МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья

Клинцова Олеся Петровна

В статье рассматривается проблема организации исследовательской работы детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется методам, которые можно применять в ходе осуществления исследовательской работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в статье рассматривается проблема организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется методам, которые можно применять в ходе осуществления исследовательской работы.

Ключевые слова: начальная школа, младший школьник, исследование, работа, методы, наблюдение, эксперимент, интерес, деятельность.

Современная система начального образования ставит перед собой новые цели и задачи, реализация которых будет способствовать формированию новой творческой и креативной личности младшего школьника, активного участника и субъекта образовательных отношений.

Одним из эффективных способов достижения данной цели является проведения научно-исследовательской работы среди учащихся начальной школы.

В своей статье, под исследовательской деятельностью в начальной школе мы будем понимать работу, осуществляемую младшим школьников, имеющую определенную творческую, научную или познавательную цель, задачи, методы и результатом которой является получение определенного продукта [1].

Потенциал исследовательской работы достаточно высокий, ведь именно она помогает добиться следующих результатов:

  • развитие научного потенциала младших школьников,
  • формирование у учащихся начальной школы не просто умений и навыков, а компетенций,
  • становление и развитие таких навыков и качеств как рефлексия, самоанализ, навык оценки,
  • развитие самостоятельности и личной инициативы,
  • формирование познавательного и исследовательского интереса,
  • реализация принципа связи обучения с жизнью.

При реализации и осуществлении исследовательской деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого-педагогическую характеристику возраста младших школьников, их способности и реальные возможности.

Во-первых, ученик должен быть готов к проведению исследовательской работы. Лучше всего для этого подойдут учащиеся 3-4 классов.

Во-вторых, тема исследования должна быть интересна самому школьнику. Реализуется это требование достаточно просто, по причине того, что к 3-4 классу у ученика уже есть предметы, которые в наибольшей степени ему понятны и интересны.

В-третьих, выполнение исследовательской работы должно проходить по четкому алгоритму в соответствии с логикой осуществления научного исследования. Для этого определяется тема работы, ее актуальность, подбирается необходимая литература, методы исследования.

   Остановимся подробнее на основных методах, которые можно применять в ходе проведения исследовательской работы в начальной школе. При этом рассмотрим именно эмпирические методы исследования.

В начальной школе наиболее доступным эмпирическим методом, в ходе проведения исследовательской работы, является наблюдение. Данный метод может быть использован при написании работ по следующим дисциплинам: окружающий мир, изобразительное искусство, технология и пр.

Следующим эмпирическим методом является беседа. С ее помощью возможно ведение диалога по заданной теме со специалистом или субъектом исследования. Данный метод может применяться на всех учебных дисциплинах в начальной школе.

Далее обратимся к такому методы эмпирического исследования как эксперимент. Для его реализации необходимо сформулировать гипотезу, а затем проверить ее путем создания специальных условий для объекта исследования.

В той или иной форме эксперимент может применяться во всех учебных дисциплинах начальной школе. Однако наиболее зрелищные и интересные эксперименты младший школьник с помощью педагога может реализовать по учебному предмету «Окружающий мир».

При выборе метода эмпирического исследования стоит помнить, что его реализация должна быть возможна для возраста младшего школьника, а также интересна, чтобы исследовательская работа не выполнялась формально.

Таким образом мы можем заключить, что использование исследовательской работы в начальной школе способствует интеллектуальному, познавательному, творческому и личностному развитию младшего школьника. Исследовательская деятельность позволяет решить основные цели и задачи, которые ставит перед начальной школой государство и современное общество.

При этом стоит учитывать специфику возраста и возможностей младших школьников, а также осуществлять подбор темы исследования в соответствии с личными интересами и предпочтениями учащегося.

В исследовательской работе стоит использовать наиболее доступные и интересные методы эмпирического исследования, подбирая наиболее удачные для каждой конкретной учебной дисциплины.

Список литературы

  1. Хабибуллина, Ф. Г. Проектно-исследовательская работа в начальных классах / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 100-103.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Теоретические основы организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе.  Определение понятия «одаренный ребёнок».               ...

Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе

Современное общество через систему образования, где школа является основным звеном, выдвигает всё новые требования к личности. Одним из таких требований является способность мыслить и действовать твор...

Исследовательская работа: «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Изучение и анализ использования здоровьесберегающих технологий в контексте начального общего образования. Цель работы: изучить и практически обосновать эффективность применения здоровьесберегающих тех...

Методика работы над исследовательским проектом в начальной школе

В качестве примера рассматривается работа по исследованию микроклимата классного помещения учащимися и влияние данного микроклимата на процесс обучения....

Исследовательская работа Школьная научно-практическая конференция начальной школы «Первые шаги» "Изготовление бумаги" Автор: Мархандаева Анастасия,ученица 4Г класса, МАОУ СОШ №26. Руководитель: Пинюгина Ольга Александровна

Предлагаю Вашему вниманию исследовательскую работу "Изготовление бумаги". Исследования проводила Мархандаева Анастасия,ученица 4Г класса, МАОУ СОШ №26. Работа участвовала в ШНПК ...