Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов
статья

Горбунова Елена Юрьевна

«Духовно-нравственное развитие  и воспитание учащихся в  начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_gorbunovoy_e.yu_.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта  учителя начальных классов

МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная  школа»

Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия»

Горбуновой Елены Юрьевны

Введение.

1.Тема  опыта  

«Духовно-нравственное развитие  и воспитание учащихся в  начальной школе в условиях реализации ФГОС»

2. Сведения об авторе:

Ф.И.О.—Горбунова Елена Юрьевна

Образование – высшее

Стаж педагогической работы- 30 лет

В данной организации- 30 лет

3. Актуальность  опыта

обусловлены современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). Программа духовно-нравственного развития должна формировать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад жизни, интегрированной в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Современного обучающегося начального звена зачастую необходимо  научить сознательному выбору поступков, действий или линии поведения в соответствии с  нормами морали.

4. Основная идея

Основная идея моего опыта заключается в использовании гуманизации образовательного процесса, обращении к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.

В основу моего опыта положены следующие принципы: доступность -   наглядность -   практическая направленность обучения и воспитания.

5. Наличие теоретической базы

       Опыт базируется на Концепции УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

  1. Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
  2.  «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.

6.Новизна опыта

Новизна опыта ориентирована  на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования. Одной из основных целей которого является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

      7.Технология опыта

     Ведущая педагогическая идея  – развитие целостной гармоничной личности школьника, обязательными параметрами личностного развития ребёнка должна быть ориентация на общечеловеческие ценности, а именно: патриотизм, гуманизм, семью, труд.

Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером.  В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие». Очевидно, что школа является не только обучающей, но и воспитывающей. В своей педагогической практике я всегда сохраняю богатые традиции по нравственному воспитанию детей средствами урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования в условиях реализации ФГОС.

Я считаю, необходимо учитывать особенности воспитания  ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами  является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости. Как следствие, получение творческой личности, умеющей применять накопленные знания в новых нестандартных ситуациях, способной к самостоятельному дальнейшему духовно-нравственному развитию, что послужит доказательством результативности процесса обучения, выражающемся в высоком качестве воспитания обучающегося.

Эффективными средствами духовно- нравственного развития личности и включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

- учебно-игровая деятельность;

-создание положительных эмоциональных ситуаций;

-работа в парах;

-проблемное обучение;

- использование ИКТ;

-проектная и исследовательская деятельность.

Непрерывное накопление знаний для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Для того чтобы младший школьник поступил нравственно, правильно сделал выбор поступка, действия, ему не хватает нравственных знаний. Накопление нравственных знаний составляет основу для выработка убеждений, формирование устойчивых мотивов нравственного поведения. Так как убеждения основаны на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать тем или иным нормам морали, опираются на уверенность в правоте и справедливости нравственных принципов, на которые ориентируется человек.

        Вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах, правилах поведения, утверждаемых в обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

         Нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия или линии поведения в соответствии нормами морали.

Поэтому в процессе обучения как можно больше внимания я уделяю становлению школьника как личности. Личности, обладающей знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать различные вопросы, в том числе и нравственного характера.

В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с 1 класса.

    Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок – сказка, КВН, урок – путешествие, интегрированный урок, экскурсии, уроки – проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. 

  6. Результативность опыта

Формирование духовно- нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Один из видов этой работы, это проводимые мною занятия по внеурочной деятельности.  На этих занятиях дети учатся общению со своими сверстниками, совместному деланию, пониманию, разучивают игры. Эта работа помогает осознавать роль и значение учителя в жизни ребенка, проходить уроки послушания учителю, родителям, формировать в себе навык к добру. Дети глубже осознают как должен себя вести христианин, давать нравственную оценку своим поступкам, оказывать посильную помощь в семье, друзьям, другим людям, принимать активное участие в жизни школы.

           Кроме проводимой воспитательной работы на уроках и во внеурочных занятиях проводятся беседы, классные часы, утренники, тематические экскурсии, конкурсы с участием родителей.

Наиболее значимые из них: открытый урок по ОПК «Милосердие и сострадание», открытое внеклассное мероприятие «Рождественский праздник», классный час « Свято-Федоровский собор- гордость земли мордовской», участие детей в рождественском конкурсе «Вифлеемская звезда»( Ларькина Мария победитель в номинации «Рисунок», Старцева Елизавета призёр в номинации «Рождественский венок»), призовые места в олимпиаде по ОПК (Кудряшова Татьяна призёр на муниципальном уровне), участие в конкурсе «Одарённые дети». Юдина Надежда, в 2016 году участвовала в форуме «Одарённые дети» и в номинации «Юные богословы» стала призёром.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам. Ребята  посещали краеведческий музей г. Саранск. Экскурсия произвела на детей большое впечатление. Они получили возможность «окунуться» в крестьянский быт нашего края, получили знания о жизни древних поселений мордвы, узнали о военных подвигах наших земляков в годы великой Отечественной войны.

Ребята готовят информацию для классных часов и самостоятельно их проводят. Так проводились классные часы на следующие темы: «Святая Русь», «Книга памяти», «Война коснулась моей семьи», «День неизвестного солдата». Данная работа очень помогает в воспитании самостоятельности, ответственности, коммуникативных навыков.. В 2020 году ученица нашего класса Ларькина Мария, участвовала во Всероссийском конкурсе «Письмо солдату. О детях войны» и стала победителем в номинации «Рисунок».

В своей практике уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей. Так ежегодно проводятся совместные праздники  «Папа, мама, я-спортивная семья», «Факельное шествие 9 мая», «Масленица» и другие.

Стало традицией приглашать родителей на классные часы, на которых они рассказывают о своей профессии, а также периодически являются членами жюри на различных конкурсах и викторинах.

Уровень сформированности духовно-нравственной культуры у учащихся исследуется на основе стандартной диагностической методики В.И.Андреева «Оценка духовно – нравственного развития учащихся». Диагностические замеры за последние два года позволили сделать следующие выводы:

- прослеживается четкая позитивная возрастная динамика духовно – нравственного развития учащихся от первого к третьему классу;

Полученным результатом считаю, что проведенная  диагностическая работа,  показала хороший результат. Дети дружелюбны, послушны, уважительно относятся к взрослым, в классном коллективе нет изолированных детей, присутствует взаимовыручка и сопереживание. Наблюдается позитивная динамика от класса к классу.

7.Список литературы

. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного

развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010

3. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010

Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного

развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010

2. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010

3.Данилюк А.Я. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. М.: Просвещение,2011

4. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Ж. «Начальная школа» - 2005 - №11 - С. 68-71

5. Духовно – нравственное воспитание (тема номера). Ж. «Начальная школа плюс до и после», №9 – 2010

6. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. Нравственное воспитание детей в семье, с.97

7. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. М.,2007.

8. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. М.,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района  Республика Мордовия...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...