Возможности дополнительного образования в развитии универсальных учебных действий на примере занятий лепкой
опыты и эксперименты

Тимкина Анна Викторовна

Дополнительное образование – механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vytuplenie.docx19.28 КБ
Файл vozmozhnosti_dopolnitelnogo_obrazovaniya.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД

Возможности дополнительного образования в развитии универсальных учебных действий на примере занятий лепкой

2 СЛАЙД

Основываясь на «Концепцию дополнительного образования детей» в ситуации перехода России от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы к системе дополнительного непрерывного образования человека, социализации и саморазвитию человека через расширение возможностей дополнительного образования подрастающих поколений.

Именно дополнительное образование, все более становящееся персональным образованием каждого ребенка, становится ведущим каналом социализации, обеспечивающим адаптацию личности к изменениям.

Дополнительное образование – механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семьи.

Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, капитализировать (превращать в ресурс) собственные личные качества и обстоятельства, а также проектировать и формировать будущие, возможные качества. Дополнительное образование направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте их социокультурного образования как «здесь и сейчас», так и в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных планов.

3 СЛАЙД

Я являюсь руководителем кружка «Пластилинография» - основной идеей которого является пластилиновая живопись и объемная лепка.

Согласно взглядам Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева  и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Лепка как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и, в связи с этим, её следует считать важным фактором формирования личности.

4 СЛАЙД

Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл… Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

5 СЛАЙД

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, изменяет по мере необходимости. Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Занятия лепкой комплексно воздействуют на ребёнка: — повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. — развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику. — синхронизируют работу обеих рук.

6 СЛАЙД

Остановимся на более подробном рассмотрении нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии и её влияние на развитие мелкой моторики. Большинство первоклассников испытывают трудности от школьных нагрузок из-за неполного развития костно-мышечной мускулатуры рук. Слабую, неокрепшую руку ребёнка необходимо развивать. Существует большое количество подходов к решению проблемы развития мелкой моторики рук детей. Обратившись к   пластилинографии, я объясняю это её большими воспитательно - образовательными возможностями.

Пластилинография, как синтез рисования, лепки и аппликации, способствует развитию творческих способностей, воображения, развивает усидчивость, терпение, прилежание, аккуратность, внимание, выступает одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук.

Пластилинография - это нетрадиционный вид изобразительной деятельности (создание лепных картин с изображением полуобъёмных  предметов на горизонтальной  поверхности, и объемных предметов). Пластилинографию  можно использовать для развития творческих способностей у детей любого возраста, поскольку развитие воображения и эстетического вкуса  является очень важным.

Также занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении занятия лепкой могут стать опорами для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Эти занятия создают благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности – планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата.

Но особую ценность эта методика приобретает при использовании её для развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста, ведь именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У детей 6-7 лет уже имеются необходимые данные для создания выразительного образа в лепке.

7 СЛАЙД

Пластилин используется в виде  «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка. При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.

8 СЛАЙД

Существует много форм работы по развитию мелкой моторики, которая проводится мною с детьми:

- игры с пальчиками:

- рисование красками нетрадиционными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щёткой и т.д;

-аппликация (мозаичная, обрывная, из палочек);

 -конструирование из бумаги – оригами;

- ручной труд (плетение, нанизывание бус из бисера и т.д.)

- развитие графической моторики: рисование по трафаретам, рисование по фигурным линейкам, штриховка.

Сам процесс обучения тоже требует четкости и планомерности, поэтому работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определенные задачи.

9 СЛАЙД

Подготовительный. Освоить приемы размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; научиться не выходить за контур рисунка; использовать несколько цветов пластилина.

10 СЛАЙД

Основной. Доводить дело до конца, работать аккуратно, действовать по образцу и по словесному указанию учителя; научиться самостоятельно решать такие творческие задачи как выбор  рисунка  или объемной фигуры для работы и  цвет фона; научиться получать разные оттенки путём смешивания разных цветов пластилина.

11 СЛАЙД

 Итоговый. Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

12 СЛАЙД

Расскажу об этапах подробнее. Для успешного освоения детьми техники пластилинографии очень важен подготовительный этап, когда дети учатся простым приёмам пластилинографии. На первых занятиях все дети учатся приёму размазывания пластилина кончиком (подушечкой) пальца. Дети приступают к рисованию, т.е. размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.  Параллельно они учатся работать на ограниченном пространстве и с пластилином нескольких цветов. Этому этапу отведены первые несколько занятий на первом году обучения. На основном этапе обучения дети совершенствуют технику рисования пластилином. Дети учатся создавать композиции.

Учитывая разные возможности детей одной возрастной группы, в конспектах занятий мной предусмотрены усложнения. Усложнения могут быть использованы как индивидуально, так и для всего коллектива детей.

На третьем, итоговом этапе дети самостоятельно выполняют задания,  опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому объекту. На данном этапе (а это заключительные  занятия), как правило, преобладают творческие задании. Все они предполагают личностное отношение  ребёнка. Создание образа в воображении – наиболее трудный путь, требующий большого объема знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желание поделиться своим состоянием с окружающими.

 13 СЛАЙД

Данная форма работы с детьми позволяет заложить хорошую основу для их гармоничного развития.

Достижение этой цели становится реальным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможности дополнительного образования в развитии универсальных учебных действий на примере занятий лепкой

Слайд 2

Дополнительное образование – механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семьи . Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития

Слайд 3

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» Пластилиновая живопись Объемная лепка

Слайд 4

«… В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл… Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Слайд 5

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, изменяет по мере необходимости .

Слайд 6

Пластилинография - это нетрадиционный вид изобразительной деятельности

Слайд 7

Пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка.

Слайд 8

игры с пальчиками: рисование красками нетрадиционными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щёткой и т.д ; аппликация (мозаичная, обрывная, из палочек); конструирование из бумаги – оригами; ручной труд (плетение, нанизывание бус из бисера и т.д.) развитие графической моторики: рисование по трафаретам, рисование по фигурным линейкам, штриховка. Ф ормы работ по развитию мелкой моторики

Слайд 9

Подготовительный приемы размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца; научиться не выходить за контур рисунка; использовать несколько цветов пластилина .

Слайд 10

Основной д овести дело до конца; работать аккуратно; действовать по образцу и по словесному указанию учителя ; с амостоятельное решение творческих задач; с мешивания разных цветов пластилина .

Слайд 11

Итоговый . Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Слайд 13

Данная форма работы с детьми позволяет заложить хорошую основу для их гармоничного развития. Достижение этой цели становится реальным благодаря формированию системы универсальных учебных действий .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В презентации представлено: содержание стандартов второго поколения, функции УУД и их развитие....

«Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального и основного общего образования»

Выступление на  педагогическом совете по теме "Психологический  мониторинг уровня  развития универсальных учебных действий у обучающихся , осваивающих основную образовательную программу...

Формирование личностных универсальных учебных действий на примере занятия- практикума.

Выступление на городском педагогическом совете "Формирование универсальных учебных действийкак приоритетная задача развития личности гимназиста"...