Внеурочное занятие по русскому языку «Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»»
план-конспект занятия (4 класс)

Богданова Наталья Ивановна

Цель занятия: Закрепить знания учащихся об устаревших словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustarevshie_slova.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

Внеурочного занятия по русскому языку

«Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»»

Составила студентка331 группы

Богданова Наталья Ивановна

МАОУ СОШ №класс 4  каб.

Дата проведения занятия: 08.12.20.

Смена Номер урока

Начало урока:

ФИО преподавателя-методиста:

Растворова Татьяна Алексеевна

Допущена к проведению внеурочного занятия

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

        

План конспекта внеурочного занятия

Тема занятия: Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»

Форма проведения: индивидуальная, парная

Цель: Закрепить знания учащихся об устаревших словах.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с термином «Устаревшие слова»
  2. Познакомить со значением некоторых устаревших слов
  3. Развивать речь учащихся, расширять словарный запас.

Планируемые результаты:

Личностные:

проявлять интерес к новому материалу

стремиться к приобретению новых знаний

управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

Коммуникативные:

уметь слушать собеседника

формулировать собственное мнение и позицию

вступать в диалог с одноклассниками и учителем при работе в парах

Регулятивные:

контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в парах;

уметь проводить рефлексию собственной деятельности

Познавательные:

учить извлекать устаревшие слова из текста

способствовать развитию умения аргументировать

Оборудование и материалы: мультимедиа (компьютер, проектор), наглядный материл (карточки с заданиями.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы обучения

Формируемые УУД

Организационный этап

1 минута

- Здравствуйте ребята. Садитесь. Меня зовут Наталья Ивановна и сегодня я проведу у Вас внеурочное занятие по русскому языку.

-Вы готовы к нашему занятию?

Готовы

Личностные:

управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Актуализация

Знаний

5 мин

-Ребята, мне почтальон сегодня передал вот такую посылку. На ней подписано для 4 класса. Что же там? (достаю)

-В ней какой-то сундучок, а в нем какие-то слова, давайте их прочитаем. (на доске вывешиваются карточки со словами: керосиновая лампа, чело, лапти, голбец)

-(Имя ученика), прочитай первое слово. (Аналогично с другими словами)

-Ребята, вам понятны эти слова? Можете объяснить, что они обозначают?

-Как вы можем назвать эти слова?

-А вы употребляете такие слова в своей речи?

-А как вы думаете, кто использовал в речи такие слова?

-Возможно, нам этот сундучок передали наши бабушки и дедушки.

Читают слова с доски

Ответы детей

Старые, древние, устаревшие

Нет

Наши бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки

 

Личностные:

проявлять интерес к новому материалу

стремиться к приобретению новых знаний

Основной этап Открытие нового знания

30 мин

Постановка темы и цели урока урока

Первичная проверка понимания новых знаний

Проверка полученных знаний

Физминутка

Закрепление имеющихся новых знаний

Контроль усвоения новых знаний

-Как же правильно называются такие слова?

-(Имя ученика), прочитай со слайда определение. (слайд 1)

- В русском языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?

-С чем будет связано наше сегодняшнее занятие?

-Какую цель мы перед собой поставим?

-Ребята, давайте представим, что у нас есть машина времени, и мы с вами перемещаемся в прошлое. Путешествовать мы будем по разным станциям. (звучит музыка из былины)

-И первая станция называется «Бабушкин сундучок». Нам предстоит с вами объяснить значение слов из сундучка.

(дети по очереди рассказывают значения слов, если появляются затруднения, то на слайде появляется картинка к этому слову)

-(Имя ученика), как ты думаешь, что такое керосиновая лампа?

Керосиновая лампа — светильник, работающий на основе сгорания керосина. (слайд 2)

(Аналогичная работа проводится с другими словами)

Чело-лоб, часть головы (слайд 3)

Яства- еда, кушанье (слайд 4)

Голбец-отгородка или чулан в крестьянской избе (возле русской печи) со спуском в подполье. (слайд 5)

-Молодцы!

-Интересные слова были у наших бабушек?

-Ребята, мы прибыли на следующую станцию, которая называется «Найди меня».

-У вас на партах карточка с текстом, вам необходимо в паре со своим соседом по парте в тексте найти устаревшее слово и подумать над тем, что оно обозначает. (В случае, если ребенок дает неверное определение слову, учитель говорит, что его определение интересное, но правильнее будет звучать так…)

Текст:

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой

Молча лен прядет.

Избу освещает

Огонек светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца.

Слова:

Лапти- низкая обувь, распространённая в Восточной Европе и на Руси в старину. (слайд 6)

Прялка-приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. (слайд 7)

Прясть- скручивая , делать нити. (слайд 8)

Изба- деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности (слайд 9)

Светец — приспособление для укрепления горящей лучины. А лучина-это тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.

-Молодцы, вы справились с этим заданием.

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели-вновь за дело.

-Ребята, мы подошли к следующей станции, которая называется «Соедини меня». На ней вам необходимо в паре с соседом по парте к левому столбцу подобрать соответствующий синоним, который находится в правом столбце.

Бры-брови

Зеница-зрачок

Ланиты-щёки

Перст-палец

Выя-шея

Око-глаз

Уста-губы

Вежды-веки

- Молодцы, как вы уже убедились, что даже части человеческого тела заменены на новые, привычные нам слова.

-Мы подошли к станции, которая называется «Найди лишнее». Как вы поняли из названия, то вам необходимо в каждой строчке найти лишнее слово и объяснить почему.

Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

Пальто, плащ, шуба, кафтан.

Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Нос, рот, очи, уши. (слайд 11)

-Молодцы, вы выполнили задание правильно.

-Мы подошли к  станции, которая называется «Русские пословицы». На ней вам необходимо найти в пословице устаревшие слова, и заменить их современными словами-синонимами и назвать новые предложения с этими словами. (слайд 12). Отвечаем по очереди, по поднятой руке.

1. молчится-говорится

2. млад-молод

3. око-глаз

4. кошель-кошелек

5. грош-очень низкая цена (очень мало)

6. зеница ока-зрачок глаза. Относиться очень бережливо

7. тороватый-щедрый

8. прореха-дыра

9. мал-маленький

10. перст-палец

11. потеха-забава развлечение

-Вот мы подошли к последней станции, которая называется «Кто куда». На ней вам необходимо распределить устаревшие слова по группам.

Еда: кулебяка, коврига,

Посуда: лохань, ступа, квашня, корчага, ушат,

Одежда: кафтан, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк,

Женские головные уборы: кокошник, повойник

Читает определение со слайда

Потому что меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, вместе с ним уходит и слово.

С устаревшими словами

Узнаем какие слова относятся к устаревшим и узнаем из значения.

С Устаревшими словами

Побольше узнать о таких словах, узнать значения слов

Ответы детей

Да

Ищут устаревшие слова в тексте и определяют их значение

Выполняют физкультминутку

Подбирают к устаревшему слову синоним

Находят из ряда слов одно лишнее

Словесный метод

Наглядный метод

Прием: работа с текстом

Наглядный метод

Прием: «убери лишнее»

Коммуникативные:

уметь слушать собеседника

Коммуникативные:

вступать в диалог с одноклассниками и учителем при работе в парах

Познавательные:

Учить извлекать устаревшие слова из текста

Регулятивные:

контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в парах;

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные:

способствовать развитию умения аргументировать

Рефлексия

5 мин

Закончим наше занятие интересным заданием, которое называется «Все в твоих руках». (используется слайд- рисунок ладошки)

Возьмите альбомный лист, где обведена ваша левая рука. Каждый палец-это какая-то позиция, по которой нужно высказать свое мнение по -нашему занятию, закрасив пальчики в соответствующие цвета, которые указаны на доске.

-Поднимите свои ладошки над головой.

-Какие интересные ладошки у нас получились.

На этом наше занятие закончилось. До свидания!

Рисуют ладошки на альбомном листе

До свидания

Регулятивные:

Уметь проводить рефлексию собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс. Знакомство со словарным словом ВОКЗАЛ

Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии....

Разработка урока по русскому языку 2 класс на тему "Устаревшие слова"

Автор:  Кичигина Галина Григорьевна, учитель начальных классов.Образовательное учреждение:  МБОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа»Предмет:  русский язык,  УМК «Начал...

Внеурочное занятие по русскому языку "Тема текста. Опорные слова". 3 класс. "Планета Знаний".

Предложенное занятие возможно использовать на внеурочных занятиях и на уроках. Главная цель - обобщение знаний по теме "Тема текста"...

"Душа слова"- внеурочное занятие по русскому языку

Цели: 1) Образовательная: создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, о...

Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе Удивительный мир слов

Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе Удивительный мир слов...