Использование народных и авторских сказок для проведения занятий по развитию связной речи в группах продленного дня для 1 классов.
статья (1 класс)

Статья .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование народных  и авторских  сказок  для проведения занятий по развитию  связной  речи в группе продленного дня 1 классов.

     На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является  поиск новых форм и методов обучения  и воспитания детей. С  повышением  внимания к развитию личности ребенка связывается  возможность  обновления  и качественного  улучшения  системы  его речевого  развития .Наряду с поиском  современных моделей обучения  и воспитания ,необходимо возрождать  лучшие образцы народной педагогики. Сказка ,как  сокровищница русского народа ,находит свое  применение  в различных областях работы с детьми .

     Знакомство  ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек   , песен, затем  он слушает сказки. Глубокая человечность  ,предельно точная  моральная  направленность ,юмор ,образность языка-особенность сказки.

      К.Д.Ушинский пишет: »Родное слово …объясняет  ребенку природу, как не мог бы объяснить ее  ни один  естествоиспытатель, оно знакомит его с характером  окружающих его  людей ,с обществом ,среди  которого он живет, с его историей и его стремлениями ,как не мог бы  познакомить ни один историк ;оно вводит его в народные верования ,в народную поэзию ,как не мог бы ввести ни один эстетик…….»

     Основоположник российской  этнопедагогики  Г.Н. Волков ,анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, пишет, что духовный заряд ,накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще  очень долго .Более того ,он будет постоянно  возрастать и станет еще более могучим .В  этом – бессмертие человечества .В  этом – вечность воспитания ,символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

     Сказка является наиболее действенным  инструментом ,влияющим на познание ребенка  .В   диалоге со сказкой ,в творчестве с нею ребенок впитывает ускоренную в веках гуманистическую философию жизни ,неизменную веру в победу добра ,любви и счастья.

      Народная сказка в системе воспитания  решает  следующие задачи:

-донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов  ценностей;

-воспитание любви ко всем людям и природе;

-расширение кругозора и представлений о мире;

-закладывание нравственных основ и начал;

-развитие связной речи.

      Использование сказки в системе занятий по развитию речи:

-Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка на занятии.

-Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

-Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения,восприятия и выразительности.

-Развитие диалогической и монологической речи.

-Эффективность игровой мотивации детской речи.

-Взаимосвязь зрительного, слухового и  моторного анализаторов.

-Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы,обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.

-Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры,фольклору.

Для закрепления работы над сказкой используется инсценировка  с применением минимальных атрибутов.

Структура занятия:

 1.Организационный момент-отгадывание загадок об изучаемой сказке.

2.Знакомство со сказкой –чтение сказки, просмотр мультфильма.

3.Игра по практическому употреблению в речи существительных в единственном и множественном числе.

4.Игра на образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

5.Игра на употребление в речи согласования числительных с существительными.

6.Игра на подбор антонимов и синонимов.

7.Развитие общей моторики .Упражнения  на развитие мимики, пантомимики ,подвижные игры.

8.Игра на подбор слов- родственников.

9.Развитие связной речи-пересказ по вопросам ,подсказка слова и фразы, пересказ по частям ,пересказ по сюжетным картинкам ,игра-драматизация ,инсценировка сказки.

10.Развитие мышления -отгадывание загадок.

11.Знакомство с пословицами.

12.Итог занятия.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.

Данный методический материал используется мною на логопедических занятиях по развитию связной письменной и устной речи младших школьников. Здесь представлены некоторые советы и рекомендации учетелям-л...

Занятие по развитию связной речи с использованием фланелеграфа

Важным аспектом в формировании связной речи как дошкольника, так и младшего школьника является овладение им  монологической речью. У детей же с ОНР этот процесс затруднен в связи с ограниче...

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Групповое логопедическое занятие по развитию связной речи c группой НЧП, обусловленное НВОНР на тему «Обучение составлению рассказа- описания с опорой на картинку»

Цель: учить детей составлять рассказ-описание с опорой на картинку. Задачи:Коррекционно-образовательные:- способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: весна...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи по теме «День 8 Марта» с использованием конструктора «Тико»

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Расширение представлений о празднике «8 марта»...

Логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе на тему "Осень"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР на тему "Осень"...