Инновационный опыт
опыты и эксперименты (2 класс)

Польская Людмила Николаевна

Обобщение инновационного опыта учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_sobstvennogo.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Описание собственного

инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

                                             Польской Людмилы Николаевны

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Педагогическая проблема, над которой я работаю  с 20012 года – «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка и литературы».

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целью которого является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, учет индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья.

В настоящее время в теории и практике начального образования отмечается немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников, у учителей появилась свобода для творческого поиска, родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

        Все это дает основание говорить о необходимости педагогической поддержки индивидуальных особенностей младших школьников в обучении и воспитании.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность учителя по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с общением, успешным продвижением в учебе,  с физическим и психическим здоровьем. Считаю, что добиться этого можно при личностно-ориентированном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных педагогических технологий

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

    Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, должно обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности.
   
Процесс обучения представляет собой процесс познания окружающего мира, направляемый не только педагогом, но и учениками. Получая новые знания, ученики прилагают определенные усилия, а педагог, со своей стороны, должен заметить эти усилия, поддержать учеников, обеспечивая им условия для дальнейшего продвижения вперед и учитывая при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Решать поставленные задачи мне помогают современные педагогические технологии, такие как: технология личностно-ориентированного обучения, технология перспективно-опережающего обучения, компьютерные технологии, технология проектного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Сочетание вышеперечисленных педагогических технологий с традиционными методами и формами обучения позволяет мне разнообразить формы работы со школьниками, учитывая их индивидуальность, а также обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов и обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

 

Наличие теоретической базы опыта.

    Теоретическую основу опыта составляют:

1)  Идеи Г. А. Бакулиной, которая является автором методики обучения русскому языку и литературному чтению, осуществляемой в русле субъективизации;

  1. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
  2. Идеи Л.С.Выгодского из педагогической психологии (динамика умственного развития школьника в связи с учением).
             

Ведущая педагогическая идея

заключается в том, что в её основу в качестве системообразующего фактора кладётся субъективизация, обеспечиваемая путём последовательного, регулярного (на всех этапах урока) использования таких методических средств, как антиципация и способствующая становлению логического мышления система интеллектуально-лингвистических  упражнений, сочетаемых с повышенной речевой активностью школьников, а также за счёт непосредственного участия обучаемых в планировании учебного процесса, в составлении учебных заданий, формулировании обобщений и выводов.

Оптимальность и эффективность средств.

 Для достижения эффективности в работе с детьми реализую несколько направлений в своей работе:

- работа с терминами, категориями лингвистической теории и с лексическим значением словарных слов как с понятиями;

- введение нового типа лексико-орфографических упражнений, которые по своему содержанию, функциональному назначению выступают как комплексные интеллектуально- лингвистические;

- расширенное использование пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков и изменение способов работы с ними.

При этом я реализую на своих уроках следующий ряд принципов:

1. принцип опережающего отражения в сознании учащегося предстоящей ему учебной деятельности;

 2. принцип комплексного воздействия на интеллект ребёнка;

 3. принцип обоснованного, аргументированного, доказательного ответа школьника;

 4. принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся.

На уроке я  использую эффективные средства включения ребёнка в процесс творчества:

- учебно - игровую деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работу в парах;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, экскурс, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.  

        

Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

      Дифференцированное обучение.

         Я работаю по образовательной модели «Школа России».

 Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

        Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира  вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Использование информационно - коммуникационных технологий 

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.

    На уроках  в начальных классах я  использую  следующие программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.  Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.  

Используются при подготовке  и на уроках  возможности Интернета.

Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Школа подключена  к сети Интернет. Это позволяет   использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска  источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей,  разработок и др.    

     Я имею свои личные  сайты по адресу:

https://nsportal.ru/lyudmila-polskaya

      https://proshkolu.ru 

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

           С первого года обучения  на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют  познавательную активность.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат,  успехи  и  достижения обучаемых).

Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, принося результаты, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников.

Итоги внешнего мониторинга

Предмет

Качество знаний, %

Успеваемость %

Русский язык

47%

94

Кроме того, мои ученики ежегодно участвуют Международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Человек и природа», в Международном математическом конкурсе-игре по ОБЖ «Муравей».  Я убеждена, что участие в подобного рода мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.

         Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.  Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, участие в олимпиадах и конкурсах.
      С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях РМО и ШМО учителей начальных классов.

Возможность тиражирования.

Опыт моей работы обобщен и представлен на моих личных сайтах и кабинетах.

     

  

  1. Личный сайт:  
  2. https://nsportal.ru/lyudmila-polskaya

     

2.    Мои кабинеты:

https://proshkolu.ru 

http://infourok.ru/

   

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися.

      Составлены и используются:

  1. Тестовые задания по русскому языку для 2 класса.
  2. Дидактический материал по литературному чтению для 1-2 класса.
  3. Дидактический материал по русскому языку по темам «Виды предложений», «Безударные гласные в корне».
  4. Проведены уроки литературного чтения  с использованием слайдовых презентаций  по темам «Н.Н Носов «На горке»», «Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  5. Проведены уроки русского языка с использованием слайдовых презентаций по темам «Сочетания ЖИ-ШИ», «Имя прилагательное».

Директор школы                                                                 /Козяйкина О.С/