно относятся к  дочери, заинтересованы в успешном ее развитии. Жилищные и материальные условия благоприятные. Внутрисемейный климат благоприятный

У ребенка имеется все необходимое для занятий.

        По заключению ПМПК девочке рекомендовано обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), вариант 6.4, разрабатываемой на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и нацеленной на образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в сочетании с глубокими нарушениями интеллектуального развития, с ТМНР, с учетом  их индивидуальных  образовательных потребностей. Имеется заключение врачебной комиссии об организации обучения на дому.

         Физическое, двигательное и сенсорное развитие

Передвигается с помощью взрослых, ходит с опорой на перила двумя руками. Сенсорные эталоны цвета, формы, размера сформированы частично. Пространственно-временные эталоны не сформированы. Не ориентируется  во времени (части суток, дни недели, время года не понимает сегодня – завтра-вчера). Ориентировка на теле сформирована недостаточно (показывает и называет основные части тела). Общая и мелкая  моторика, навыки самообслуживания развиты недостаточно, движения неточные. Трудность представляет выполнение  графических работ карандашом (неправильное удержание инструмента), научилась держать ножницы, самостоятельно ножницами не работает. Ведущая рука – левая, правая рука практически не вовлечена в деятельность.

.Девочка испытывает потребность в сенсорных ощущениях, ощупывает  разные по фактуре поверхности, стремится к получению ощущений от соприкосновения с разными материалами.

        Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций

         В контакт школьница вступает легко, со слов мамы ждет учителя,  понимает, что она ученица. В совместную деятельность включается на короткое время. На замечания и просьбы не реагирует, как будто не слышит, при этом взгляд пустой направлен в пространство.

Зрительный контакт не всегда фиксированный, часто  проявляется «скользящий» взгляд. Внимание неустойчивое, все виды памяти нарушены, очень отвлекаема. Использует невербальные средства общения. Предметная деятельность на манипулятивном уровне.  Познавательные потребности не сформированы. Учебные навыки отсутствуют. Даже при жёсткой организующей помощи педагога на заинтересовавшем материале, возможны лишь кратковременные манипуляции с предметами по подражанию. На похвалу и поощрения реагирует. Наблюдается эмоциональное напряжение, тревожность.  Сосредоточена на аффективно значимых действиях: громко смеется, хлопает в ладоши, без причины может заплакать, кричит. В поведении ребёнка наблюдается повышенная активность, неусидчивость: не может стоять или сидеть на одном месте, сконцентрироваться на чём-либо. Если педагог или мама пытается заинтересовать, привлечь внимание девочки к другой деятельности  помимо ее воли, то это часто сопровождается  психопатоподобными реакциями: криком, протестом, может ударить взрослого, ущипнуть.

Особенности проявления познавательных процессов

Игровая деятельность сформирована на уровне манипуляции с игрушкой.

Познавательный интерес не сформирован, мотивация  к  обучению отсутствует.  

Задания педагога не всегда принимает и не всегда понимает. Деятельность не целенаправлена, навыки самоконтроля не сформированы. Наблюдаются отказы от деятельности, проявления негативизма, уход 

Школьница проявляет  интерес к общению с педагогом, откликается на свое имя, на занятиях у ребенка хорошее настроение. Понимает простые речевые инструкции, но часто переспрашивает и приходиться несколько раз повторять задание, выполняет задания только с помощью взрослого. В настоящее время девочка знает 6 цветов (красный, желтый,  зеленый, синий, белый, черный), называет их, иногда путает. Знает понятия большой - маленький, много-мало-один, два, три, может показать столько предметов; знает изученные фигуры (круг, квадрат, шар). Узнает домашних животных (корова, собака, лошадь, кошка) на картинках.  Знает диких животных (зайчик, лиса, медведь, волк, ежик, белка), но каждое животное называет по-своему, может найти игрушку. Знает изученные фрукты и овощи, узнает  их на картинке, но назвать большинство фруктов и овощей не может. У школьницы активизировался словарь, в речи появилось много новых слов, говорит простые предложения.  У девочки нет любимых игрушек, ее не интересуют сказки, она не может самостоятельно раскрашивать, работать по шаблону, выполняем эти работы «в четыре руки». С помощью учителя работает с конструктором, собирает пирамидку, мозаику, но делает это неохотно. В настоящее время задания выполняет со значительной помощью педагога, чаще рука в руке, самостоятельно не работает. Лепка и рисование раньше не вызывали интереса, сейчас ждет эти уроки, но не любит рисовать красками. Если задание ее не заинтересовало или она устала, она складывает руки на груди и говорит: «Делай ты. Все, хватит».  Очень любит работать на магнитной доске.  

Потребность к самостоятельности не сформирована.

Девочка аккуратная, доброжелательная, внимательная. 

Сформированность экспрессивной и импрессивной речи. 

У школьницы несформированность языковых средств на фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. В начале учебного года произносила  отдельные звуки, слова. Познавательная деятельность резко снижена.

Системное недоразвитие речи тяжелой степени. Импрессивная речь развита недостаточно. Не всегда понимает обращенную речь на бытовом уровне. Инструкции учителя часто  не принимает. Словарь резко ограничен. Ребенок пользуется звуками, словами, короткими предложениями (звукопроизношение искажено). Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Фразовая речь отсутствует полностью.

Сформированность социально-значимых умений, навыков.

Социально – бытовая ориентировка ребенка практически на бытовом уровне ниже среднего. Домашний адрес не знает. Во взаимоотношениях с детьми интереса не проявляет. В свободной самостоятельной деятельности интереса не проявляет ни к играм, ни к игрушкам. При возникновении трудностей начинает капризничать, кричать. Навыки самообслуживания частично сформированы. Ребенок ест аккуратно, пользуется  ложкой, вилкой, пьет из кружки. Одевается и раздевается с помощью взрослого, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании пуговиц. В разные режимные моменты нуждается в помощи взрослого. Коммуникативные возможности  низкие, интереса к общению не проявляет. Игровая и учебная деятельность не сформирована. Базовые учебные действия пока недоступны. Математические представления не сформированы. Представления об окружающем мире не сформированы. Самообслуживание сформировано частично, санитарно-гигиенические навыки не сформированы, туалетом пользуется  с помощью и под контролем взрослого.

        Выраженное недоразвитие познавательных процессов, отсутствие речи, двигательные  нарушения, несформированность навыков самообслуживания  обуславливает выбор таких  разделов из программы обучения, которые направлены на их коррекцию.  

Приоритетные области и учебные предметы для педагогической работы:

1. Общение и чтение

2. Математические представления

3. Развитие речи и окружающий природный мир

            4. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

            5. Альтернативная коммуникация

            6. Самообслуживание.

3. Индивидуальный учебный план на 2019 – 2020 учебный год

Обязательная часть:

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего в год

Язык и речевая практика

Общение и чтение

2

63

Математика

Математические представления

2

63

Окружающий мир

Развитие речи и окружающий природный мир

1

33

Искусство

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

1

33

Коррекционно-развивающее занятие

Предметно-практическая деятельность

1

34

Коррекционно-развивающее занятие

Альтернативная коммуникация

1

33

Внеурочная деятельность

0, 25

8, 25

Итого:

8

267, 25

4. Содержание образования

Базовые учебные действия:

Требования Стандарта

Планируемые результаты

 

Год обучения - 3

1полугодие

2полугодие

Умение обучающегося контактировать с педагогом. Готовность к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию

Понимание правил образовательного учреждения, как нужно себя   вести, адекватное использование ритуалов школьного поведения

входит и выходит из учебного помещения со звонком; понимает начало и конец урока

1

поднимает руку,

0

 встает и выходит из-за парты и т. д.          

1

организовывает рабочее место          

1

передвигается по дому, находит свою комнату, другие необходимые помещения.          

2

Эмоциональное, коммуникативное взаимодействие с группой обучающихся

умеет играть в команде,

0

делится игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы

1

способность подчинять свои мотивы коллективным      

0

принимает цели и произвольно включается в деятельность    

1

следует предложенному плану и работает в общем темпе

0

Формирование учебного поведения

Направленность взгляда

фиксирует взгляд на звучащей игрушке  

3

фиксирует взгляд на яркой игрушке      

2

фиксирует взгляд на движущей игрушке    

1

переключает взгляд с одного предмета на другой    

0

фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики  

1

фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

1

фиксирует взгляд на изображении    

1

фиксирует взгляд на экране монитора

1

Умение выполнять инструкции педагога

понимает жестовую инструкцию    

2

понимает инструкцию по инструкционным картам  

0

 понимает инструкцию по пиктограммам

1

выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения)      

0

выполняет одноступенчатую инструкцию

1

Использование по назначению учебных материалов

бумагу, в т.ч. цветную,  картон    

1

тетради, прописи,

0

альбомы для рисования,  раскраски и пр.        

1

учебники, книги          

1

карандаши, ручки, ластики и др. канцелярские принадлежности    

2

 акварельные краски        

1

линейки,

0

ножницы      

1

калькуляторы

0

умение выполнять действия по образцу и по подражанию

выполняет действие способом рука-в-руке    

1

подражает действиям, выполняемые педагогом  

последовательно выполняет отдельные операции,  действия по образцу педагога          

1

выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога      

1

самостоятельно выполняет действия с опорой на картинный план    

0

принимает задачу деятельности, самостоятельно определяет последовательность операций  

0

 выполняет действия в соответствии с заданием

0

Формирование умения

выполнять задание

в течение определенного периода времени

способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин

1

способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-7 мин

0

способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 8-10 мин

0

от начала до конца

при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца

0

с заданными качественными параметрами

ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу

0

Формирование умения самостоятельно

переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия

ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога      

0

выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога        

0

ориентируется в режиме дня, расписании уроков самостоятельно    

0

 самостоятельно выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план)  

0

самостоятельно переходит от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом  

0

4.1. Программы учебных  предметов и коррекционных занятий

Математические представления

1 полугодие

Содержание

Кол-во часов

Сроки

Ознакомительно-ориентировочные действия

4

сентябрь

Формирование представлений о форме

12

сентябрь-октябрь

Формирование представлений о величине

12

ноябрь-декабрь

Представления о цвете

6

декабрь

январь

1I полугодие

Формирование количественных представлений

13

январь- февраль, март

Формирование пространственных представлений

14

апрель-май

Временные представления.  

2

май

Развитие речи и окружающий природный мир

1 полугодие

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде

2

сентябрь

Временные представления

3

сентябрь

Растительный мир

5

октябрь-ноябрь

Животный мир

6

декабрь

1I полугодие

Растительный мир

8

январь, февраль, март

Животный мир

6

март-апрель

Повторение

3

май

Общение и чтение

1 полугодие

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде

5

сентябрь

Чтение телесных и мимических движений

15

сентябрь, октябрь,-ноябрь

Мои игрушки

11

ноябрь-декабрь

1I полугодие

Чтение телесных и мимических движений

7

январь

Моя семья

5

февраль

«Чтение» изображений на картинках

10

март-апрель

Мои игрушки

10

апрель-май

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

1 полугодие

Лепка

5

сентябрь

Рисование

7

октябрь-ноябрь

Аппликация

8

декабрь- январь

1I полугодие

Рисование

5

февраль-март

Лепка

4

апрель

Аппликация

4

май

Предметно – практические действия

(Коррекционный курс)

1 полугодие

Действия с предметами

8

сентябрь-октябрь

Действия с материалами

8

ноябрь-декабрь

1I полугодие

Действия с предметами

5

январь-февраль

Действия с материалами

5

март

Действия с предметами

8

апрель-май

Альтернативная коммуникация

(Коррекционный курс)

1 полугодие

Коммуникация

8

сентябрь-октябрь

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

8

ноябрь-декабрь

1I полугодие

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

17

январь, февраль, март, апрель, май

4.2. Нравственное воспитание

        Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню,  замечая  какие  события,  встречи,  изменения  происходят  в  жизни; на доступном  уровне  осознавать  значимость  этих  событий  для  каждого  по отдельности и для всех людей.  

        Доброжелательное  отношение  к  окружающим,   умение  устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных  эмоций  и  добрых  чувств  в  отношении  окружающих  с использованием  общепринятых  форм  общения,  как  вербальных,  так  и невербальных.  

        Умение  выбирать деятельность, способ выражения своих желаний, принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий, на доступном ему  уровне, предвидеть  последствия  своих  действий,  понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей.  Контроль за  своими  эмоциями  и  поведением.  

        Усвоение правил совместной деятельности в процессе общения, в игре, учебе, работе,  досуге.

Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.

4.3. Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни

Интерес  и  бережное отношение  к  природе. Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения,  режима дня.

Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания.

Безопасное поведение в окружающей среде, умение вести себя в различных жизненных ситуациях (доступными средствами обратиться за помощью, привлечь к себе внимание), простейшие  умения  поведения  в  экстремальных (чрезвычайных)  ситуациях

.

4.4. Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Сроки

Участие ребенка в мероприятии

1 сентября День знаний

сентябрь

День  инвалидов

октябрь

.

Осень в гости просим

октябрь

Новый год

декабрь

Зимние забавы

январь

.

23 февраля

февраль

8 Марта

март

Пасха

.апрель

День здоровья

апрель

Последний учебный день

май

Разные мероприятия:

Игра

Прогулки на улице

5. Условия  реализации  потребности  в  уходе  и  присмотре

        Дарья нуждается в постоянном контроле и помощи со стороны взрослых во время учебного процесса. Девочке требуется помощь при выполнении гигиенических процедур (мытье и вытирание рук, туалет, прием пищи и напитков). Навыки самообслуживания сформированы недостаточно, она не способна  выполнять их самостоятельно. Ребёнок способен самостоятельно принимать пищу, принимать правильную позу, держать ложку.         Требуется помощь взрослого при одевании и раздевании девочки. Также необходим постоянный контроль поведения ребенка, так как она может  начать проявлять свои эмоции криком, иногда может заплакать без причины. Он не способна сама подойти к взрослому и просить помощь.

         Дарье требуется постоянный контроль правильной позы на  уроках.   Нормы и правила поведения во время учебного процесса не сформированы. Она не может сконцентрироваться на любом виде деятельности.

Уроки и учебные занятия проводятся на дому. Мама девочки всегда находится рядом.

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:

Учитель, учитель-логопед (консультирование), педагог-психолог ( консультирование).

7. Программа сотрудничества с семьей

Мероприятия

Сроки

Отметка о выполнении

Участие родителей  в разработке СИПР в интересах ребенка. Выбор единых приемов и подходов в обучении

август

+

Договор о сотрудничестве между родителями и образовательной организацией

сентябрь

+

Консультация на тему « Роль артикуляц.ионной гимнастики  в развитии речи ребенка».

октябрь

Консультация родителей  «Особенности развития и специфические образовательные потребности ребенка»

ноябрь

Консультация родителей по теме  «Формирование практической деятельности»

декабрь

Консультация: «Организация свободного времени дома»

январь

февраль

Консультация родителей по теме  «Двигательное развитие ребенка»

март

Беседа на тему «Роль  игры для развития речевой активности ребенка».

апрель

Беседа:  «Чему мы научились за год» – итог. Как организовать ребенку каникулярное летнее время.

май

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

в течение года

Присутствие родителями на уроках/занятиях

по запросу родителей

Индивидуальные консультации родителей со специалистами (логопед, психолог, врач-психиатр)

по запросу родителей

Беседы по текущим вопросам;

Просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;

в течение года

Привлечение родителей к участию с детьми в школьных и районных  мероприятиях для детей

в течение года

Консультации с родителями о правилах поведения и технике безопасности во время каникул, посещении мероприятий, во время игр и т.д.

в течение года

Общешкольное родительское собрание.

по плану школы

8. Перечень  необходимых  технических  средств,  дидактических  материалов:

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и  индивидуальный)  материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Деревья», «Птицы», «Человек и его тело»,  «Овощи», «Фрукты», «Комнатные растения», «Погода», «Средства гигиены», «Одежда и обувь», «Транспорт», «Посуда»,
  • Магнитная доска.
  • Набор пиктограмм.
  • Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник),счётный материал, линейки.
  • Натуральные предметы: овощи, фрукты. Муляжи: овощи, фрукты
  • Натуральные предметы: одежда, обувь, посуда, мебель.
  • Набор предметов личной гигиены.
  • Предметы для нанизывания на стержень (кольца, шары, бусины), предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины), конструкторы..
  • Цветные счетные палочки, счетный материал.
  • Гимнастические мячи большого и среднего размера.
  • Инструменты для уроков «Изобразительная деятельность»: краски, кисточки, стакан-непроливайка, фартук ля рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки.
  • Инструменты для предметно-практической деятельности: тесто, крупы, ёмкости для переливания воды, губка, прищепки, шпагат, шерстяные нитки, мозаика, пластиковые баночки, бутылочки, коробки.
  • 9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения:
  • При оценке результативности освоения обучающимся СИПР применяется метод наблюдения.
  •         Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР, путем фиксации фактической способности, обозначенной в качестве возможного результата развития по пятибалльной шкале:
  • 0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).
  • 1 – действие выполняет совместно с педагогом  с  частичной  физической  помощью.
  • 2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого.
  • 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
  • 4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной  или  невербальной).
  • 5 – выполняет действие самостоятельно.
  •  На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала  и составляется СИПР на следующий учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТМНР.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ....

Доклад "Индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психического развития"

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и прие...

Специальная индивидуальная программа развития ребенка (СИПР)

Рабочие программы по изучаемым предметам...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.2

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)...

методические рекомендации по составлению Специальной Индивидуальной Программы Развития ребенка (СИПР)

Эт презентация содержит рекомендации по составлению СИПР, таблицы, графики и т.д....