Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы». 4 класс.
рабочая программа (4 класс)

Кол Наталья Евгеньевна

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Умники и умницы». 4 класс. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа  

город Нововоронеж»

Рассмотрено:

На заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО

 

_____________

/Деркачева А.А./

Протокол № 1

от « 24 » августа 2020г.

Согласовано:

Заместитель директора

 по УВР МБОУ Нововоронежская

СОШ № 1

_____________

/Плугатыренко Е.Н./

« 25 » августа 2020 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ Нововоронежская

 СОШ № 1

_____________

/Н.В. Бокарева/

Приказ № 39 о.д.

от «26  » августа 2020 г.

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

Общеинтеллектуальное направление

                                  Срок реализации программы: 1 учебный год

                                                 Возраст учащихся: 10 -11 лет                                                                 

                                                                                           Учитель начальных классов

                                                                                   Кол Наталья Евгеньевна, ВКК    

                                                                     

   

 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» для обучающихся 4 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.);
  3. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Нововоронежской СОШ №1;
  4. Авторская программа Холодовой О.А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»;
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель курса внеурочной деятельности:

- расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития посредством совершенствования познавательных способностей младшего школьника.

Задачи курса внеурочной деятельности:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Место курса в учебном плане

Программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» в 4 классе рассчитана на 68 часов (34 учебные недели, по 2 часа в неделю).  

Планируемые результаты освоения

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения:

Личностные результаты: 

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты: 

регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом задания и иллюстрацией рабочей тетради;
  • учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя/добытую самостоятельно;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты (например, математические, такие как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры);
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

коммуникативные:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • читать и пересказывать текст;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты: 

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Содержание курса

Тренировка психических процессов. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование воображения. Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов, и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Задания геометрического характера. Уникурсальные кривые. Составление и моделирование предметов.  Построение фигур из счетных палочек.  Построение фигур из конструктора "монгольская игра", "танграм".

Нестандартные задания алгебраического характера. Арифметический шифр.  Математический фокус.  Арифметические лабиринты с воротами.  Математические ребусы. Магические квадраты 3*3.

Нестандартные задания логического характера. Анаграмма. Комбинаторные задачи. Задачи с альтернативным условием. Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы").

В ходе реализации программы запланировано использование следующих форм организации: игры, беседы, конкурсы, занятия-путешествия, выставка поделок, математические игры, математические викторины, занимательные задачи, олимпиада.

При реализации программы необходимо использовать такие виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую деятельность, проблемно-ценностное общение, спортивно-оздоровительная деятельность, социальное творчество, техническое творчество.

Тематическое планирование

№ раздела

(темы)

Название раздела

(темы)

Количество

     часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

Развитие концентрации внимания

1

Совершенствование мыслительных операций

1

Тренировка внимания

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

Тренировка слуховой памяти

1

Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

Тренировка зрительной памяти

1

Развитие логического мышления

1

Обучение поиску закономерностей

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

Совершенствование воображения

1

Развитие наглядно-образного мышления

1

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

Развитие быстроты реакции

1

Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

Развитие концентрации внимания

1

Совершенствование мыслительных операций

1

Тренировка внимания

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

Тренировка слуховой памяти

1

Тренировка зрительной памяти

1

Развитие логического мышления

1

Обучение поиску закономерностей

1

Совершенствование воображения

1

Развитие наглядно-образного мышления

1

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

Развитие быстроты реакции, умения решать нестандартные задачи

1

Развитие концентрации внимания

1

Совершенствование мыслительных операций

1

Тренировка внимания

1

Тренировка слуховой памяти

1

Тренировка зрительной памяти

1

Развитие логического мышления

1

Обучение поиску закономерностей

1

Совершенствование воображения

1

Развитие наглядно-образного мышления

1

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

Развитие быстроты реакции

1

Тренировка концентрации внимания

1

Тренировка внимания

1

Тренировка слуховой памяти

1

Тренировка зрительной памяти

1

Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

Развитие логического мышления

1

Обучение поиску закономерностей

1

Совершенствование воображения

1

Развитие наглядно-образного мышления

1

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

Развитие быстроты реакции, мышления

1

Тренировка концентрации внимания

1

Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

Тренировка внимания

1

Тренировка слуховой памяти

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

Тренировка зрительной памяти

1

Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие логического мышления

1

Обучение поиску закономерностей

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

Совершенствование воображения

1

Развитие наглядно-образного мышления

1

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

Итого

68 ч

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата

план

факт

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

2 – 4 сент.

Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

7 – 11сент.

Тренировка внимания

Развитие умения решать нестандартные задачи

14 – 18 сент.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

21 – 25 сент.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка зрительной памяти

28.09 – 2 окт.

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

5-9 окт.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Совершенствование воображения

12-16 окт.

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

19-23 окт.

Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций.

2-6 нояб.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие концентрации внимания

9-13 нояб.

Совершенствование мыслительных операций

Тренировка внимания

16-20 нояб.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка слуховой памяти

23-27 нояб.

Тренировка зрительной памяти

Развитие логического мышления

30 нояб. - 4 дек.

Обучение поиску закономерностей

Совершенствование воображения

7-11 дек.

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

14-18 дек.

Развитие быстроты реакции, умения решать нестандартные задачи

Развитие концентрации внимания

21-25 дек.

Совершенствование мыслительных операций

Тренировка внимания

11-15 янв.

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

18-22 янв.

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

25-29 янв.

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления

1-5 февр.

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

Развитие быстроты реакции

8-12 февр.

Тренировка концентрации внимания

Тренировка внимания

15-19 февр.

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

22-26 февр.

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1-5 март.

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

9-12 март.

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления

15-19 март.

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

Развитие быстроты реакции, мышления

29 март. - 2 апр.

Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

5-9 апр.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка внимания

12-16 апр.

Тренировка слуховой памяти

Развитие умения решать нестандартные задачи

19-23 апр.

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

26-30 апр.

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

4-7 мая

Развитие умения решать нестандартные задачи

Совершенствование воображения

11-14 мая

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

17-21 мая

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 4 класс. – 5-е изд, перераб. – М.:Росткнига, 2014. – 240 с.

2. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Рабочие тетради. В 2-х частях.4 класс. – 5-е изд, перераб. – М.:Росткнига, 2020.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы  включая календарно-тематическое планиров...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....