Развитие мышления у обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР с помощью знаково-символических заместителей.
материал

Журавлева Наталия

Коррекционная работа по развитию мышления у обучающихся в умеренной умственной отсталостью и ТМНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

141091, М.о., г.о. Королёв, мкр-н Первомайский, ул. Горького, д.16

Доклад

Журавлевой Н.И.

Развитие мышления у обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР с помощью знаково-символических заместителей.

Королёв, 2018-2019 уч.год

Инвалиды с умственной отсталостью в нашей стране уже несколько лет являются объектом пристального внимания со стороны государства. И поэтому  «Программа  развития на период с 01.09.2016 по 31.08. 2020 годы МКОУ ШИ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ставит перед учителями и специалистами школы  такую задачу, как «расширение спектра возможностей реализации каждым обучающимся своего потенциала в различных сферах деятельности». В рамках «Программы  развития» каждый педагог старается приложить максимум усилий для достижения положительных результатов.

В нашей школе обучается немало детей с диагностированной умеренной умственной отсталостью и ТМНР,  которые отличаются выраженным  недоразвитием мыслительной деятельности,  препятствующим  освоению предметных учебных знаний. Механический процесс запоминания, преобладающий у данной группы обучающихся МКОУ ШИ, создаёт трудности для понимания любой предложенной ситуации,  дети с такими нарушениями не могут вычленить главное, установить причинно-следственные связи, перенести знакомое действие в новые условия.

Исходя из этого при определении направления коррекции  для обучающихся  с ОВЗ (умеренной умственной отсталостью, ТМНР), мы, как правило,   говорим о развитии мышления, что, по сути, определяет  всю коррекционную  деятельность, поскольку мышление - основа основ, процесс, с помощью которого человек решает стоящие перед ним задачи.

На помощь педагогам приходит АООП для обучающихся с ТМНР, которой предусмотрено создание специальных методов и средств  обучения. Словом, предоставляется простор для педагогического творчества.

Один из таких методов мы и хотели бы предложить вашему вниманию.

Жизнь человека, хочет он того или нет, проходит в мире знаков – условных обозначений предметов, явлений, действий. В нашем случае мы будем говорить ещё и о символах, поскольку знак обозначает содержание, а символ раскрывает его, выступает средством выявления сути чувственно воспринимаемых вещей. Это вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек выражает, обозначает какое-либо понятие (идею, мысль), предмет, действие или событие.

Обо всех знаково-символических системах можно сказать, что

  • они предназначены для передачи информации;
  • они создаются общественной практикой (социальны);
  • представляют собой единство означающего (формы знака) и означаемого (значения знака);
  • отражают действительность (объективную или субъективную);
  • могут подвергаться изменениям в результате внешнего воздействия.

Наиболее развитая и социально значимая вербальная знаковая система  - естественный язык, который выполняет важнейшие функции в деятельности человека (коммуникация, связывание всех систем знаков и т.д.). К невербальным знаковым системам относятся жесты, позы, телесные контакты и т.д. (М. Аргайл), алфавиты, многочисленные знаковые средства, обеспечивающие  практическую жизнь.

Освоение знаково-символических  систем, и как следствие, способность к  замещению  является  фундаментальной способностью человеческого ума. Именно эта способность в развитом виде обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять  символы и знаки, без которых было бы невозможно развитие человечества.

Итак, знаково-символические системы становятся заместителями, между которыми устанавливаются отношения, соответствующие отношениям тех предметов и явлений, которые эти заместители обозначают. И здесь уже возникает ситуация моделирования с использованием заместителей. То есть, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические).  Моделирование в обучении – это, согласно «Большому психологическому словарю» (ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко), одно из основных учебных действий, составной элемент учебной деятельности.

Учебная же деятельность в свою очередь  - это особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.

Моделирование как процесс умственной деятельности включает в себя три этапа:

  • замещение
  • кодирование
  • декодирование.

Первый этап - замещение -  реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Второй этап — кодирование — создание модели оригинала с помощью знаково-символических действий (заместителей). При этом необходим предварительный анализ учебного материала об исследуемом объекте или явлении, выделение его существенных признаков. Результатом данной работы является создание образа — модели.

Третий этап — декодирование — приближение к оригиналу, т.е. применение модели на практике:

  • рассмотрение использования модели для описания различных предметов и явлений в реальных условиях существования (оригинала); 
  • соотнесение результатов, полученных в процессе моделирования, с реальностью; 
  • сравнение оригинала и его модели как заместителя.

Каким образом все эти непростые мыслительные операции могут освоить дети с умеренной умственной отсталостью и с ТМНР? Вопрос вполне закономерный, поскольку, освоение знаково-символической деятельности как универсального учебного действия (УУД) предусмотрено в массовой, а не в коррекционной школе.

Обучающиеся коррекционной школы даже с лёгкой степенью умственной отсталости обладают очень слабой способностью к использованию формализованного языка и научной символики; не умеют переводить определённое содержание из одной знаковой системы в другую;  для них разделение реального и символического планов представляет большую трудность, так же как и восстановление  по знакам реальности и наоборот, выражение понятия в знаковых средствах.

Что же говорить об обучающихся с умеренной умственной отсталостью и с ТМНР, если так непросто дело обстоит у ребят, которые проходят обучение по первому варианту АООП?

И в работе с такими сложными детьми срабатывает концепция Джерома Брунера: «Ничто не может быть включено в мысль, не пройдя предварительно через наши чувства и особенно через двигательную активность, направленную на внешний мир». Три стадии, три этапа познания по Брунеру – сенсомоторное, иконическое, понятийное – были трансформированы в три ступени обучения:

  • предметная — организация предметных действий: ребенку дается в руки материал, с которым он может работать непосредственно (в нашем случае – предметно-практическая деятельность);
  • образная — дети работают с изображениями (находят соответствие);
  • символическая — дети учатся обозначать действия (или желания) символами и работать с ними.

На практике  каждый этап в случае с обучающимися с умеренной умственной отсталостью и с ТМНР может быть довольно протяжённым и несколько видоизменённым при сохранении сути из-за особенностей нарушений развития детей.  Но протяжённость временная всегда оправдывается результатом, которого достигает ребёнок.

Обучающаяся 2 б класса Даша К.(вариант II АООП МКОУ ШИ, надомное обучение)

В рамках предмета «Речь и альтернативная коммуникация», а так же коррекционно-развивающих занятий читали сказки и обыгрывали с помощью кукол сюжеты этих сказок. Причём, сначала педагог и читал книгу, и манипулировал игрушками, изображающими персонажей сказки.

Затем, оставив роль рассказчика за собой, педагог передавал право действовать с игровым материалом Даше, что девочка проделывала с большим удовольствием, правда, время от времени выходя за рамки сюжетных инструкций.

Следующая ступень – рассматривание иллюстраций, сопоставление объёмных игрушек с изображением  и определение по иллюстрациям  последовательности развития сюжета.

И, наконец, трансформация персонажей в символы - заместители и пересказ и разыгрывание (моделирование) сюжета сказки с их помощью на плоскости листа, что дало ещё одну возможность для развития пространственных представлений у ребёнка с умеренной умственной отсталостью.

 (Фото, видео)

Обучающийся 1в класса Антон А.(вариант II АООП МКОУ ШИ, надомное обучение)

В случае с Антоном А., ребёнком неговорящим, для которого сложны манипуляции с предметами в силу особенностей развития, мы никуда не ушли от обозначенных ступеней обучения, но действовали в направлении возможности коммуницирования.  Для этого в качестве заместителей были изготовлены карточки из системы PECS «Да» и «Нет».

На первом этапе учились по инструкции выбирать и захватывать большие «кирпичики» из лего-набора красного и зелёного цветов, потом предметы стали мельче, затем перешли к карточкам, но без обозначения смыслов. Главной была ситуация цветового выбора, сопутствующими – развитие координации движений, мелкой моторики.

На втором этапе  цветам было присвоено коммуникативное значение -  зелёный - «Да», красный – «Нет» - с графическим и звуковым обозначением этих слов.

Третий этап – использование карточек-заместителей для продуктивной коммуникации: Антон может отвечать на простые вопросы, чему очень рад и он сам (его нужды понимают), и его близкие (снижение агрессивности у ребёнка, пусть и частичное,  но преодоление коммуникативного барьера). (Видео)

Таким образом, практика показывает, что знаково-символические заместители и моделирование ситуаций с их участием позволяют расширить социальные  горизонты для детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР, поскольку они помогают активизировать и развивать мыслительные процессы, память и речь, словом, то, к чему стремятся все педагоги нашей школы в своей коррекционной работе.  

Список литературы

  1. АООП (вариант 2) МКОУ ШИ  в соответствии с ФГОС ОВЗ (для детей интеллектуальными нарушениями), по Программе образования  учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л. Б. Баряевой,  Н.Н.Яковлевой.-  Изд. Санкт-Петербург, 2011г.
  2. Программа развития на период с 01.09.2016 по 31.08.2020 годы. Муниципальное казённое образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)/ М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение 2017
  4. Большой психологический словарь/ Сост.и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004
  5. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении/ М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988
  6. Гаврилушкина О.П. Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект / «Культурно-историческая психология», 1/2006, стр.40-46
  7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа./ М.: Знание, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мышления у детей с умеренной умственной отсталостью

Особенности формирования мышления у младших школьников коррекционной школы....

Методическая разработка конкурса «Математический Петербург» по предметам «Математические представления и конструирование», «Наш город» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Разрабатывая этот Конкурс, мы преследовали цель: создание условий для обучающихся с умеренной умственной отсталостью возможности показать достижения в освоении учебных предметов «Математические предст...

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...

Проект на тему Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью.

Проект на тему Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью....

АООП НОО для обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью и ТМНР

Участвовала в разработке АООП  НОО для    обучающихся стяжёлой умственной отсталостью и ТМНР. Основное , что важно знать, это составить привильно структуру программы, обратить вни...

Подборка нейропсихологических игр и упражнений, направленных на формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.

На своих уроках по ФЭМП я включаю нейроигры и упражнения, для формирования математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР....

Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством нейропсихологических игр и упражнений »

Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредс...