Мастер-класс «Интерактивные технологии обучения как основа формирования познавательного интереса у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»
план-конспект

Зайченко Наталья Витальевна

Материал для проведения мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_zaychenko_n.v.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс 
для педагогов начальной школы

«Интерактивные технологии обучения как основа формирования познавательного интереса у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»



подготовила

учитель начальных классов

Зайченко Наталья Витальевна




                                             
                                                       2018г.

Тема: Интерактивные технологии обучения как основа формирования познавательного интереса у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению интерактивных методов обучения.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с понятием “интерактивное обучение”;
  • Познакомить педагогов с методами интерактивного обучения;
  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

План занятия.

  1. Вступительное слово.
  2. Введение в проблему.
  3. Теоретическая часть.
  4. Практическая работа мастер-класса.
  5. Итог занятия.
  6. Рефлексия.

Вступительное слово

-Здравствуйте, я учитель начальных классов Зайченко Наталья Витальевна.

    -Уважаемые коллеги! Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.

Здравствуйте те, кто уже проснулся!

Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!

Здравствуйте те, кто способен любить!

Здравствуйте те, кто желает творить!

Кстати, говоря о творчестве, я вспомнила одну притчу. Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку, будь она проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи». А третий гордо произнёс: «Я СТРОЮ ПРЕКРАСНЫЙ ХРАМ!». 
Вот так и преподаватели в своей работе: для одних – это тяжелый труд, для других - способ зарабатывать деньги, а третьи – занимаются творчеством, строят собор, собор знаний, духовности, нравственности. 
Создавать свою систему работы – крайне увлекательное и полезное дело для преподавателя. Эта работа сродни зодчему, строящему храм. В течение многих лет я пытаюсь построить свой храм, самое ценное в котором – мои ученики. 

Введение в проблему

Для развития самооценки, и выяснения эмоционального состояния используем метод «Фруктовый сад»,

- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса (узнать новое, увидеть примеры, получить удовольствие от урока),и опасения на лимонах. (Задания будут слишком трудные, смогу ли я быстро сориентироваться, переживаете уместны ли будут ваши высказывания)

Все мы родом из детства. «Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит.» Антуан де Сент-Экзюпери. А вы помните об этом? Вы помните то время, когда вы были не учителями, а учениками? Бывали у вас такие моменты, когда вам было скучно на уроке, хотелось сбежать в кино или в парк погулять с друзьями? Но ведь так происходило не всегда. Что вас удерживало на других уроках?

-Интерес. 

-Скажите, дорогие коллеги, а чего ждут от нас наши ученики? Чтобы было интересно. Наша задача: сделать сложное простым, а неинтересное интересным. Возникает вопрос: как заинтересовать детей? Ранее мы уже говорили о педагогических методах по уровню активности обучающихся. Назовите их. (Если возникнут затруднения, то я буду предлагать описание методов, а участники дадут определение этим методам.)

1.Обучающийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя) Какой это метод?

(Пассивный)

2.Обучающийся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление. Какой это метод?

(Активный)

3. Обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Учитель-ученик, ученик-ученик.(Интерактивный)

Какой на ваш взгляд метод обучения самый продуктивный?

Одной из основных методических инноваций в рамках ФГОС являются интерактивные методы обучения, таким образом необходимо, чтобы учебный процесс происходил путем постоянного действия и взаимодействия всех обучающихся. Именно это положение и является главным в интерактивном обучении. Поэтому и наш мастер- класс будет посвящен использованию интерактивных технологий обучения как основы формирования познавательного интереса у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

 Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

  • объяснить, что такое интерактивные методы обучения;
  • видеть возможности применения интерактивных методов обучения на различных этапах своих уроков и внеурочных занятий.

Теоретическая часть.

В переводе с английского языка interact – «находиться во взаимодействии» или находится в режиме беседы, диалога с чем- либо(компьютер),или кем-либо (человеком) Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. Интерактивные технологии позволяют обеспечить глубину изучения содержания. Обучающиеся усваивают все уровни познания (знание, понимание, использование, применение, анализ, синтез, оценка, самооценка) Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умению дискутировать.  

К фронтальным интерактивным методам относятся такие, которые предусматривают одновременную совместную работу всего класса.

Это – обсуждение проблемы в общем кругу: «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Мозговой штурм», «Обучая – учусь».

Кооперативная или групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах. Такое обучение открывает для обучающихся возможности сотрудничества со сверстниками, дает возможность реализовать природное стремление каждого человека к общению. К групповому обучению можно отнести работу в парах, работу в малых группах, «Аквариум», «Дерево решений», «Микрофон».  

        К методам обучения в игре относятся ролевые игры «Ключевой момент», «Реклама на телеканале».

        Метод обучения дискуссии – важный способ познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения, потому что дискуссия – широкое публичное обсуждение спорного вопроса. К этим методам относятся: «Метод ПРЕСС», «Ток-шоу», «Выбери позицию»

   Использование интерактивных методов в обучении.

Для эффективного использования интерактивных методик, в том числе – и для того, чтобы охватить весь необходимый объем материала и глубоко его усвоить, учитель должен тщательно планировать свою работу

  • Использовать методы, адекватные возрасту учеников, их опыту работы с интерактивными методиками;
  • Подбирать для обучающихся такие интерактивные упражнения, которые давали бы им «ключ» к усвоению темы;
  • Учитывать темп работы каждого ребёнка и его способности;
  • На одном занятии использовать два-три (максимум) интерактивных метода;
  • Сначала стоит  использовать простые интерактивные методы – работа в парах, малых группах, «Мозговой штурм», «Микрофон», а потом более сложные.

  Предлагаю вам описание некоторых интерактивных технологий.

                                     Практическая часть.

Уважаемые коллеги, я хочу предложить вам самим создать учебную среду, в котором теория и практика усваиваются одновременно т.е другими словами поработать в интерактиве .

 Технология «Незаконченное предложение»

Относится к фронтальной форме работы.

Описание:

Фокусируете внимание обучающихся на проблеме и вызываете интерес к обсуждаемой теме. Можно использовать такие приемы, как вопросы, цитата, короткая история, небольшое задание, разминка.

Например:

Я предлагаю вам цитату:

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Конфуций
Опираясь на высказывание Конфуция закончите такое предложение:

Я благодарен своей профессии, потому ..., желаю будущему поколению ....

Итак, пожалуйста, кто представит результат своей работы. А кто ещё?

Чтобы продолжить дальше нашу совместную работу, нам надо поделиться на группы. Пожалуйста, ответьте на вопрос: Если бы у вас была возможность обладать сверхспособностью, что бы вы выбрали?

1.Летать.

2.Контролировать время.

3.Стать невидимкой.

4.Читать мысли.

Запишите свой выбор и объясните, почему вы поступили именно так.

Теперь, те кто выбрал  умение летать займёт правый дальний угол, те, кто хочет контролировать время , пройдут в левый дальний угол, те, кто мечтает стать невидимкой, пройдут в угол около двери. А те, кто желает контролировать время- к моему столу.

То, что мы сейчас сделали называется «4 угла».

Следующая задача: определите, кто в вашей группе ближе к вам, развернитесь к своему соседу, представьтесь и объясните свой выбор. Начинает тот, кто ниже.

Повернитесь лицом в центр, объясните свой выбор. Расскажите, почему эту сверхспособность выбрал ваш партнёр?

Эти упражнения направлены на формирование команды по общим интересам, команды единомышленников. Так же при этом проводится диагностика, что это за ребёнок, что у него в мыслях, чтобы услышать, раскрыть внутренний мир каждого.

Сядьте, пожалуйста по группам. Продолжим знакомиться с интерактивными технологиями.

Технология «Микрофон»

Относится к групповой форме работы

Описание:

Предлагается тема или высказывание раннее изученная.

Задача: привести аргументы согласия или несогласия с данным высказыванием или задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который, сегодня еще не звучал, Даётся время для обсуждения. Затем при помощи микрофона идёт общение.

Пользуясь технологией «микрофон» попытайтесь привести аргументы согласия и несогласия с выражением В.Г. Белинского.

Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению.

В.Г. Белинский

Вы работаете в группе, приводя свои аргументы, затем выбираете лидера обладающего искусством оратора и он защищает ваши доводы.

             Технология «Карта согласия», по-другому «За или против»

Перед вами лежит карта согласий. Каждый участник команды по очереди озвучивает своё мнение, если согласен с говорящим, то молча поднять  большой палец вверх, если нет, то палец вниз. Подсчитать количество голосов и записать в поле под номером отвечающего. Затем выбрать то мнение, которое оказалось самым популярным. Записать это ответ в центр.

Внимание! Вопрос: Почему для вас важно знать интерактивные технологии?

Итак, подведём итог. Какие мнения были в вашей группе? Сколько человек согласились с этим мнением? К какому выводу можем прийти?


Вывод: наш маленький опыт показал, что умелое использование форм организации учебного процесса в технологии интерактивного обучения придает большую эффективность, действенность и результативность .

Но даже такие несложные интерактивные методы позволяют заинтересовать детей и формируют потребность в новых открытиях.

                                     Итог занятия.

Подводя итог нашего занятия, прошу вас определить положительные и отрицательные стороны применения интерактивных технологий. Используем ещё один приём «ДА-НЕТ»

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Расширение ресурсной базы

Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся

Высокая степень мотивации

Трудности установления дисциплины и ее поддержания

Максимальная индивидуализация обучения

Строгий лимит обучающихся

Акцент на деятельность, практику

Объем изучаемого материала небольшой

Широкие возможности для творчества

Требуется большое количество времени

Прочность усвоения материала

Сложность индивидуального оценивания

Рефлексия.

-А теперь вернемся к нашему «Фруктовому саду». 

Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они. Поделитесь с нами своими впечатлениями.


        Список использованной литературы:

  1. Раскужина Р. С. Работа в парах сменного состава. // Начальная школа. -1991.-ЖЗ.
  2. Романова Е. В. Групповые взаимодействия – эффективная форма организации учебного процесса// Начальная школа.- 2007. - №5
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  4. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения.- 2007 г.
  5. Мясоед Т.А. “Интерактивные технологии обучения. Спец. Семинар для учителей” М., 2004

  1. Суворова, К Г. Интерактивное обучение: Новые подходы [Текст] / Н. Г. Суворова. - М. : Прогресс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....

Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...

«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»

Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...

Интерактивные методы работы с обучающимися по социальной направленности внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Мастер-класс в рамках проведения педагогического совета «ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе» от 15.12.17 г....

«Спортивно-оздоровительные игры» обучающимися программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

   «Спортивно-оздоровительные игры» обучающимися программы внеурочной       деятельности в соответствии с ФГОС....

Формирование межнациональных отношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Проблема формирования межнациональных отношений на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур....

Доклад «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС УО.

На сегодняшний день современное  российское  образование  уделяет  большое внимание системе специального (коррекционного) образования. При обучении и воспитании  младших школь...