Игровые технологии на уроках в начальной школе «Необычные способы проведения уроков математики»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Попович Лариса Григорьевна

Скучная и «сухая» наука… К сожалению, именно так большинство школьников относится к математике. Интерес к предмету угасает под гнетом однообразных, объемных и довольно сложных заданий. Ситуацию можно исправить: практика показывает, что применение на уроках математики необычных заданий не только снижает утомляемость, развивает творческие способности детей, но и мотивирует их на обучение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_uroke_matematiki.docx414.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках в начальной школе

«Необычные способы проведения уроков математики»

Скучная и «сухая» наука… К сожалению, именно так большинство школьников относится к математике. Интерес к предмету угасает под гнетом однообразных, объемных и довольно сложных заданий. Ситуацию можно исправить: практика показывает, что применение на уроках математики необычных заданий не только снижает утомляемость, развивает творческие способности детей, но и мотивирует их на обучение. Это не значит, что изучение математики должно стать бесконечной чередой игр и забав. Но каждый учитель может, используя фактор занимательности, приобщить детей к творческому поиску, вовлечь их в активное сотрудничество, пробудить любознательность.

Необычные задания для уроков математики не позволяют школьникам овладеть предметом «легко и просто». Такие упражнения — это возможность сделать учебный процесс интересным для детей.

Примеры необычных игровых заданий для уроков математики:

Математический кроссворд

Применение кроссвордов — один из методов, помогающих запоминанию математических терминов. Человек лучше усвоит материал, который вызвал его интерес. Детям нравится разгадывать кроссворды, поэтому сложные понятия запоминаются как бы сами по себе, произвольно, в результате волевой и умственной деятельности во время поиска правильных ответов.

Кроссворды на уроках математики используются при повторении и закреплении материала, для индивидуальной и фронтальной работы с учениками на разных этапах урока.

           Рекомендации по применению кроссвордов:

Кроссворды бывают цифровые и текстовые. В первом случае необходимо, решив примеры или задачи, записать результат вычислений в подходящие клетки. Второй вариант состоит из вопросов по математической теории. В обоих вариантах предполагается, что значения в пересекающихся клеточках будут совпадать.

 Не делайте слишком сложные задания. Все вопросы должны быть предельно понятны, но не элементарны.

 К одному и тому же кроссворду задания можно написать несколько разных вариантов заданий.

 А также при разгадывании кроссвордов нужно учитывать индивидуальные особенности учеников (возраст, уровень подготовки). С карточками, которые состоят из одних вопросов, справятся сильные ученики. Более слабым школьникам предлагаются те же вопросы, поданные в зрительной форме с опорой на наглядность.

  Работа с кроссвордом может быть фронтальной. В таком случае сетка чертится на доске или выводится на экране. Дети по очереди выходят и вписывают нужные термины в клеточки.

Интересные задачи

Занимательной считается задача, содержащая необычные элементы или в форме подачи задания, или в сюжете, или в методе решения, или в наглядном материале к задаче. Иногда необычность заданий для уроков математики заключается в неожиданном ответе или создании игровой ситуации во время ее решения.

Простые, необъемные задачи используются в начале урока или в конце занятия. Их цель — сконцентрировать внимание, создать положительный настрой в детском коллективе.

Типы  необычных задач на уроках математики

Задание со сказочным героем. В урок вводится какой-либо персонаж, который ищет решение задачи, показывает фокус и так далее. Например: Помогите Незнайке решить задачу.

                       

    Задания, в процессе решения которых дети узнают какие-то интересные факты.

     За 1 минуту через человеческий мозг протекает приблизительно 750 мл крови. Сколько крови протечет через мозг за сутки?

     Глоток воды — это много или мало? Измерения показали, что мужчина глотает в среднем 21 мл жидкости, а женщина на ⅓ меньше. Сколько глотает за 1 раз женщина?

Нестандартная запись, чертеж, схема.

      «Магические» квадраты. Это квадратная таблица, построенная из чисел (выражений) таким образом, что суммы чисел (выражений) в каждой строке, в каждом столбце и в каждой диагонали равны одному и тому же числу (выражению).

Магический квадрат

Один из вариантов магического квадрата

                                     

Магические квадраты можно разнообразить: использовать не просто числа, а костяшки домино; изобразить квадрат на фоне какого-то животного или предмета: например, на панцире черепахи или парусе судна, а также изобразить рядом с квадратом какого-то мага или волшебника.

Задачки на сообразительность.

         Как с помощью 5 единиц и одного математического знака записать число 100? (Ответ: 111 – 11 = 100)

         Задачи в стихах, задачи-шутки, логические задачи.

             

Дидактические игры

          На уроке игра выполняет те же функции, что и необычная задача. Они обучают, воспитывают и развивают.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока неодинакова. Если дети усваивают новый для них материал, то возможности игровых занятий значительно уступают более традиционным формам обучения. Разумно организовать игру при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Математическое лото

В специальном конверте детям предлагается набор карточек (одна большая и остальные маленькие). Как правило, маленьких карточек с упражнениями больше, чем изображено ответов на большой карточке.

Школьник достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя между рядами, легко оценит результат работы ребенка.

Викторина

Викторина — это игра, во время которой дети отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.

Игра проводится в начале урока — при отработке навыков устных вычислений, в середине урока — при проверке усвоения нового материала, в конце урока — при проверке знаний и умений учеников. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности ребят.

Если кабинет математики оснащен проектором, то задания удобно показать на экране. Более трудоемкий процесс — подготовить карточки с таблицами или чертежами.

Ответ на вопрос дается сразу. При оценивании учитывается не только правильность, но и скорость решения.

Детям, ответившим на вопрос, учитель может выдавать жетоны или медали, также медали можно выдать и в конце урока. Дети, набравшие большее число жетонов за время игры, получают положительные оценки.

Интерактивные презентации

Презентации с элементами игры хорошо использовать на уроках закрепления и обобщения знаний, а также в качестве разминки в начале урока открытия новых знаний.

Интерактивные презентации-тренажеры можно использовать на уроках отработки знаний и навыков: в игровой форме детям гораздо проще и интереснее выполнять однотипные задания.

Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений

Решение творческих задач.

Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: Монгольская игра «Танграм» (составление прямоугольника из треугольников и четырёхугольников). Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

Задачи в стихотворной форме. При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности. Задачи такого типа используются при изучении таблиц сложения, вычитания, умножения и деления.

Математические игры. Смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений или аналогичных им.

Задачи в занимательной форме. Активизируют умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Главное в том, что дети учатся анализировать условие задачи, рассуждать, привыкают отвечать не учителю, а классу, выражая своё мнение: «Я думаю», «Я хочу добавить», «Я не согласен с ним». Умение ставить вопросы, побуждает детей использовать знания в новой ситуации.

Работая в школе, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке является игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций.

Применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое.

Сама новизна предлагаемой умственной работы требует интуиции, своеобразной умственной инициативы. Ребёнку предстоит открыть много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

Думаю, что такой деятельностью является познавательная творческая деятельность. Потому что в её основе лежит реализация и развитие познавательных интересов ребёнка. Я считаю, что каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы развития творческих способностей познавательных интересов. И что у каждого учителя есть возможность дойти до сердца каждого ученика и попытаться раскрыть его творческие способности.

Где взять интересные задачи по математике?

Математика — это тот предмет, по которому занимательные задачи можно найти и в книжных магазинах, и в периодической печати, и на интернет-сайтах.

Вот только некоторые книги по теме:

1. Математика. 1-4 классы. Занимательные задачи для младших классов. Лилия Веревкина, Екатерина Страусова.

2. Занимательные задачи по математике | И. И. Баврин, Е. А. Фрибус.

3. 700 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике. 5-6 классы. Эдуард Балаян.

4.Математика. Занимательные сказочные задачи на уроках в начальной школе. Нина Максименко.

 5.Теория графов в занимательных задачах. Олег Мельников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. (Умная игра на уроке)

Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных...

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Предлагаю Вашему вниманию выступление на РМО учителей начальной школы и компьютерную презентацию к нему....

«Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в начальной школе»

В докладе описываются элементы здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного, которые можно применятьна уроках в начальной школе, а также приведены паримеры игр, способствующих укреплению и сохранени...

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС

Современные технологии проведения в начальной шклое с учетом требования ФГОС...

Игровые технологии "Необычные способы проведения уроков математики"

Необычные задания для уроков математики позволяют школьникам овладеть предметом легко и быстро. Введение в обучение таких упражнений - это возможность сделать учебный процесс интересным для детей....