Химия- наука чудес
методическая разработка

Турнир проводится как внеклассное занятие по предмету для развития интереса, привлечения внимания к чтению научно-популярной  и учебной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Турнир "Химия- наука чудес"108.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Химический турнир «Химия -наука чудес». 

Цели:

Привлекать учащихся к чтению учебной, научно - популярной литературы.

Развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление, умения решать нестандартные задачи и ситуации, применять свои знания на практике

Воспитывать умение работать коллективно, оценивать свои возможности и знания товарищей

Задачи мероприятия: расширить знания учащихся  о химических элементах, развивать творческие способности и интерес к предмету, учить применять полученные знания в нестандартных условиях.

Оборудование: высказывания, названия команд;

сода, уксус, уксусная кислота или лимонная кислота, вода.

                                                             Ход турнира.             

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Рада приветствовать Вас сегодня на нашем химическом турнире. Госпожа удача даётся в руки, увы, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, находить и никогда не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 8 и 9 классов. Ура им и громкие аплодисменты!

Итак, что такое химический турнир?

Химический турнир – это командное соревнование, заключающееся в решении химических задач и защите своих решений.

Создадим две команды и выберем названия им.

1 задание: « Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Монтескьё».

 Командам по очереди задаются  вопросы:

Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород).

Какой неметалл является лесом? (Бор).

Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).

Какой элемент всегда рад? (Радон).

Какой химический элемент состоит из названий двух животных? (Мышьяк).

Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).

Команды получают по баллу за каждый правильный ответ.

      2 задание: «Нас ждут бездны открытий и мудрости. Циолковский».

Названия каких химических элементов можно превратить в название другого, заменив лишь букву? (Хром – бром, радий – родий, цезий – церий, таллий – галлий).

Команды получают по баллу за каждый правильный ответ.

3 задание.  «Новые идеи надо поддерживать. Циолковский».

Осуществите превращение: Оксид 1 → кислота → соль 1 → основание → соль 2 → соль 3.

       Подберите вещества и запишите уравнения реакций. (5 баллов)

(Возможный вариант решения: Оксид серы(VI) → серная кислота → сульфат меди(II) → гидроксид меди (II) → хлорид меди (II) → хлорид серебра.)

4 задание: «Зашифрованное предложение».

Наука не знает, чем она обязана воображению. Ральф Уолдо Эмерсон

Какое изречение здесь зашифровано: Аи, Na, NH3, Ni, I2, Еu, S, In, Li, Аr.

(Знание - сила. Расшифровка названий веществ, обозначенных химическими символами и формулами: золото, натрий , аммиак, никель, иод, европий, сера, индий, литий, аргон)

«Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

За правильный ответ команда получает 1 балл

5 задача «Термины- синонимы».

Задача учащихся - правильно составить пары соответствующих веществ

1.Гидрокарбонат натрия              1. Угарный газ

2. Оксид углерода(1V)                   2. Поваренная соль

3. Хлорид натрия                           3. Мел, известняк

4. Оксид углерода(11)                   4. Углекислый газ

5. Карбонат кальция                     5. Пищевая сода    

6 задание. Задача.

 Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил - неизвестно. Но только они крупно взаимодействовали, в результате чего жилец массой 0, 8 г исчез, а вместо него образовалось 1, 12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости? (Кальций)  (5 баллов)

        

 7 задание: Случайные открытия делают только подготовленные умы. Блез Паскаль».

Какие животные помогли ученым-химикам в открытии химических элементов или спасли им жизнь? (За каждый приведенный пример 2 балла)

8 задание: Опыт . “Вулкан”.

Полна чудес могучая природа,
И на Земле подвластны ей одной
Сиянье звезд, закаты и восходы,
Порывы ветра и морской прибой…
Но мы, сейчас вы убедитесь сами,
Порой владеем тоже чудесами

Ингредиенты, которые понадобятся для проведения опыта «Вулкан»:

сода,

уксус, уксусная кислота или лимонная кислота,

вода.

Соотношение ингредиентов:

100 мл воды, 1 чайная ложка уксуса, 1 чайная ложка соды;

1 стакан воды, 2 чайные ложки соды, 1 чайная ложка лимонной кислоты.

Я чаще использую лимонную кислоту, так как у нее нет запаха, и проводить опыт с ней намного комфортнее и безопаснее.

9 задание «Безопасность - прежде всего»

  1. Что вы предпримете , если в глаз попал концентрированный уксус?

( Глаз промыть струей холодной воды)

  1. Что вы предпримете. Если на кожу попала кислота из автомобильной батареи? (Пораженное место вытереть сухой тряпкой, промыть проточной водой и нейтрализовать 1 - 3% раствором соды)
  2. Что вы предпримете, если в рот или в желудочно - кишечный тракт попала кислота? ( Находясь в химической лаборатории, нейтрализовать кислоту суспензией оксида магния, в других условиях можно воспользоваться раствором пищевой соды)
  3. Что нужно сделать в случае ожога щелочами? (Промыть и нейтрализовать 1 - 2% раствором уксусной кислоты)

Учитель: Ну вот, дорогие друзья, наш турнир подошёл к концу. Просим жюри объявить итоги  и команду-победителя.

О, химия,

Наука ты чудес,

 В тебе – и вещества и превращенья

Куда ни глянь, везде твои явления!

Тебя мы восхваляем до небес,

Великих гениев творенье!

http://um-ka367.narod.ru/photo2548.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по химии

История возникновения хими как науки...

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...

Игровая программа по химии "Самый умный" 9 класс

Обобщающий урок по химии в 9-м классе в форме игровой прграммы "Самыый умный". Тема: Основные классы неорганическихсоединений (оксиды, основания, кислоты, соли)...

"Чудеса науки вокруг нас" видеоролик

участие в конкурсе "Как так?"http://youtu.be/AKGWq6xBYXg...

Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности "Чудеса науки и природы"

Программа для начальной школы разработана для ведения кружка "Точка Роста" или в направлении естественно- научной  напрвленности....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Чудеса науки и природы» (общеинтеллектуальное направление)

     РаРеализацРабочая программа  внеурочной деятельности « Чудеса науки и природы» для учащихся 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального г...