Современные педагогические технологии – основа достижения качественного образовательного результата
статья

В статье содержаться рекомендации, как организовать проектную деятельность в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долбилова Наталья Викторовна

МОУ «СОШ с. Липовка»

Современные педагогические технологии – основа достижения качественного образовательного результата

         Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГОС. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.

      Что же такое «педагогическая технология обучения»?  С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия педагога на воспитанников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

     Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

           В педагогической практике могут быть использованы такие образовательные технологии, как:

·    Личностно-ориентированные технологии;

·    Технологии проблемного обучения;

·    Игровые технологии;

·    Развивающие технологии;

·    Технологии проектной деятельности;

·    Технологии коллективного обучения;

·    Здоровьесберегающие технологии;

·    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-технологии);  и др.

         В современном обществе нужны уже не только знания, но и умение их добывать, и применять эти знания в различных ситуациях. Одним из путей решения этого вопроса является правильный выбор педагогических средств. Так как в начальной школе, в процессе обучения, наиболее эффективно осуществляется ориентирование на воображение и мышление, развитие мануальных способностей, то мы используем такой вид педагогической технологии как проектная деятельность. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

         Проектно-исследовательская деятельность позволяет не просто механически получать какие-либо знания, а формировать у учащихся навыки:

1. Определять цель деятельности, планировать этапы достижения цели, выполнять действия и операции, контролировать их;

2.  Выполнять мыслительные операции по достижению поставленной цели;

3. Проводить наблюдения, необходимые опыты и эксперименты, создавать модели объектов и явлений окружающего мира;

4. Работать в команде.

          Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

          Метод проектов – это педагогическая технология, ее стержнем является совместная со взрослым деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

          Проектная деятельность может осуществляться как на уроке, так и во внеурочное время. Создание проекта ориентировано на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает ученикам опыт деятельности, воздействует на все сферы человека и поэтому он незаменим.

          Выполнение проекта начинается с выбора проблемы. Тема или будущая проблема может появиться из какой-либо урочной ситуации. Например, на уроке окружающий мир «Какие бывают растения» во 2 классе перед детьми возникла проблема – на какие группы можно разделить царства растений? (Приложение №1). Проведя небольшую исследовательскую работу, ученики сделали вывод, что все растения можно разделить на деревья, кустарники и травы. Далее ребята дали характеристику всем группам, привели примеры, рассказали о наиболее интересных растениях.

         Для того чтобы осуществить проект надо получить конкретную информацию, не надо изобретать велосипед. Здесь моя задача как педагога научить их работать с различными источниками информации, не только с интернетом, но и особенно с книгами, что сейчас очень редко. Информация может оказаться как в художественной, так и в справочной литературе. При этом я могу только помочь им найти место нахождения материала, а найти его там это их работа. Они должны сами принять решение об окончании сбора материала, считая его достаточным для раскрытия проблемы. В ходе обсуждения ребята объясняют учителю свою позицию, аргументируя окончание подбора материалов. Моя задача - оценить подготовленный материал, выслушав аргументы детей, и в случае необходимости показать им, что собранной информации недостаточно, либо ее много, она может оказаться лишней. Что значит лишней? Лишняя информация это: материал, который может увести от решаемой проблемы; повторяющийся материал; материал который мешает увидеть главное. Очень заинтересовал ребят исследовательский проект «Новый год. История возникновения праздника» (Приложение №2). В ходе работы ребята собрали очень много информации, которую необходимо было обработать и систематизировать. Мы поставили перед собой вопросы, на которые хотели бы найти ответы:

  1. Откуда и как пришел праздник Новый год?
  2. Когда появилась на Руси первая елка?
  3. Сколько лет Деду Морозу?

В результате исследовательской работы мы выяснили: как пришел к нам праздник Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами - санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками...

          Изучая на уроках окружающего мира тему «Семья»,  сталкиваемся с социальной проблемой: дети не знают своего генеалогического дерева. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Изучение родословного дерева на уровне младшего школьника весьма затруднительно. В детском понимании не до  конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»... С учетом этого и была выбрана тема исследования «Моя родословная» (Приложение №3). В ходе этого долгосрочного проекта учащиеся обратились за помощью к своим родителям, бабушкам, дедушкам. Родители живо откликнулись на просьбы детей. Завершающим этапом проектной деятельности явились презентации семейных книг и семейных фотоальбомов на заседании семейной гостиной, где дети вместе с родителями делились опытом изучения своей родословной, рассказывали о своей семье и ее традициях.

          Таким образом, учащиеся расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.

         При защите индивидуальных проектов ученики ощущают свою значимость, испытывают гордость за созданный ими продукт. Ощущая поддержку окружающих, они понимают, что способны решать более сложные, более интересные задачи. Можно сказать, что у школьников формируется положительная мотивация к учебной деятельности.

         В ходе реализации коллективного проекта «Домашние животные» (Приложение №4) ребята выяснили, как появились домашние животные. Ответили на вопросы: может ли человек обойтись без домашних животных, и могут ли домашние животные жить на свободе. На защите этого проекта были представлены фотоальбом «Мое домашнее животное» и презентация «История происхождения домашних животных».

        В проектной деятельности ученик приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную.

Литература

  1. Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
  2. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации.- Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Олейник О.В. Проектная деятельность.- М.: ВАКО, 2013.
  5. Поливанова К.Н Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. -2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- (Работаем по новым стандартам).
  6. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. - М.: Просвещение, 2011.- (Работаем по новым стандартам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Реализация современных педагогических технологий с применением электронных образовательных ресурсов и ИКТ в учебном процессе"

В этом докладе на выступлении заседания МО я поделилась своим опытом применения электронных ресурсов и ИКТ в процессе обучения на разных его этапах....

Современные педагогические технологии в формировании развивающей образовательной среды

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, предполагающей иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет....

Освоение технологий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов обучающихся в объединении «Цветная фантазия»

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности....

Проект мастер-класса по теме: "Современный урок, современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата"

Кто хочет достичь цели должен знать её.«Не мыслям, а мыслить учить надо». (Э.Кант)Скажи мне, я забуду,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда.(Китай...

«Внедрение современных стандартов качества образования, обеспечивающих индивидуализацию образовательной траектории и достижение учениками качественных образовательных результатов»

       Основной целью модернизации всей системы образования  является – повышение качества образования. Этот материал рассказывает о современных стандартах качкес...

Доклад на тему: «Использование технологии формирующего оценивания для достижения качественных образовательных результатов при работе с детьми ОВЗ в начальных классах»

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность уча...