Классный час "Литературное путешествие"
классный час (3 класс)

Богданова Наталья Ивановна

Цель классного часа: развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие игровых форм обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_puteshestvie.docx92.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

 классного часа

ТЕМА «Литературное путешествие»

Составила студентка 321 группы

_________________________________

МАОУ СОШ № 18, класс __3__ каб. № ___

Дата проведения занятия: __03.12.2019__

Смена __2__ Номер урока _________

Начало урока ________________________

ФИО преподавателя-консультанта:

Тютюнник В.Н.

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                   _____________________ дата _______

                                                  (Подпись учителя)                                                                                                    

Цель классного часа:

развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие игровых форм обучения.

Задачи:

Развивающие:

- способствовать развитию у детей познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти.

Воспитывающие:

- воспитывать умение коллективно взаимодействовать, соблюдая правила игры.

Обучающие:

- познакомить детей с понятием «фразеологизм».

Оборудование

У учителя:

У учащихся:

Образовательные ресурсы:

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Подготовительный

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по сказкам, где вам предстоит показать не только свои знания, но ещё проявить смекалку и ваши способности.

- Но, чтобы нам с вами начать, нужно проверить, все ли классы на месте. 3А класс здесь?

  • 3Б пришли?
  • 3В на месте?
  • А 3Г тут? Хорошо. А теперь давайте же отправимся в наше путешествие, и вместе откроем дверь сказок и литературных произведений.
  • Для этого нужно хором сказать волшебные слова «Сизам откройся». Давайте отрепетируем. На раз, два, три — вы кричите волшебные слова. Итак, раз, два, три!
  • Репетиция прошла на ура! Давайте же повторим волшебные слова еще раз и наконец отправимся в наше путешествие!  Раз, два, три.
  • Ой, ты слышишь, как будто кто-то плачет?
  • Да. Ребята, вы тоже слышите плачь?

Входят, плача, Мальвина и Пьеро.

- Мальвина: Пьеро, Пьеро, как же мы теперь обратно домой попадём? Мы ведь даже не знаем, где искать этот ключик.

  • Пьеро: Я не знаю, Мальвина, не знаю, – рыдает.

Ведущие удивленно переглядываются. Один говорит

  • Вы кто такие?
  • И почему плачете?

Пьеро и Мальвина подходят к детям.

- Мальвина: Здравствуйте, ребята. Вы не знаете, кто я? Я – Мальвина, а это мой друг Пьеро. У нас случилась беда: нас Карабас Барабас выгнал из сказки.

  • Пьеро: Домой, в нашу родную сказку, нам вернуться очень хочется. Но для того, чтобы попасть обратно, нам нужен золотой ключик. Но мы не знаем, где искать ключик, - снова плачут.

Вмешиваются ведущие:

- Ребята, может поможем нашим бедным героям в поисках?

- Мальвина: Отлично, тогда давайте поскорее начнем наше приключение, поскорее пройдём все испытания, и мы вернёмся домой.

  • Пьеро: На каждом испытании вам необходимо выполнить мини-задание, по завершению которого вы получите часть ключа. Пройдя все станции, вы сможете получить целый ключик. Но он будет разделен на части. Собрав его, вы узнаете послание.

Ведущий:

  • А что это я такое нашла на полу?

Герои и ведущие начинают рассматривать:

  • Кажется, это маршрутные листы для каждой команды.
  • Командиры классов, подойдите к нам и заберите маршрутный лист.

Командиры подходят, Пьеро раздаёт листы.

  • Мальвина: Давайте начнём! Прошу следовать вас за сопровождающими.

- Да.

- Сизам откройся!

- Да, Мальвина

- Да.

2. Основной

Станция «В Мире занимательной фразеологии»

- Здравствуйте, ребята.

- Если вы повесили НОС, то зарубите себе на носу, и хоть кровь из носу выполняйте правило первое: выше нос! Если вы ни в зуб ногой, и вдобавок вам что-то не по зубам то не нужно понапрасну точить зубы или же спорить зуб на зуб с теми, кто на этом деле зубы съел. Если ваш знакомый будет вам надувать в уши, не стоит развешивать уши. Лучше держать ушки на макушке, а не хлопать ушами. И заодно сказать ему: «Не надо висеть у меня на ухе! А то от твоих сплетен уши вянут». Если кто-то будет чесать языки о вашем друге, то следует наступить им на язык. И вы тут же увидите, что их как корова языком слизала.
         - Ах! Что же это такое? Что ты такое говоришь? Я не понимаю тебя! Ребята, а вы понимаете?

- А что интересного вы заметили?

- А что же тогда значит «повесить нос» или «хлопать ушами»?

          - Повесить нос – значит загрустить. Интересно, правда? Два несочетаемых слова имеют совершенно другой смысл. Это называется фразеологизмом.

- Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос». Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое. Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора. Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл. Например:

  1. Баклуши бить – бездельничать;
  2. Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами;
  3. Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко;
  4. Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать.

- Мы предлагаем сыграть вам в игру. На экране будет картинка, по которой вам нужно назвать какой фразеологизм там изображён. А также, если вы знаете значение, то можете сразу озвучить его. Внимание на экран!

  1. Плясать под чужую дудку - подчиняться кому-нибудь, действовать по чьему-либо внушению, следовать чужой воле;
  2. Льёт как из ведра - о продолжительном или сильном дожде;
  3. Писать, как курица лапой -  писать плохим неразборчивым почерком;
  4. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь - если возьмешься сразу за несколько дел, не добьешься результата ни в одном;
  5. Дело в шляпе - об успешном завершении чего-либо;
  6. Делать из мухи слона - сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.
             - Вы большие молодцы! Для выполнения следующего задания нам необходимо будет разделить вас на 2 группы. Сейчас я вам раздам карточки. На них будут написаны предложения, в которых вам необходимо будет найти фразеологизмы и предложить вариант что они обозначают.

Карточка команды №1.

Если вашему знакомому медведь на ухо наступил (нет музыкального слуха), а он увяз по уши в музыке (полностью увлечен) и своими песнями уже прожужжал уши (надоел), не стоит навострят уши (прислушиваться), иначе можно растерять уши (заслушаться). Просто эти песни пропустите мимо ушей (не обращайте внимания). Он подумает, что вы туговаты на ухо (плохо слышите) и отстанет.
         Карточка команды №2.

Если кто-то захочет вам пустить пыль в глаза (составить о себе ложное впечатление) или начнет стрелять глазками (игриво поглядывать), или даже замазывать вам глаза (обманывать), то не надо хлопать глазами (бездействовать). Посмотрите правде в глаза (трезво оцените его), и, не моргнув глазом, скажите ему в глаза (открыто): "У вас дурной глаз" (взгляд дурного человека).

Станция «В мире сказок»

-Здравствуйте, ребята. На нашей станции мы поговорим про сказки и их героев. Кто знает, что такое сказка?

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы.

Для того чтобы наша станция проходила организованно, мы разделим вас на две группы.

Станция «Найди героя»

Необходимо найти и выделить героев сказок. 1 правильно найденный герой 1 балл.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/26/s_5cc32fa73dae1/1147521_2.jpeg

Станция «Сказочный алфавит»

А - Алёнушка, Айболит

Б - Буратино, Базилио

В - Винни-Пух

Г- Герда

Д - Дюймовочка

Необходимо на каждую букву написать персонажей и вспомнить из какого произведения. За каждого правильного персонажа 1 балл.

Станция «Сокровища народов»

- Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать вас на нашей станции «Сокровища народов»

- Мы очень хотим с вами поиграть, а вы хотите? Но чтобы начать игру, надо послушать небольшое четверостишие:

Однажды деревянный дом

Сносили в тихом переулке,

И дети, в старом доме том,

Нашли сокровище в шкатулке

(Один ведущий читает, второй после двустишия достает золотую шкатулку)

- Ребята, что же это такое? Вы правы, но это необычная шкатулка, она с очень интересным кладом, а с каким – сейчас узнаете сами.

- Ваша задача: по очереди доставать клад, но делать это мы по считалочке. Кто знает, что такое считалка? А кто хочет помочь нам и по считалочки определить, кто будет первым клад доставать?

(Один ученик считает, и таким образом выбирают того, кто первый достаёт клад из сундука)

Содержимое шкатулки: 3 загадки (1- матрёшка; 2- книга; 3-ёж)

1.В разряженной Девице

Перепряталась сестрицы.

Что это такое? Как она выглядит?

2.Кто говорит молча?

Что это такое? Чем бывает наполнена?

3. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

Что это за зверь? Опишите его.

4 пословицы:

1.Родина- мать, умей…

Продолжи пословицу. Объясни, как ты понимаешь её смысл

2.Под лежачий камень и вода…

Продолжи пословицу.  Как ты понимаешь эту пословицу?

3.Где смелость, там и победа.

Что означает эта пословица? В каких случаях её можно употребить?

4.Поспешишь -людей насмешишь.

О чём говорит эта пословица? В каких ситуациях её можно употребить?

2 детских дразнилок

1.Вредина- вреден! До дыр проедена,

Кое – как одета, твоя песня спета!

Как ты понимаешь смысл? Можно ли так говорить?

2.Сплетница, сплетница не споткнись на лестнице!

Что ты думаешь об этой дразнилке? Можно ли так говорить?

1 прибаутка

Стучит, бренчит на улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке-

Туда же по дорожке.

- Куда, Фома, едешь,

Куда погоняешь?

- Сено косить.

-На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- На что тебе молоко?

- Ребяток поить.

- Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?

- К медведю на свадьбу,

Медведь – то мне дядя,

А медведица – то тётка

Что такое прибаутка? Разыграйте с друзьями прибаутки, как в театре. Распределите роли. Обсудите характеры героев. Прочтите, соблюдая необходимую интонацию.

1 потешка

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь?

Ване спать не даешь?

Какие слова помогают тебе представить петушка? Какой он?

После каждого вытаскивания клада спрашиваем детей: кто еще хочет посчитать?

Если никто не захочет, считаем сами

Наводящие вопросы к:

1.Прибаутка- что такое прибаутка? (это забавная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь)

2.Поговорка - что такое пословица, а что такое поговорка? (Пословица - мудрость// Поговорка- цветочки// Пословица- ягодки). Чем отличается пословица от поговорки? (Пословица – целое предложение со смыслом, а поговорка – лишь красивая фраза)

3. Загадка - а какие загадки знаете вы?

4. Дразнилка - какие дразнилки знаете вы? Когда их можно говорить?

- Какие умные дети к нам пришли. Так активно и хорошо отвечали.

Соня, обращаясь к Илоне: что же, дадим им частичку ключика?

Илона: конечно. Ведь они так старались.

Даем им часть ключа.

- До свидания. Удачи вам.

Станция «Ключик и Замочек»

- Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы понять, о чём мы с вами будем говорить, я предлагаю вам прослушать небольшую притчу:

Поругались ключ и дверной замок, и никто из них первым мириться не хочет.

«Как это так? — думает ключ. — Без меня этот замок — простая железка!»

А у замка своё мнение на этот счёт.

«Сломается этот ключ, и без него мне быстро другой подберут!»

Люди ждали-ждали, да и вставили в дверь новый замок.

А старый с ключом осмотрели и ничего не поняли: целый, должен работать. Но не работает!

И сдали обоих на металлолом...

- Что вы можете сказать по этому поводу? Может ли ключик быть один, без замка? А может ли замок без ключика? Правильно, не может, как вы уже заметили, на столе лежат несколько замков, которые потеряли свои ключи. Сможете ли вы найти пары и открыть замок? Прекрасно! О нет, как я могла забыть, так просто эти замки не открываются, они же волшебные. Чтобы их открыть, придётся отгадать загадки и ответить на вопросы. Это ведь так сложно! Как вы думаете, вы справитесь? Сейчас мы это проверим!

- Ваша задача состоит в том, что вы выбираете замок, который хотели бы открыть, потом я прочту небольшое описание героя, а вы должны понять о ком же идёт речь? После того, как вы отгадаете, вы должны будете найти ключ, на котором написан ответ, на заданный вопрос. Ну что попробуем? Какой замочек будет первым?

1. Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя, священника и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже украшает. Однажды она погналась за Белым кроликом и оказалась в Чудесной стране. Кто это? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес».)

2. «Весёленько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава да цветы лесные. На березе уже листочки зашумели. А она того больше старается, припевать стала…» Кто это? (Огневушка-поскакушка. П. Бажов «Огневушка-поскакушка».)

3. «Между тем росла, росла поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.» Кто это? (Царевна. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

4. «Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.» Кто это? (Зверь лесной, чудо морское. С.Аксаков «Аленький цветочек».)

5. «Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прекрасна и нежна, но изо льда…, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.» Кто это? (Снежная королева. Г.Х.Андерсен «Снежная королева».)

6. «Лицо Головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всём лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип.» Кто это? (Гудвин Великий и Ужасный. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

7. Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором театра. (Буратино. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

(Дети открыли все замки, но остался последний с частью ключа)

- Перед вами предстоит последняя задача, вы должны отрыть коробку, но просто так она не откроется, к ней тоже нужен своеобразный ключик. Сейчас один из вас прочитает вопрос, который написан на коробке, а все про себя подумают: какой же будет ответ? После все положат одну руку на коробку и громко и чётко произнесут ответ.

Вопрос: Из какого материала была изготовлена самая первая «книга»? (камень)

-Здравствуйте.

- Нет/да.

- Часто употребляются слова «зуб», «нос» «уши», «язык».

- Мы не знаем/это значит грустить.

- Да.

Шкатулка, клад, сокровище

- Это когда стишком распределяют что-то, выявление водящего.

3. Заключительный

Пьеро ходит и плачет, дети, которые прошли станции, подбегают к Пьеро и составляют ключ.

После того, как все команды собрали свои ключи:

- Мальвина: Ребята, так здорово получилось. Кажется, на ваших ключиках есть послание. Давайте сейчас каждая команда по очереди прочтет их.

- Пьеро: в этих словах спрятался огромный смысл, ребята, попробуйте объяснить.

Хорошая книга ярче звёздочки светит.

Ум без книг, как птица без крыльев.

С книгой жить – век не тужить.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Когда последняя команда заканчивает объяснять, Пьеро и Мальвина начинают медленно уходить.

- Пьеро: Дверь в сказку открылась, спасибо вам, ребята, мы наконец- то попадем обратно.

- Мальвина: вы настоящие друзья, до свидания!

Мальвина и Пьеро убегают.

 Ведущие:

- Вот и убежали наши герои домой, в сказку.

- Ты не думаешь, что они забыли сделать кое-что важное?

- Что же это?

- Наградить наших участников!

- Так давайте это сделаем мы. Итак, за активное участие в Литературной игре объявляется благодарность 3А, 3Б, 3В, 3Г классам

Идет награждение.

- Что ж, вы все молодцы, активно участвовали

- Мы не прощаемся с вами, а говорим:

Вместе: До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час Путешествие в страну чистоты и порядка

Классный час учит детей быть всегда чистыми и аккуратными, дружить с мылом, расчёской и зубной щёткой....

Классный час "Путешествие в страну Здоровья"

В игровой форме детям рассказывается о врете курения, алкоголизма. Сообщаются интересные сведения о пользе правильного питания....

Классный час "Путешествие в страну Здоровья"

В игровой форме детям рассказывается о врете курения, алкоголизма. Сообщаются интересные сведения о пользе правильного питания....

Классный час "Путешествие по городам страны Здоровья"

Цели и задачи: формирование навыков здорового образа жизни...