Программа внеурочной деятельности "Планета загадок"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Задачи программы:

1. Формировать представления об образе Земли как уникальном природном доме человечества; интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;

2. Обучать учащихся работать с  детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой.

3. Развивать  воображение и эмоциональную  сферу учащихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ПЛАНЕТА ЗАГАДОК»

Для начального общего образования

Срок реализации – 4 года

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование программы

«Планета загадок»

Направление

Общеинтеллектуальное направление

Форма

Кружок «Планета загадок»

Составитель программы

Самуйленко Марина Васильевна

Учитель начальных классов

Целевая группа

Учащиеся (6) 7 – 11 лет

Цель программы

      Формирование устойчивого познавательного интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.

Задачи программы

1. Формировать представления об образе Земли как уникальном природном доме человечества; интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;

2. Обучать учащихся работать с  детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой.

3. Развивать  воображение и эмоциональную  сферу учащихся.

Принципы программы

 Принципы:

  • Непрерывность образования.
  • Развитие индивидуальности каждого ребёнка.
  •  Единство и целостность .
  • Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.

Сроки реализации

4  года

Режим занятий

1 занятие в неделю по 35 минут

Ожидаемые результаты

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в              значимой мотивации на способы поиска ответов на поставленные вопросы, умение работать со справочной, энциклопедической  и научно-популярной  литературой, умение её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия.

Формы подведения итогов реализации программы

Архивирование творческих работ учащихся, накопление материалов по типу «портфолио». Проектная деятельность.

Пояснительная записка

Место курса «Планета загадок» в учебном плане

Занятие проводится 1 раз в неделю. В 1 классе 33ч. в год (33 уч. недели). Занятия по 35 минут.

Во 2 – 4 классах 34 часа в год (34 уч.недели). Курс ориентированный. Осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами окружающего мира, удовлетворяет познавательный интерес школьников, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок»  является формирование следующих умений:

У выпускника будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  •  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-ознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок»  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные УУД

Выпускник научится:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
  1. Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (рисунков, схем).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  •  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  1. Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Чтение. Работа с информацией

Выпускник научится:

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
  • осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, освоения и использования информации;
  •  использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
  •  работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема);
  • составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу;
  • описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака;
  • по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.;
  • группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака;

Выпускник получит возможность научиться:

  • хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т. п.);
  • создавать небольшие собственные письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Содержание курса внеурочной деятельности «Планета загадок» 1 – 4 класс

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю по 35 минут:

1 год обучения – 33 часа;

2 год обучения – 34 часа;

3 год обучения – 34 часа;

4 год обучения – 34 часа;

Итого – 135 часов.

1 год обучения (33 ч.)

Введение (1 ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

1.Тайны за горизонтом (4 ч)

Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце?

Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?

Практические работы с картой.

2.  Жили-были динозавры... и не только они (4 ч).

Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?

Почему люди не летают?

Какое животное первым появилось на суше? Крокодилы.

Как черепахи дышат под водой?

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: геологический или краеведческий музей.

3.  Тайны камней (4 ч).

Когда были открыты драгоценные камни?

Что такое песок?

Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

Как образуется золото?

4.  Загадки растений (5 ч).

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)

Почему крапива жжется?

Как растет банановое дерево?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

5.  Эти удивительные животные (3 ч).

Потомки волка.

Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, краеведческий или  зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6.  Планета насекомых (4 ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

Как пауки плетут свою паутину?

Что происходит с пчелами зимой?

Правда ли что у многоножки сто ног?

Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

7.  Загадки под водой и под землей (5 ч).

Как изучают подводный мир.

Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?

 Есть ли глаза у морской звезды?

Что такое каракатица?

Каково происхождение золотой рыбки?

Почему майские жуки  забираются в землю?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

8.  Растения-рекордсмены (1 ч).

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

2 год обучения (34 ч.)

1.  Тайны за горизонтом (4 ч).

Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде?

Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?

Практические работы с картой.

2.  Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы?

Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.

3.  Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней. Айсберг.Что такое коралловый остров?

Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

      4.  Загадки растений (5 ч).

Растения -путешественники?(Что такое эвкалипт?)

 Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.

Почему оливу называют деревом мира?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

5.  Эти удивительные животные (3 ч).

 «Речные лошади»(бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Липецкой области. Разумные дельфины.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6.  Планета насекомых (4 ч).

Обладают ли кузнечики слухом?

Почему комар считается злейшим врагом человека?

Муравьи и их квартиранты.

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

7.  Загадки под водой и под землей (6 ч).

Что такое ракушка-прилипала?

Как передвигается осьминог?

Что такое насекомоядные растения?

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

Может ли вода течь в гору?

Почему некоторые животные выглядят как растения?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

Животные-рекордсмены (2 ч).

Интересные сведения о животных и их особенностях

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год

3 год обучения (34 ч.)

1.Тайны за горизонтом (4 ч).

 Атлантида – сказка или реальность. (2ч.) Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?

Практические работы с картой.

2.  Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.

3.  Тайны камней (4 ч).

Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

      4 Загадки животного мира  (5ч.)

      Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду            в книгах В.Бианки, С. Чарушина, Н.Сладкова (3ч). Знакомство с обитателями Новосибирского зоопарка - их жизнь зимой.

      Рекомендуемые внеурочные экскурсии:  заочное морское путешествие.

        5.  О чем шепчут деревья ? (3ч.)

       Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели –  сосна, кедр, лиственница. Как помочь дереву перезимовать?

         6.  Природа в нашем доме  (6ч.)

Наблюдение за домашними животными, их правильным питанием и уходом. Мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказы детей на основе наблюдений. Комнатные растения, домашние животные – им особое внимание, но не только! Борьба с « сорными» словами. Общение семьи с природой.

Практическая работа: составление именной книги – копилки с именами – кличками своих домашних питомцев.

  1. Человек – часть живой природы (6ч.)

Лекарственные растения края. Лесной календарь. Экологический светофором.  Жалобная книга живой природы.  Зеленая арифметика.

Практическая работа:  изготовление книжек – малышек о природе.

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год

4 год обучения (34 ч.)

1.  Тайны за горизонтом (4 ч).

Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

Практические работы с картой.

2.  Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.

3.  Тайны камней (5 ч).

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

4.  Загадки растений (5 ч).

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

5.  Утконос и компания (4 ч).

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана,, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6.  Планета насекомых (4 ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

7.  Загадки под водой и под землей (5 ч).

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

8.  Что такое НЛО? (1 ч).

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Планета загадок» 1 – 4 класс

1 класс

№ п/п.

Раздел/тема

Кол-во
часов

1

Введение (1 ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор
основных тем курса. Романтика научного поиска, радость
путешествий и открытий.

Тайны за горизонтом (4 ч)

2

Какой остров самый большой в мире?

1

3

Существует ли остров похожий на блюдце?

1

4

Какая страна самая маленькая в мире?

1

5

Как древние находили путь?

1

Жили-были динозавры… и не только они?(4 ч)

6

Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?

1

7

Почему люди не летают?

1

8

Какое животное первым появилось на суше? Крокодилы

1

9

Как черепахи дышат под водой.

1

Тайны камней (4 ч)

10

Когда были открыты драгоценные камни?

1

11

Что такое песок?

1

12

Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

1

13

Как образуется золото?

1

Загадки растений (5 ч)

14

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

1

15

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

1

16

Где растут орехи?

1

17

Почему крапива жжется?

1

18

Как растет банановое дерево?

1

Эти удивительные животные (3 ч)

19

Потомки волка.

1

20

Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

1

21

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

1

Планета насекомых (6 ч)

22

Разнообразие и
многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

1

23

Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

1

24

Как пауки плетут свою паутину?

1

25

Что происходит с пчелами зимой?

1

26

Правда ли что у многоножки сто ног?

1

27

Охрана насекомых.

1

Загадки под водой и под землей (5 ч)

28

Как изучают подводный мир.

1

29

Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?

1

30

Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?

1

31

Каково происхождение золотой рыбки?

1

32

Почему майские жуки забираются в землю?

1

Растения- рекордсмены(1 ч)

33

Растения- рекордсмены

Заключение. Что мы узнали и чему научились за год.

1

ИТОГО:

33 Ч

2 класс

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во
часов

Тайны за горизонтом (4 ч)

1

Кто открыл Австралию?

1

2

Существует ли жизнь в Антарктиде?

1

3

Как образовались Гавайские острова?

1

4

Где родина фигового дерева?

1

Жили-были динозавры... и не только они(4 ч)

5

Голубые лягушки.Когда появились первые рептилии?

1

6

Какими были первые рыбы?

1

7

Как улитка строит свой панцирь?

1

8

Где живут «карманные динозавры?»

1

Тайны камней (4 ч)

9

Разнообразие камней. Айсберг

1

10

Что такое коралловый остров?

1

11

Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

1

12

Сады камней.

1

Загадки растений (6 ч)

13

Растения -путешественники? (Что такое эвкалипт?)

1

14

Кактусы.

1

15

Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница
европейская, ландыш, колокольчики и др.

1

16

Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора.

1

17

Охрана лекарственных растений.

1

18

Почему оливу называют деревом мира?

1

Эти удивительные животные (3 ч)

19

«Речные лошади» (бегемоты) среда их обитания.

1

20

Выхухоль

1

21

Разумные дельфины

1

Планета насекомых (4 ч)

22

Обладают ли кузнечики слухом?

1

23

Почему комар считается злейшим врагом человека?

1

24

Муравьи и их квартиранты.

1

25

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

1

Загадки под водой и под землей (6 ч)

26

Что такое ракушка-прилипала?

1

27

Как передвигается осьминог?

1

28

Что такое насекомоядные растения?

1

29

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

1

30

Может ли вода течь в гору?

1

31

Почему некоторые животные выглядят как растения?

1

Животные-рекордсмены (2 ч)

32-33

Интересные сведения о животных и их особенностях

2

Заключение (1 ч)

34

Что узнали и чему научились за год

1

ИТОГО:

34 Ч

3 класс

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Тайны за горизонтом (4 ч)

1

Атлантида – сказка или реальность.

1

2

Что такое водопад?

1

3

Как образовалось Чѐрное и Каспийское моря?

1

4

Что такое семь чудес света?

1

Жили-были динозавры... и не только они (5 ч)

5

Что такое ледниковый период?

1

6

Как нашли ископаемого мамонта?

1

7

Что такое меловые отложения?

1

8

Голубые киты - миф или реальность?

1

9

Что такое сухопутный крокодил?

1

Тайны камней (4 ч)

10

Дальмены – что это?

1

11

Откуда взялись статуи на острове Пасха?

1

12

Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

1

13

Откуда взялись алмазы?

1

Загадки животного мира (5 ч)

14-16

Рассказы о жизни животных в лесу в книгах В. Бианки, Е.
Чарушина, Н. Сладкова

3

17-18

Знакомство с обитателями Новосибирского зоопарка – их жизнь зимой

2

О чем шепчут деревья? (3 ч)

19

Зимой и летом одним цветом красавица елочка

1

20

Есть колючие друзья у ели –сосна, кедр, лиственница

1

21

Как помочь дереву перезимовать?

1

Природа в нашем доме (6 ч)

22-23

Наблюдение за домашними животными, их правильным питанием и уходом

2

24

Мы в ответе за тех, кого приручили

1

25

Комнатные растения, домашние животные – им особое
внимание, но не только!

1

26

Борьба с «сорными» словами

1

27

Общение семьи с природой

1

Человек – часть живой природы (6 ч)

28

Лекарственные растения края

1

29

Лесной календарь

1

30

Экологический светофор

1

31

Жалобная книга живой природы

1

 32

Зеленая арифметика

1

33

Будь природе другом. Изготовление книжек-малышек о природе

1

Заключение (1ч)

34

Что узнали и чему научились за год

ИТОГО:

34 Ч


4 класс

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Тайны за горизонтом(4 ч)

1

Географические открытия в древности. Путешествие Марко
Поло.

1

2

Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука.

1

3

Покорение Северного и Южного полюса.

1

4

Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М.
Пржевальский).

1

Жили-были динозавры... и не только они (5 ч)

5

Движение материков.

1

6

Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

1

7

Как изучают прошлое Земли.

1

8

Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в
древнем море, выход организмов на сушу, леса
каменноугольного периода,

1

9

Эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

1

Тайны камней (5 ч)

10

Разнообразие камней.

1

11

Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

1

12

Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике,
знаменитые бриллианты.

1

13

Загадки янтаря и жемчуга.

1

14

Обыкновенное чудо — соль.

1

Загадки растений (5 ч)

15

История открытия удивительных растений: виктории-регии,
раффлезии, сейшельской пальмы и др.

1

16

Родина комнатных растений.

1

17

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.

1

18

История возделывания и замечательные свойства обычных
овощей и фруктов.

1

19

Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша»,салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

1

Утконос и компания (4 ч)

20

История открытия удивительных животных: утконоса,
комодского варана, латимерии и др.

1

21

Тайна озера Лох-Несс.

1

22

Существует ли снежный человек?

1

23

Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей,
способность голубя возвращаться домой, органы чувств
кошки и т. д.)

1

Планета насекомых (4 ч)

24

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в
природе и жизни человека.

1

25

Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей —
священный жук древних египтян.

1

26

Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

1

27

Охрана насекомых.

1

Загадки под водой и под землей (5 ч)

28

Как изучают подводный мир.

1

29

Киты, дельфины, акулы.

1

30

История открытия гигантского кальмара.

1

31

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые
«чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.

1

32

Загадочный мир пещер.

1

Что такое НЛО? (1 ч)

33

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

1

Заключение (1 ч)

34

Что мы узнали и чему научились за год.

1

ИТОГО:

34 Ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности "Мир загадок"

Пояснительная запискаАктуальность курсаНаучить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но дум...

Программа внеурочной деятельности "Планета загадок"

Программа внеурочной деятельности "Планета загадок"...

программа внеурочной деятельности "Планета Загадок"

Программа общеинтеллектуального направления, расчитанная на 4 года обучения....

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) С.Н. Ямшинина 2 класс

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)С.Н. Ямшинина2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Планета загадок"

Программа кружка "Планета загадок" позволяет в большем объёме и более разнопланово донести до детей неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ними горизонты информационного поля....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир загадок" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса по внеурочной деятельности по программе С. И. Гин...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок»

Программа «Планета Загадок» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Данная программа способствует формированию  экологической...