Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся. (Подборка методических приёмов)
методическая разработка

Приёмы и методы развития творческих способностей обучающихся на различных уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся".

(Подборка методических приёмов)

Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»

Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

-10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.

-7 баллов - ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.

-4 балла - ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.

Методика "Три слова"

Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.

Слова для работы: берёза, медведь, охотник.

Можно использовать такой прием:

Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например:

К - кикимора

А - амулет

Щ - щука

Е - Емеля

Й - йог

Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны, можно не использовать.

Прием «Напишите письмо»

Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

.Прием «Пишем сказку на новый лад»

Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.

Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.

Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.

.Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде.

Театральная творческая деятельность на уроках литературного чтения

Игра-драматизация.

Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

  1. анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
  2. чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;
  3. чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;
  4. постановка «живых картин» к произведению;
  5. составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;
  6. драматические импровизации;
  7. развернутые драматические представления.
  8. Работа с иллюстрацией

Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин. Эта работа строится по следующему алгоритму:

. Выясняем, к какой части произведения дана иллюстрация.

. Какой момент изображен?

. Прочитать слова, соответствующие иллюстрации.

. К какой части текста нет иллюстрации?

. Что мы можем нарисовать?

Так работа над иллюстрацией может плавно перейти в словесное рисование, когда ребенок словами рисует картины к произведению. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не на экране. Словесное рисование эпизода происходит в следующем порядке:

  • выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;
  • «рисуется» место, где происходит событие;
  • изображаются действующие лица;
  • добавляются необходимые детали;
  • «раскрашивается» контурный рисунок.

 Игра «Ожившая картина». 

Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная.

Методика "Наборщик"

Это тест - игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово - листопадничек.

Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.

По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:

Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 - слова просты, 0 - бессмысленный набор слов.(пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц)

Количество букв: 2 - наибольшее количество букв, названы все слова; 1 - использованы не все резервы; 0 - задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 - более 5 минут. Соответственно, высокий уровень - 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий - 3-1балл.



Предварительный просмотр:

"Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся".

(Подборка методических приёмов)

Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»

Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

-10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.

-7 баллов - ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.

-4 балла - ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.

Методика "Три слова"

Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.

Слова для работы: берёза, медведь, охотник.

Можно использовать такой прием:

Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например:

К - кикимора

А - амулет

Щ - щука

Е - Емеля

Й - йог

Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны, можно не использовать.

Прием «Напишите письмо»

Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

.Прием «Пишем сказку на новый лад»

Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.

Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.

Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.

.Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде.

Театральная творческая деятельность на уроках литературного чтения

Игра-драматизация.

Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

  1. анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
  2. чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;
  3. чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;
  4. постановка «живых картин» к произведению;
  5. составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;
  6. драматические импровизации;
  7. развернутые драматические представления.
  8. Работа с иллюстрацией

Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин. Эта работа строится по следующему алгоритму:

. Выясняем, к какой части произведения дана иллюстрация.

. Какой момент изображен?

. Прочитать слова, соответствующие иллюстрации.

. К какой части текста нет иллюстрации?

. Что мы можем нарисовать?

Так работа над иллюстрацией может плавно перейти в словесное рисование, когда ребенок словами рисует картины к произведению. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не на экране. Словесное рисование эпизода происходит в следующем порядке:

  • выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;
  • «рисуется» место, где происходит событие;
  • изображаются действующие лица;
  • добавляются необходимые детали;
  • «раскрашивается» контурный рисунок.

 Игра «Ожившая картина». 

Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная.

Методика "Наборщик"

Это тест - игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово - листопадничек.

Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.

По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:

Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 - слова просты, 0 - бессмысленный набор слов.(пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц)

Количество букв: 2 - наибольшее количество букв, названы все слова; 1 - использованы не все резервы; 0 - задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 - более 5 минут. Соответственно, высокий уровень - 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий - 3-1балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний через развитие творческих способностей

одной из цели данной работы является изучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно тех ее аспектов,  значение которых необходимо для практической деятельности в этом нап...

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей.

Как сделать учебный процесс более эффективным?...

выступление на мо на тему « Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»

доклад на тему « Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»...

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей. Выступление на ШМО.

Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не ос...

Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.

Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....