Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
методическая разработка (4 класс)

Козлова  Кристина Васильевна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaniamtelnyy_russkiy_yazyk_1.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Бельск

РАССМОТРЕНО:

На заседании педагогического совета

Протокол №___от __________2020 года

Приказ №____ от ___________2020 года

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МКОУ СОШ с.Бельск

_______С.Б.Толстикова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

(Общеинтеллектуальное направление)

Уровень образования: начальное общее образование

Возраст обучающихся 9-11 лет

Срок реализации (количество часов) 1 год (34 часа)


Разработана:

Козловой Кристиной Васильевной,

учителем начальных классов

2020г.

        Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (Общеинтеллектуальное направление) составлена на основе: примерной рабочей программы. Предметной линии учебников системы «Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого.1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.П.Канакина и др.-4-е изд-М.:Просвещение,2020.

Личностные и Метапредметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

  Содержание курса

Тема 1.  Сказочное царство слов. (1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов. (2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9.   Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.  Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12.  Новые слова в русском языке. (2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями. (1ч.)

Знакомство с заимствованными словами.  Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова-  антонимы (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема17.  Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.  Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста.  Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».

Тема 19-20.  В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.  В стране Сочинителей. (2ч.)

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 23-24.  Искусство красноречия. ( 2ч.)

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25.  Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.  Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29.  Анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

        Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема32.  Откуда пришли наши имена. (1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 34.  КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Формы организации учебных занятий:

  • индивидуально- групповые;
  • индивидуальные;
  • работа в парах;
  • фронтальная работа.


Виды учебной деятельности:

  • диалог;
  • круглый стол;
  • беседа;
  • игра.

Приложение 1

Тематическое планирование по программе «Занимательный русский язык»

Сквозная нумерация

№ п\п

Внутри темы

Темы учебного занятия

1

1

Сказочное царство слов.  

2

2

Путешествие в страну Слов.

3

3

Путешествие в страну Слов.

4

4

Чудесные превращения слов.

5

5

Чудесные превращения слов

6

6

В гостях у слов- родственников.

7

7

В гостях у слов- родственников.

8

8

Добрые слова.

9

9

Добрые слова

10

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

11

11

Новые слова в русском языке.

12

12

Новые слова в русском языке.

13

13

Встреча с зарубежными друзьями.

14

14

Синонимы в русском языке.

15

15

Синонимы в русском языке.

16

16

Слова- антонимы.

17

17

Слова- омонимы.

18

18

Крылатые слова.

19

19

В королевстве ошибок

20

20

В королевстве ошибок

21

21

В стране Сочинителей.

22

22

В стране Сочинителей.

23

23

Искусство красноречия.

24

24

Искусство красноречия.

25

25

Праздник творчества и игры.

26

26

Трудные слова.

27

27

 Трудные слова.

28

28

Анаграммы и  метаграммы

29

29

Анаграммы и  метаграммы

30

30

Шарады и логогрифы.

31

31

Шарады и логогрифы

32

32

Откуда пришли наши имена.

33

33

Занимательное словообразование.

34

34

КВН по русскому языку.


Согласовано:

Заместитель директора по ВР
__________/О.А.Бедушвиль/

___________2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку "Тайны русского языка».

Программа кружка «Тайны русского языка» составлена для работы с младшими школьниками. Программа составлена на 4 года. Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельнос...

Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

    Программу  «Грамоте учиться- всегда пригодится» можно использовать как  для дополнительных занятий  по русскому языку, так и на уроках русского языка (отдельные зад...

Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

    Программу  «Грамоте учиться- всегда пригодится» можно использовать как  для дополнительных занятий  по русскому языку, так и на уроках русского языка (отдельные зад...

Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

Программа «Грамоте учиться – всегда пригодится»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного разв...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Тайны русского языка»

Факультативный курс «Тайны русского языка» (Лексика и фразеология) для 3 класса является закономерным продолжением и дополнением уроков русского языка. Учащиеся получают более подробную информацию о л...

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Тайны русского языка» для 1 – 4 классов

Программа   внеурочной  деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Тайны русского языка» для 1 – 4 классов...