ЭССЕ к Всероссийскому конкурсу "Учитель года России - 2021"
материал

Халикова Мадина Рамазановна

  Размышляя о том, каким должен быть учитель, вспоминаю знакомую с детства философскую сказку-притчу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель Прикумья».

        Размышляя о том, каким должен быть учитель, вспоминаю знакомую с детства философскую сказку-притчу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Вот тут-то и появился Лис.

– Здравствуй, – сказал он.

– Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но
никого не увидел.

– Кто ты? – спросил Маленький принц. – Какой ты красивый!

«– Я – Лис», – сказал Лис.

– Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – Мне так
грустно...

«– Не могу я с тобой играть», – сказал Лис. – Я не приручен.

«– Ах, извини», – сказал Маленький принц.

Но, подумав, спросил:

– А как это – приручить?..

– Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – Оно означает: создать узы.

– Узы?

«– Вот именно», – сказал Лис. – Ты для меня пока всего лишь маленький
мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не
нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно
такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы
станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете.
И я буду для тебя один в целом свете...

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
– Пожалуйста… приручи меня!

– А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

– Надо запастись терпеньем, – ответил Лис. – Сперва сядь вон там,
поодаль, на траву – вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты
молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко
ближе...

         Наверное, это и есть секрет успеха настоящего педагога – стать ближе…

Почему сказка? Почему я, взрослый человек, вспоминаю строки, прочитанные в детстве? «Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочным образом, ребенок учится мыслить словами. Сказка неотделима от красоты, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, - писал В.А. Сухомлинский.И для меня сказка является тропинкой в мир детских сердец, путь учителя к успеху.

Успешным бывает только тот человек, который творчески «строит» самого себя и свою судьбу. Как выглядит «лестница успеха» для меня – учителя начальных классов?

       Слово «школа» восходит к латинской «скале» - «лестница» … Конечно, это лестница духовного восхождения личности.У каждого человека своя судьба, каждому отмерен свой отрезок времени, предначертан свойпуть успеха. Судьбу человека можно «прочитать» по КНИГЕ ЖИЗНИ, которая «выдается» ему при рождении и заполняется невидимой рукой в течение всех лет. Лестница – символ пути, движения, но … куда? Вперёд или назад? Вверх или вниз? К духовному совершенствованию или деградации? Куда ведёт моя лестница, длиною в жизнь? К идеалу, разочарованию, мудрости, печали? Куда? Какая моя лестница?!

И вот первая ступенька, которая привела меня к выбору будущей профессии.

      В детстве я, наверное, была удачливее своих сверстников. Первой учительницей была Надежда Петровна, педагог, который оставил особый след в моей душе. Это время вспоминаю с теплотой и внутренним трепетом. Внешне красивая, энергичная, уверенная в себе, всегда настроенная на успех, любимая нами, признанная коллегами, служившая авторитетом для наших родителей, она производила впечатление удачливого и счастливого человека. С каким вдохновением Надежда Петровна рассказывала нам о мире художественной литературы! Мы влюблялись в героев, восхищались красотой пейзажей. Для меня она была образцом. Казалось, что УЧИТЕЛЬ – это ее имя, которым нарекла судьба, я и представить не могла, что, как и у всех, у Надежды Петровны есть другая, обычная жизнь человека. Она стала вдохновителем и путеводной звездой в самом начале моего жизненного пути. На вопрос «Кем быть?» я всем и всегда отвечала: «Я буду учителем».  

    И я вновь поднялась, сделала шаг по лестнице успеха. Следующая ступень - это моя профессия.

     Успешно окончив Буденновский педагогический колледж, работала в детском саду, Мир широко открытых доверчивых глаз встретил радушно, но звала мечта. Тот светлый образ первой учительницы не позволял останавливаться на достигнутом. Получив высшее образование в ГОУ ВПО СГУ г. Ставрополь, я пришла работать в школу. Мне     посчастливилось быть коллегойтворчески одаренных учителей!  Работая рядом с ними, я поняла, что успех определяют влюбленность в профессию и результат упорного труда. Да, школа начинается с любви. Иначе, зачем она? Любить-значит, желая блага ребенку, отдавать все, чем ты владеешь: знания, сердце, время. Любовь к ученику требует самоотдачи. Мой путь, осознанный и единожды выбранный, -это путь, который ведет к успеху. Отдавая ученикам свою любовь, я чувствую, что они по-детски отвечают мне взаимностью: встречают возле школы, делятся самым сокровенным, стараются не огорчать, организовывают праздники! Мы становимся БЛИЖЕ…

       Мой выбор окончательно укрепился, когда я провела свой первый урок. К нему долго готовилась, но как только вошла в класс, ощутила волнение и страх. Боялась сделать что–то не так, что–то забыть или пропустить. Урок прошел, и я тогда поняла: моя мечта сбылась! И я не просто учитель начальных классов -я человек, связанный неразрывными узамис детьми, высоким долгом с малой родиной, Прикумьем.

Каждый год педагогической карьеры – важный шаг по моей лестнице!

Стремительные изменения в мире и в судьбе педагогики заставляют задуматься: могу ли Я назвать себя учителем Новой школы? Я постоянный активный участник конференций, семинаров разного уровня, региональных конкурсов и проектов, да и мои дети призёры и победители различных конкурсов. Что ещё? У меня любимая работа. Да нет же, школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить своё будущее. Учитель должен не «работать с детьми», а жить их судьбами, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. За годы, что я проработала в школе, были победы и разочарования, бессонные ночи и минуты боли, обид, но вспоминаются только добрые, согревающие душу моменты, а как же их много! Восемь лет назад я впервые переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить её стены, ставшие для меня вторым домом. Многие спрашивали, да и сама часто задавала себе вопрос: «А что меня связывает с нею, с этим краем? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? А может, их любовь ко мне?» Да, безусловно! В первую очередь, – ощущение того, что я нужна детям, что им со мной уютно и интересно.

         УЧИТЕЛЬ ПРИКУМЬЯ. Высокая миссия, высокое доверие. Урок   - это целый   спектакль, в котором учитель играет много ролей. И насколько уроки должны быть искусно срежиссированы и сыграны, чтобы каждый из них формировал настоящую личность.  Главное для успешного учителя - добиться, чтобы во время этих спектаклей у зрителей рождались чувства удивления, радости общенияи чтобы каждый из этих уроков-спектаклей не только вел детей по дороге открытий, но и наполнял душу.  И если спектакль принят зрителями– это совместный успех: успех Учителя и Ученика! Я чувствую: они смотрят на меня такими же влюбленными глазами, какими я в детстве смотрела на своих любимых педагогов. И мне кажется, что я -   их продолжение.  Успех   моих учеников – вот высшая форма благодарности мне, учителю!

Осознав это, шагнула, вот ещё одна ступень Я поняла, что не успех сам по себе является главной моей целью, а создание условий и помощь в раскрытии творческой индивидуальности ребёнка.

Уилл Хортон говорил: «Успех измеряется Вашей близостью к достижению поставленных целей, мечты и желаний. А определяется он целеустремленностью, добросовестной работой и терпением. Быть успешным человеком или не быть – решать Вам, и этот выбор – на самом деле в Вашей власти. Прочитала и поняла, что в какой-то степени — это сказано и про меня. Ведь подчас ради достижения успеха приходится жертвовать очень многим, чаще личным. Больше уделяя времени чтению методической литературы, подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, меньше оставляешь времени для своей семьи. Тот, кто привык выполнять свою работу качественно, иначе, по-моему, жить не сможет. Известный ученый Альберт Эйнштейнсказал: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл».

     Помогает ли успех в достижении других жизненных целей? Конечно, да. Он вырабатывает характер. Учителя – это люди, отличающиеся от других «каким-то вечным детством», непосредственные, творческие, ранимые. За эти годы многому научилась, многое поняла и сделала следующий шаг.

         Шагнув вперёд, я размышляю. Счастливый ли я человек? Я учитель! Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: доброта и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость наставника. Педагог учит детей, а дети, в свою очередь, – учителя. В этой жизни нет скуки, праздности – это движение вперёд.  Я чувствую себя счастливой и успешной. Уверенность в себе, любовь к профессии и моим ученикам, самоотдача и творчество – вот слагаемые моего профессионального успеха. Но есть ещё одна составляющая успешного человека – это признание.

       Признание…Что означает это слово? Это оценка по достоинству, положительное отношение со стороны детей, коллег, родителей. Быть признанной – быть нужной – чувствовать понимание, доверие и поддержку. Наверное, поэтому я решилась принять участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года России - 2021». Чтобы, в будущем оглянувшись назад и оценив пройденный путь, я смогла понять, что стала счастливой!

         Я возвращаюсь домой вечером. Иду знакомой тропинкой, а под ногами шуршат осенние листья. Из окон моего дома льется мягкий, добрый свет. Меня ждут родные и близкие люди – моя семья. Их поддержка, совет так необходимы в не совсем простой школьной жизни.

       Так почему же я всё – таки выбрала именно профессию учителя? Выбрала, потому что, взяв ребенка за руку, я могу увести его в интересный и увлекательный мир, потому что испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученики я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше.

       Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит, за мудрость, которой она наделяет меня с течением времени, за то, что заставляет двигаться вперед. Люблю школу, родное Прикумье. Что может быть лучше? Оглядываясь на пройденный путь с высоты жизненного опыта, пытаюсь понять, куда же я шла: вверх, к вершинам мастерства, или вниз, к его истокам?

        У каждого своя «лестница», свой путь, и хочется сказать молодым коллегам: «Учитель – это не профессия; это призвание, служение, судьба. Следуйте своему призванию, своему предназначению, и вы узнаете, что такое счастье!»

        Пока я не могу остановиться и сказать, что достигла вершины успеха. Это будет означать, что я добилась всего, о чем мечтала в жизни – гармонии, удовлетворения. У человека всегда должно быть стремление к чему-то, иначе он просто перестанет развиваться. Воплощать мечту в жизнь нужно уверенно, упорно и целеустремлённо! Американский драматург и прозаик Артур Миллер сказал: «Успех, вместо того, чтобы давать свободу выбора, становится образом жизни».

        Восемь лет назад я впервые переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить её стены, ставшие для меня вторым домом. Многие спрашивали, сама часто задавала себе вопрос: «Что является стимулом в работе? Любовь к детям? А может, их любовь ко мне?» Да, безусловно! Самое главное для меня – ощущение того, что я нужна детям, что им со мной уютно и интересно. Для чего нужно подниматься вверх по лестнице успеха? Это путь куда? Смогу ли быть счастливой, преодолевая его? Я поняла главное, я, как и мудрый герой из любимой философской сказки – притчи, знаю «цену своему счастью». Я точно знаю, что достичь успеха в своей профессии могу, став ближе душой своим ученикам, ведь «…мы в ответе за тех, кого приручили…», «…мы стали нужны друг другу…»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе на конкурс Учитель года России

Эссе на тему "Твори,дерзай,увлекай"...

эссе на конкурс Учитель года России

Эссе на тему "Твори,дерзай,увлекай"...

Аналитическая записка участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2016 году. Эссе " Я - учитель".

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончится его влияние.Генри АдамсТрудно привести к добру  нравоучениями, легко примером.Сенека...

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021»

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021» (номинация «Лучший учитель)....

Приказ Об организации и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2021-2022 учебном году

Приказ  Об организации и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2021-2022 учебном году...