логопедия речевая карта
методическая разработка по логопедии

Кузьменкова Гульназ Ленизовна

для обследования речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_-.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ  КАРТА УЧАЩЕГОСЯ

Логопедический каб. при МБОУ «СШ №1 имени А.В.Войналовича»»

Фамилия, имя________________________________________________________________

Дата рождения________ Дошкольное учреждение__________________ Класс__________

Домашний адрес______________________________________________________________ Телефон_____________________________________________________________________

Ф.И.О. родителей_____________________________________________________________

Состояние общей моторики

  • -Двигательно неловок, медлителен;
  • -ограничен объем активных движений;
  • -отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
  • -испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб и т.д.;
  • -мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
  • -отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений; -замен движений и синкенезий не наблюдается;

Состояние мелкой моторики

  • Движение рук неточное;
  • пробы Хеда выполняет выборочно;
  • с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
  • навыками самообслуживания не владеет;
  • недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
  • произвольная моторика не сформирована;
  • ведущая рука - правая;
  • предпочитает работать левой рукой;
  • все движения выполняет правильно;
  • мышечный тонус повышен;
  • неправильно держит карандаш;
  • моторная неловкость при работе с пластилином;
  • испытывает трудности при овладении графическими навыками; наблюдается замедленный темп письма;

Состояние органов слуха, зрения ________________________________________________

Состояние органов артикуляции

  • Анатомическое строение без аномалий;
  • не удерживает позу закрытого рта;
  • может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
  • движение языка замедленные, с затруднениями;
  • основные движения языком, губами выполняет;
  • губы толстые, малоподвижные;
  • наблюдается замена движений и синкенезии;
  • язык вялый, массивный, объем движений неполный;
  • переключаемость движений нарушена;
  • тонус нормальный, активность движений достаточная;
  • кончик языка малоактивный;
  • при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
  • прикус – прогения;
  • отмечается повышенная соливация;
  • твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
  • точность выполнения движений сохранна;
  • зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда; мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

1. Губы:

   Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

   Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

2. Зубы:

   Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

3. Твердое нёбо:

    Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

4. Мягкое нёбо:

    Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.

5. Прикус:

    Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.

6. Язык:

    а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

    б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

    в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

   г) удержание позы, симметричность.

   д) наличие синкинезий.

   е) тремор.

   ж) саливация.

Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция)

  • Темп высказываний замедленный;
  • речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
  • звуки произносятся нечетко;
  • голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
  • дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
  • темп и ритм речи в пределах нормы;
  • словесное ударение употребляет правильно; интонационная речь недостаточно выразительна.

Проявления заикания

Не заикается;

иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике; наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);

Результаты обследования фонетической стороны речи

 

Свистящие

Шипящие

Соноры

Заднеязычные

Примечания

с

з

ц

ш

ж

ч

щ

р

л

к

г

х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слоговая структура слова:

  • Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;
  • количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;
  • переставляет слоги местами; слова сложного звукового состава воспроизводит правильно

Анализ и синтез звукового состава речи (фонетический слух, фонетическое восприятие)

Фонематический слух недостаточно сформирован;

  • фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
  • фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
  • затрудняется придумать слово на заданный звук;
  • слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
  • неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
  • фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;

Общая характеристика речи:

а) словарный запас: 

  • объем словарного запаса соответствует возрасту;
  • словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
  • не всегда точно использует слова;
  • испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
  • в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
  • не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
  • часто использует слова не по назначению;
  • допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
  • страдает понимание и употребление обобщающих понятий

б) грамматический строй:

  • недостаточно сформирован для данного возраста;
  • в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
  • допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
  • имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
  • неправильно употребляет предлоги, падежи;
  • имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
  • в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
  • допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
  • имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
  • допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
  • есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).

в) связная речь

  • наблюдается недостаточное развитие связной речи;
  • в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
  • неотчетливо произносит слова;
  • оречевление затруднено;
  • при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
  • наблюдается высокий уровень речевого развития;
  • опыт речевого общения беден;
  • самостоятельно высказаться затрудняется;
  • устная форма речи недостаточно сформирована.
  • грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа). _______________________________________________________________________________

   Направления к специалистам _______________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение:

1.При  поступлении  в школу:

__________________________________________________________________________________

2. Первый год коррекционной работы:

__________________________________________________________________________________

3. Второй год  коррекционной работы:

__________________________________________________________________________________

4. Третий год коррекционной работы:

__________________________________________________________________________________

Рекомендации:_______________________________________________________

____________________________________________________________________

Учитель –логопед _________    

Дата поступления___________             Дата выпуска______________

 

(Приложение к речевой карте)

Состояние письменной речи

Типы ошибок

Виды ошибок

Примеры ошибочного письма

Ошибки звукового состава слова.

Замена гласных.

Замены согласных.

Пропуски гласных.

Пропуски согласных.

Пропуски слогов и частей слов.

Перестановки.

Добавление.

Раздельное написание частей слова.

Лексико-грамматические ошибки.

Нарушения согласования.

Нарушения управления.

Замена слов по звуковому сходству.

Замена слов по семантическому сходству.

Пропуски слов.

Слитное написание слов.

Графические ошибки.

Замены букв по количеству элементов.

Замена букв по пространственному расположению.

Зеркальное письмо.

Ошибки на правила правописания, пройденные в классе.

Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Прописная буква в начале предложения, в именах и кличках животных.

Правописание мягких согласных.

Правописание безударной гласной в корне слова (двусложные слова).

Чтение

  • Способ чтения побуквенно – слоговой;
  • чтение замедленное, послоговое, словами;
  • понимание прочитанного с неточностями;
  • чтение послоговое, простые слова читает целостно;
  • делает запинки при чтении многосложных слов;
  • чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
  • не отвечает на вопросы по тексту; при чтении слова произносит неотчетливо.

Результаты речевого развития

  • Динамика речевого развития незначительная;
  • при положительной динамике развития выпущен из группы;
  • рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
  • динамики в развитии не наблюдается;
  • Логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи

Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речев...

Речевая карта.

Образец заполнения речевой карты....

Речевая карта дошкольника

речевая карта дошкольника с ОНР...

Речевая карта Мазановой.

Используем с 1 класса....

Дополнительная образовательная программа по логопедии "Речевичок"

Данная программа является актуальной на сегодняшний момент для успешной адаптации младшего школьника в его учебной жизни, его социализации....

Советы логопеда Речевая готовность детей к школе

Подготовка ребенка к школе вышла на финишную прямую. Еще чуть-чуть и ваш дошкольник станет первоклассником. А, значит, все навыки и умения, необходимые для успешного освоения школьной программы, должн...

Речевая карта.Общая характеристика речи (обследование проводится по «Альбому для логопеда» Иншакова О.Б.)

Речевая карта.Общая характеристика речи (обследование проводится по «Альбому для логопеда» Иншакова О.Б.)...