Формирование навыков сотрудничества для детей с РАС. Картотека игр.
материал (1 класс)

Ольнёва Ольга Николаевна

Данный материал будет полезен педагогам и специалистам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. 

Ход игры.

Ведущий тихим  таинственным голосом говорит: «встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и чётко бьётся его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и т.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе».

«Аплодисменты по кругу»

Цель: переживание чувства радости, волнения, ожидания, создание атмосферы принятия

Ход игры.

Педагог. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Педагог подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

П/и  «Дракон кусает свой хвост»

Ход игры.

Играющие  дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего – «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребёнок.

«Объятия»

Цель: развитие сплоченности.

Ход игры. 

Педагог предлагает детям сесть в один (большой круг.)

Педагог. Дети, кто из вас еще помнит, что он делает со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом,  когда люди дружны, им проще переносить обиды или разгласил. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства  к остальным детям, обнимая их. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

  • Понравилась ли тебе игра?
  • Почему хорошо обнимать других детей?
  • Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?
  • Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

«Клубочек»

Цель: игра для развития коммуникативных умений

Материалы: клубок прочных ниток.

Ход игры.

Педагог  и дети стоят в кругу. Педагог  запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т.д.

Когда песенка заканчивается — все дети и педагог соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к педагог, проделав полный круг.

Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол.

Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

«Виноградная гроздь»

    Цель: укрепление чувства единства в детском коллективе; развитие тактильного восприятия и воображения детей.

Материалы: гроздь винограда; колокольчик; кассета с записью спокойной мелодии; магнитофон; канат.

Ход игры.

Звучит спокойная музыка. Дети рассаживаются на ковре вокруг выложенного в форме круга каната, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину круга кладут гроздь  винограда на тарелке. По звонку колокольчика дети открывают глаза и опускают руки.

Педагог  просит одного ребенка взять в руки гроздь, рассмотреть ее и передать своему соседу  справа. После того как гроздь прошла целый круг, педагог просит передать гроздь по второму кругу, но теперь при этом отрывать от нее по ягодке. Каждая «ягодка» должна назвать себя (дети называют свои имена).

Внимание детей обращается на то, что как гроздь состоит из разных ягодок, так и группа состоит из детей. Ягодки на веточке все вместе, крепко за нее держаться, так и ребята всегда будут вместе, и будут крепко дружить друг с другом.

«Паровозик»

 

Цель: развитие групповой сплоченности коллектива; развитие коммуникативных способностей

Ход игры.

Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везёт «вагончик», преодолевая различные препятствия: едет по мостику, через кочки.

«Здравствуй друг»

   

    Цель: улучшить групповую атмосферу, сократить дистанцию в общении

Ход игры.

Педагог  предлагает детям найти себе пару и построить внутренний и внешний круг, каждая пара держится за руки. Со словами: «здравствуй друг, как я рад хорошо, что ты пришел» дети стоят на месте и здороваются со своею парою. По окончанию четверостишия внутренний круг стоит на месте, а внешний по часовой стрелке делает шаг в сторону и меняет себе партнера. Так ребёнок должен поздороваться со всеми ребятами, которые стоят во внутреннем круге.

«Добрые волшебники»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Ход игры.

Дети сидят в кругу. Педагог рассказывает очередную сказку: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль «заколдованных». «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

«Давайте поздороваемся»

Цель: упражнение направлено на продолжение знакомства, снятие тактильных барьеров, создание непринужденной психологической атмосферы в группе, развитие фантазии

Ход игры.

Дети по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

  • Один хлопок — здороваемся за руку;
  • Два — плечиками;
  • Три -   спинками.

«Попроси …»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары       (с голубым опознавательным знаком (цветок) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. Д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику № 1: «ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

«Ветер дует на...»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.

Содержание. Со словами «Ветер дует на того...» ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например,  на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т.п. Слово «ветер» можно заменять названиями разновидностей ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т.п., определяя характер дыхания и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разновидности ветра, качеств, особенностей.

«Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Содержание. Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

«Рисунок по кругу»

Цель: развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности; преодоление трудностей в общении; формирование чувства принадлежности к группе, умения сотрудничать. Развитие связной речи.

Материал: альбомные листы (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход игры: педагог предлагает: «Возьмите по одному альбомному листу. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать. А теперь за одну минуту нарисуйте то, что вы задумали. (дети рисуют.) Затем передайте свой листочек соседу справа. И опять одну минуту вы будете рисовать, но уже на листочках ваших товарищей. Делаем это до тех пор, пока ваш листочек не окажется опять у вас. Рассмотрите внимательно свою картинку и составьте рассказ по ней».

Игра «Подарки»

Цель: стимулировать интерес к другому, тренировать сензитивность в общении, способствовать развитию взаимных симпатий и сплочению группы.

Ход игры: все мы любим подарки получать, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы все можем подарить любой подарок. Внимательно посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получает подарок, не забывает говорить «спасибо».

«Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью. Учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Содержание. Перед игрой педагог беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть «широкое озеро».

4. Пробраться через «дремучий лес».

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

«Скульптор»

Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.  

Содержание. Один ребенок - скульптор,    трое - пятеро    детей - глина.   Скульптор   «лепит»   композицию из  «глины»,  расставляя  фигуры по   задуманному   проекту.   Остальные помогают,  затем  вместе дают  название «композиции».

«Вспомни имена своих друзей»

Цель: стимулировать интерес к другому, тренировать сензитивность в общении, способствовать развитию взаимных симпатий и сплочению группы.

Содержание. Играющий должен сделать пять шагов, называя при каждом шаге имена друзей — мальчиков или девочек. Игру можно усложнить: называть имена или только мальчиков, или только девочек. Выигрывает тот, кто смог без повторов назвать больше имен

«Нос к носу»

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг  к другу.

Содержание. Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды педагога.

«Ладошка к ладошке», «коленка к коленке», «ухо к уху» и т.д.

 

 

 

.

«Похвалилки»

Цель:  игра   способствует   повышению   самооценки   ребенка,   повышает   его значимость в коллективе, формирует внимательное отношение к достижениям и успехам товарищей, развивает навыки внеситуативно - личностного общения.

Ход игры: все дети сидят в кругу. Каждый ребенок рассказывает о поступке, которым можно гордиться. Например: «однажды я  помог маме»,  или «однажды я  выступал  на празднике» и т.д.

На обдумывание задания дается 2 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово что-то сделал.

После  того, как   все дет  выскажутся, взрослый  может   обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.

В заключении можно провести беседу о том, что каждый обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это  заметить,     необходимо     очень внимательно, заботливо и  доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

«Свеча»

Цель: развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Ход игры:  дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение некоторого времени  смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2—3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

Рисунок «Мои друзья»

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей. Рисунок может дать также информацию об отношениях        ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т.п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями.

В качестве  варианта  упражнения  можно  использовать  рисунок «наша   группа»,   который   может   быть   хорошим   диагностическим взаимоотношений детей  внутри  группы.

Игры на развитие интереса к  партнёру  по общению

«Кто говорит?»

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Описание игры: дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

Игры на развитие интереса к  партнёру  по общению

«Угадай, кто это»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Описание игры: упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

Игры на развитие интереса к  партнёру  по общению

«Пожелание»

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

Описание игры: дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «желаю тебе хорошего настроения», «всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас» и т.д.

Игры на развитие интереса к  партнёру  по общению

«Комплименты»

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Описание игры: дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Игры на развитие интереса к  партнёру  по общению

«Доброе слово»

Цель: развивать умение выражать свое отношение, чувство к сверстникам. 

Описание игры: дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

Игры на развитие интереса к  партнёру  по общению

«Закончи  предложение»

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Описание игры: дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…

мой лучший друг…

Моё любимое занятие….

Мой любимый праздник….

Мой любимый мультфильм….

Моя любимая сказка…

моя любимая песня….

Игры на развитие интереса к  партнёру  по общению

«Чей голосок?»

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Описание игры: дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.

Игры на развитие интереса к  партнёру  по общению

«Ласковое  имя»

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Описание игры: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля  и т.д.) Педагог обращает внимание детей на ласковую интонацию.

Игры на развитие интереса к  партнёру  по общению

«А я сегодня такой!»

Цель игры: научить использовать мимику, пантомимику в общении.

Описание игры: дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «а я сегодня вот такой (ая)!», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение. (например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны.) Все дети повторяют это движение и мимику, произнося:

«Мария Ивановна сегодня вот такая!» затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«Как  говорят  части  тела»

Цель: учить невербальным способам общения.

Описание игры: воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

  • Как говорят плечи «я не знаю»;
  • Как говорит палец «иди сюда»;
  • Как ноги капризного ребёнка требуют «я хочу!», «дай мне!»;
  • Как говорит голова «да» и «нет»;
  • Как говорит рука «садись!», «повернись!», «до свидания».

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«Зоопарк»

Цель: развивать невербальные способы общения.

Описание игры: каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Педагог дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«Сделай  подарок»

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Описание игры: педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«Разговор сквозь стекло»

Цель: развитие умения вести диалог не вербально.

Описание игры: педагог помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждем его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать, бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Педагог выбирает ребенка и пытается объяснить ему жестами, что гот должен купить, а потом спрашивает его, все ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Педагог следит за ходом игры, помогает парам, у которых что-то не получается. Затем можно поменяться ролями.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«День  наступает, всё  оживает..»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Описание игры: ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда  ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают» и придуманным способом оправдывают позу.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт, вести диалог

«Разговор  по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Описание игры:  тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. Д.).

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«О чём  спросить  при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.

Описание игры: дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает («как живёте»” — «хорошо». «как идут дела?» — «нормально». «что нового?» — «все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«Вопрос – ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Описание игры: дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. («какое у тебя настроение?» — «радостное». «где ты был в воскресенье?» — «ходил с папой в гости». «какую игру ты любишь?»  — «ловишки»  и т.д.).

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«Прощай»

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Описание игры: дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Описание игры: дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«Рисунок на спине»

Цель: развивать чувствительность и способность различать тактильный образ.

Описание игры: дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«Ручеёк»

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Описание игры: дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«Руки  танцуют»

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Описание игры: игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«Катаем мяч»

Цель: развивать чувство общности и принадлежности к группе, устанавливать контакт друг с другом.

Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч.

Описание игры: станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выучим стихотворение про нашу группу:

мы стоим рука в руке,

вместе мы – большая лента

Можем мы большими быть (подняли руки вверх),

можем маленькими быть (руки вниз),

но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).

А теперь сядьте на пол также по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Это будет так: я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Этот ребенок крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Степан в нашей группе!» после этого ребенок катит мяч кому-нибудь другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«На мостике»

Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.

Описание игры: перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны. Предлагает представить такую ситуацию : дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик. (на полу чертится полоса шириной 30-40 см). По мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот кто заступит за черту выбывает из игры (упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступил дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.

Игры  на  развитие  умения входить в контакт,

вести диалог

«Раскрасьте правильно»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.

Описание игры: дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок  по образцу вдвоем (т.е. Между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Возьмёмся  за руки,  друзья»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Описание игры: педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

Игра «Хороший друг»

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка.

Педагог предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла? » ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

— как человек находит друга?

— почему так важны в жизни хорошие друзья?

— есть ли у тебя друг в группе?

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Дрозды»

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Описание игры: дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия: 

Я дрозд. (показывают на себя.)

И ты дрозд. (показывают на своего  партнёра.). У меня нос. (дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (гладят щёки своего партнёра.)

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Робот»

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Описание игры: дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Удержи предмет»

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.

Описание игры: дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Эхо»

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Описание игры: дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Руки -  ноги»

Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Описание игры: детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Змея»

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Описание игры: дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а потом укорачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребёнок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Торт на день рождения»

Цель: развивать чувство общности и принадлежности к группе, устанавливать контакт друг с другом.

Описание игры: я хочу предложить вам игру, которая называется «торт на день рождения». Все дети смогут поучаствовать в ней и испечь необыкновенный торт.

Сядьте на пол кружком. Представьте, что наш круг – это миска, где смешивают все продукты для торта. Ну-ка подумайте, что нужно для теста. Чтобы торт был вкусным, нам нужна пара яиц. Кто из вас хочет ими быть? Будьте яйцами, которые разбили в миску, и ложитесь посередине на пол. Что еще нам нужно для торта?..

(пусть дети будут разными продуктами. Спрашивайте, кто хочет быть, например, мукой, молоком, сахаром, изюмом.) Те, кто присоединяется к «тесту», должны позаботиться о том, чтобы все продукты были хорошо перемешаны.

Один или два ребенка будут свечками на торте. («зажгите» их радостно и проговорите хором заранее подобранные вами короткие стихи, подходящие к такому уникальному торту на день рождения.).

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

Игра «Газета»

Цель: сплочение группы.

Описание игры: на пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей. (для этого надо обняться, уменьшив таким образом физическую дистанцию.)

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Квадрат»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Описание игры: все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например

— квадрат пошел влево — квадрат идет влево

— квадрат садится — квадрат с криками и воплями пытается сесть.

— квадрат прыгает — квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает

И так далее.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Паутина»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы.

Описание игры: некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. 

В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. «Паутина» представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех детей группы.

Все дети садятся в круг. Ведущий берет в руки клубок ниток. 

Предлагает детям назвать свои имена. Каждый участник называет свое имя, при этом разматывая клубок. В итоге получается паутина, которая связывает всех ребятишек. 

Паутина эта необычная, «волшебная». Каждому ребенку достается кусочек паутинки, который можно надеть на руку в качестве браслета

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Заколдованная тропинка»

Цель: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Описание игры: один из детей – ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.

Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Я хочу с тобой подружиться»

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: из участников игры выбирается водящий‚ который произносит слова: «я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Клубочек»

Цель: развитие внимания к сверстникам. Создание эмоционального положительного фона.

Описание игры: дети сидят на стульчиках. В руках у ведущего клубок пряжи. Намотав вокруг пальца нитку, он говорит:

Покатись клубочек по дорожке.

Расскажи клубочек нам немножко

Про Ванюшу, Таню и Наташу.

Про детишек всех красивых наших.

Затем передаёт клубочек ребёнку, сидящему рядом, и предлагает  ему рассказать о себе: например, какое у него сегодня настроение. Темы могут быть разными.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Встаньте, все кто…»

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать  игрушки,  кататься с горки и т.д.» дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Игра-приветствие с колокольчиком»

Цель игры: настраивание детей на доброжелательный лад.

Описание игры: дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них. Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «здравствуй, Саша, мой дружок!» после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка.  Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Коридор приветствий»

Цель игры: предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.

Описание игры: дети встают в две шеренги лицом друг к другу. Образуя между шеренгами коридор. Ребёнок, который находится с краю любой из шеренг, начинает медленно проходить по коридору. Дети приветствуют его так, как будто бы он – знаменитая личность: машут ему руками, кланяются, аплодируют, кричат: «ура!» и т. Д. Как  только первый ребёнок дойдёт до середины, следующий ребёнок с краю шеренги  начинает двигаться по коридору в том же направлении. Так продолжается пока все дети не пройдут через «коридор приветствий»

Запрещается дотрагиваться до того, кто идёт по коридору.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Ток»

Цель: установление доверительного контакта между детьми. 

Описание игры: дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу ток (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Радио»

Цель: развитие внимания к сверстникам.

Описание игры: дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Сочиняем сказку»

Цель игры: научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам.

Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий выбирает какую-нибудь маленькую игрушку и начинает рассказывать сказку, например: «жил-был

Маленький зайчик. Он больше всего любил...» на этих словах рассказчик передает игрушку следующему участнику. Тот продолжает начатую фразу и историю. Если дети затрудняются придумывать продолжение, можно немного подсказать им, например: «он жил с …», «однажды он решил отправиться...» и т. п‚

Примечание. Взрослому важно поддерживать неуверенных в себе детей, стараться, чтобы каждый ребёнок сказал хотя бы одно слово.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Раздувайся, пузырь!»

Цель: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Описание игры: дети с педагогом делают тесный кружок — это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже — кто-то из детей) говорит: «хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Хромой ведет слепого»

Цель: установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: хромому подвязывают ногу веревкой. У слепого глаза завязаны повязкой. На полу — газетные обрывки («трясина»), стулья («препятствия»). «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".

Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....

Формирования навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта

    Очень важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества, заниматься физическим развитием детей с нарушениями и...

Формирование навыков сотрудничества как средство обеспечения гуманистического образовательного процесса

Формирование навыков сотрудничества как средство обеспечения гуманистического образовательного процесса...

Формирование навыков сотрудничества

В отчёте по самообразованию на тему: "Формирование навыков сотрудничества в 1 классе" обосновывается необходимость формирования данного УУД, приводится пример, как развивать навык сотрудниче...