Технологическая карта внеклассного мероприятия по шахматам
план-конспект занятия (4 класс)

Аюшеева Мария Балдыновна

Изучить принципы игры в дебюте, усвоить основы дебюта, знать виды дебюта, решать практические задачи.

 

Образовательные:

Усвоить понятие дебюта,  виды дебютов; решать шахматные задачи,

Воспитательные:

Учить работать в команде, воспитывать  чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

 

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: учатся определять и формулировать цель деятельности;  высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности.

Познавательные:  анализировать свои действия во время игровых ситуаций и делать выводы

Коммуникативные УУД: учатся ориентироваться на позицию собеседника в общении и при решении шахматных задач;  работать в команде, планировать учебное сотрудничество; учатся с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

Учебник  Шахматы в школе. Третий  год обучения. И.Г.Сухин, рабочая тетрадь. Презентация к уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия176.5 КБ
Файл самоанализ занятия25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия по шахматам

Выполнила Аюшеева Мария Балдыновна

МБОУ  Яснинская СОШ № 2

Класс: 4-«Б» класс.

Тип занятия: урок открытия новых знаний

Тема урока

ОСНОВЫ ИГРЫ В ДЕБЮТЕ. 

Цели урока

Задачи урока

Изучить принципы игры в дебюте, усвоить основы дебюта, знать виды дебюта, решать практические задачи.

Образовательные:

Усвоить понятие дебюта,  виды дебютов; решать шахматные задачи,

Воспитательные:

Учить работать в команде, воспитывать  чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: учатся определять и формулировать цель деятельности;  высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности.

Познавательные:  анализировать свои действия во время игровых ситуаций и делать выводы

Коммуникативные УУД: учатся ориентироваться на позицию собеседника в общении и при решении шахматных задач;  работать в команде, планировать учебное сотрудничество; учатся с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

Ресурсы:

Учебник  Шахматы в школе. Третий  год обучения. И.Г.Сухин, рабочая тетрадь. Презентация к уроку.

Оборудование:

Демонстрационная шахматная доска и магнитные шахматы, наборы шахмат у детей, карточки с шахматными задачами. Мантии, шахматные доски и фигуры, флажки, конверты с названием темы урока: «Дебют»

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты (УУД)

Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.).

Цель этапа: 

Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

Дорогие, ребята! Вы попали в королевство увлекательной игры под названием «Шахматы». Сегодня у нас необычное занятие, потому что у нас много гостей.

Добрый день.  уважаемые гости!

Давайте поприветствуем наших гостей, ребята! Мы очень рады тому, что вы, несмотря на свою занятость, пришли и приехали в нашу школу.

Мы заранее разделились на две команды:

Чёрные и белые пешки. Несмотря на то, что пешка в начале игры имеет небольшую ценность, в конце игры пешка может превратиться в любую другую фигуру, кроме короля. Об этом знает каждый шахматист. Поэтому победителям сегодняшнего турнира вручат шахматную корону.

Если есть команды и соревнование, то обязательно должны быть и судьи. Поэтому мы приглашаем в судейскую бригаду наших уважаемых гостей:

______________

______________

______________

Итак, мы начинаем! Ребята!

Выберите, пожалуйста, капитана команды.

С этой минуты только капитан может назначить человека, который будет отвечать на поставленный вопрос. Право голоса имеет та команда, которая первой поднимет флажок.

Приветствуют гостей. Выбирают капитана команды, распределяют роли-кто за что будет отвечать.

Умение дать самооценку готовности к уроку

Целеполагание

(3 мин.).

Цель этапа:  Умение определять и формулировать тему и цель деятельности.

На ваших столах лежат конверты: в них буквы, из которых вы сможете собрать слово. Это шахматный термин. Чья команда первой соберёт слово, поднимет флажок и объявит тему нашего сегодняшнего занятия, поставит цель, получит первый бонус в виде шахматной фигуры. Другая команда может дополнить ответ соперников и тоже получит шахматную фигуру, но меньшей ценности.

Это был первый этап. Вы прекрасно справились с этим заданием. И команда, которая первой справилась с заданием, получает слона, а вторая за дополнения пешку.

Зная ценность фигур, объявите счёт капитаны.

Собирают слово «Дебют» и объявляют тему урока

Мы будем говорить о дебюте.

1.познакомиться с основами игры в дебюте;

2.узнаем виды дебютов;

3.поупражняемся в игре на принципах дебюта.

Ученики читают: «Основы игры в дебюте»

Счёт: 3-1

Умение предполагать, рассуждать.

Умение формулировать тему урока .

Актуализация знаний

 (3мин.).

Цель этапа

повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы.

Второй этап.

Блиц-турнир. Прежде чем вы откроете дверь в мир новых знаний  вы должны будете сразиться в блиц –турнире и получить ключи.

За каждый правильный ответ вы получите пешку, то есть очко

  1. Где зародились шахматы?
  2. Где родился Хосе Рауль Капабланка?

( в Гаване, в  столице Кубы)

  1. Родина Макса Эйве- Нидерланды
  2. Родина Роберта Фишера? (США, Чикаго)
  3. Во сколько лет Робер Фишер стал чемпионом  США? (в 14 лет)
  4. Кто из чемпионов мира родился в Индии? (Вишванатан Ананд)
  5. Сколько клеток на шахматной доске? (64)
  6. Сколько белых и чёрных фигур на шахматной доске в начале партии? (32)
  7. Как ходит белопольный слон?
  8. Кто это сказал :«Старайся как можно больше играть на равных с более сильными  шахматистами» ? (Вильгельм Стейниц)
  9. Как называется  середина шахматной игры?
  10. Как называется конец шахматной игры
  11. Что такое рокировка?- (это ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и последующее перемещение ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля.)
  12. Что такое нотация?-(это система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске).
  13. Что такое диаграмма? (это графическое представление шахматной позиции, представляющее собой изображение шахматной доски с расставленными на ней фигурами и пешками.)
  14. Что такое вилка? (это положение в шахматной партии, когда две или более фигуры одного игрока находятся под боем одной фигуры другого игрока.)

А сейчас, я объявляю конкурс капитанов. Представьтесь, пожалуйста.

Назовите по порядку всех чемпионов мира

Закончился блиц-турнир.

 Вы все с честью справились с этим заданием. Поэтому мы можем начать изучение нового материала.

Я вручаю вам ключи от двери в шахматный мир.

Отвечают на вопросы, подсчитывают баллы

Ориентироваться в своей системе знаний

Находить и исправлять ошибки, оценивать.

Свободно излагать свои мысли в устной ф

 Открытие новых знаний.

(8 мин.).

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Первичное закрепление

Цель: зафиксировать и систематизировать полученное знание, подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

Развитие умений – применение  изученных знаний.

Самостоятельная работа

Цель этапа: 

  Умение самостоятельно применять полученные знания на практике

Стадия осмысления.

(6 мин.).

Цель этапа:

Привести новый материал, пройденный материал и игровую практику в единую систему для нахождения пути решения для поставленной задачи.

IХ.Рефлексия

Цель этапа: 

  Умение анализировать свою деятельность и делать выводы

Вспомните, пожалуйста, назовите и запишите тему урока на листе ватмана, который лежит у вас на парте.

Сформулируйте цель нашего занятия

Ваша задача слушать очень внимательно, так как в конце нашего занятия вы должны будете составить коллаж обо всём, что вы узнали сегодня на занятии. И за это вы получите дополнительные баллы.

Дебют – это начало партии, где происходит развитие фигур.

Дебют – это самая важная и сложная часть шахматной партии. Считается, что продолжительность дебютной стадии варьируется от 10 до 25 ходов .

Чтобы хорошо вести шахматную партию, соблюдай основные дебютные принципы:

  • Стремись к быстрейшему развитию фигур;
  • Не ходи в начале партии несколько раз одной фигурой-потеряете темп.
  • Не двигайте никакие другие пешки, кроме королевской и ферзевой
  • Располагай свои фигуры так, чтобы они не мешали друг другу;
  • Не выводи без необходимости тяжёлые фигуры (ферзя и ладью  в начале партии;
  • Старайся опередить противника в развитии фигур – получишь хорошие шансы на атаку.
  • Старайся установить контроль над центром.
  • Подумай о безопасности короля. Лучше отправить своего короля в спасительную рокировку в короткую сторону.
  • Коней следует развивать раньше, чем слонов
  • Самая сильная позиция для коней это поля:f3, c3, f6, c6. Почему?

 

 Если вы хотите хорошо научиться играть в шахматы, вам обязательно необходимо разучить несколько основных дебютов для игры белыми и для игры чёрными.

Шахматисты применяют следующую классификацию дебютов: открытый, закрытый, полузакрытый

В шахматной партии дебют называется открытым, если первый ход такой: 1.е2-е4 е7-е5.

С примерами открытых дебютов более подробно мы познакомимся с вами на следующих занятиях:

Русская партия

Испанская партия

Итальянская партия

Королевский гамбит

Дебют называется полуоткрытым, если на первый ход белых 1. е2-е4 чёрные реагируют любым способом, кроме е7-е5.

Примеры полуоткрытых дебютов:

Сицилианская защита

Защита Алёхина

защита Каро-Канн

Скандинавская защита

Пример полуоткрытого дебюта

Скандинавская защита - полуоткрытый дебют, возникающий после начальных ходов 

1.е4-d5

Дебют называется закрытым, если белые делают первый ход любой другой, кроме 1. е2-е4.

Примеры закрытых дебютов:

Ферзевый гамбит

Английское начало

Защита Пирца-Уфимцева

Защита Бенони.

Командное разыгрывание партии на индивидуальных шахматных досках.

Один из принципов дебюта- это невыгодность раннего вывода ферзя.

Перед вами 4 диаграммы,  на которых вы должны решить задачу: как наказать ферзя за ранний выход.

Вы решаете всей командой все 4 диаграммы и поднимаете флажок только тогда, когда решения будет найдено и записано в нотации.

Следующий этап.

Откройте рабочие тетради на стр.14

Решите еще 4 задачи «Охота на ферзя». Ход белых. Выиграй ферзя за лёгкую фигуру.

Наше уважаемое жюри проверит правильность ваших решений.

А у нас с вами осталась самая важная работа-

подвести итог.

Каждой команде дан лист ватмана, на котором вы в начале урока записали тему.  А теперь, используя  нарезки, вы должны оформить коллаж. В этих нарезках половина ответов правильные, относящиеся к теме дебют, а другая половина ответов –неправильная. Будьте предельно внимательны отбирая ответы. Распределите обязанности в группе-кто и за что будет отвечать.

 Насколько хорошо вы усвоили тему урока, мы узнаем, если вы правильно выберете нарезки. При этом за каждый правильный ответ вы получите дополнительные баллы.

Поднимите руки, кому тема урока была понятна? Поднимите руки, кому было интересно?

Я попрошу вас, ребята, представить себя шахматными фигурами. Каждый из вас действовал решительно, предпринимал серьёзные шаги для решения шахматных задач, влиял на ход игры, действовал сообща, думая об исходе соревнования, поэтому дайте оценку своей деятельности с помощью шахматных фигур.

Итак, наше путешествие в прекрасный, увлекательный мир в королевство шахмат закончилось.

А теперь я хочу предоставить слово нашему уважаемому жюри. Я благодарю всех участников нашего мероприятия за отличную работу- вас мои дорогие ребята, вас, уважаемые жюри и всех присутствующих. Поздравляю вас всех с окончанием рабочей недели, желаю всем набраться сил и позитивных эмоций для дальнейшей плодотворной работы!!1

Ученики внимательно слушают и запоминают.

 

Ученики читают основные правила игры в дебюте.

Ученики читают виды дебютов на слайдах презентации.

Ученики рассматривают предложенные диаграммы и ищут решения.

Ученики расставляют на шахматное поле  шахматные фигуры.

Внимательно слушают учителя.

Продумывают и разыгрывают данную шахматную ситуацию. Находят варианты решения комбинации.

Сообщают о результате учителю.

Ученики подводят итог урока.

Познакомились с основами дебюта. Узнали виды дебютов.

Решали шахматные задачи «Как наказать ферзя за ранний выход»

Умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Извлекать информацию, представленную в разных видах.

Искать пути решения задачи.

Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.

Анализировать, сравнивать, строить, логические рассуждения, делать выводы.

Свободно излагать свои мысли в устной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Работать в группе, участвовать в выработке решения.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

участвовать в выборе решения.

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия.

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Анализировать, сравнивать, разыгранную партию, делать выводы.

Концентрировать свои мысли для новой шахматной ситуации.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности работы.



Предварительный просмотр:

В 4 «Б»  классе 15 учеников: 4 отличника, 5 хорошистов, 2 ребёнка с особенностями развития

Шахматы мы изучаем третий год по программе Игоря Георгиевича Сухина.

Тема занятия: Основы дебюта
Цель: Изучить принципы игры в дебюте, усвоить принципы дебюта, знать виды дебюта, решать практические задачи, понять невыгодность раннего выхода ферзя.

Во время урока решались следующие задачи: 

Обучающая

усвоить понятие дебюта,  виды дебютов;

Развивающая

решать шахматные задачи, уметь применять правила

Воспитательная:

Учиться работать в команде, воспитывать  чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, развивать умение предвидеть результаты своей деятельности. Воспитывать чувство коллективизма, поддерживать дружескую атмосферу взаимопомощи в группе.

Планируемые результаты (УУД)

Регулятивные: учатся определять и формулировать цель деятельности;  высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности.

Познавательные:  анализировать свои действия во время игровых ситуаций и делать выводы

Коммуникативные УУД: учатся ориентироваться на позицию собеседника в общении и при решении шахматных задач;  работать в команде, планировать учебное сотрудничество; учатся с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

Ресурсы: На уроке использовался: Учебник  Шахматы в школе. Третий  год обучения. И.Г.Сухин, рабочая тетрадь к учебнику. Презентация к уроку.

Тип занятия:  изучение  нового материала

Виды занятий:

  1. обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий, – осознание действий, подчиненных определенным правилам;

2.  развивающее обучение, основанное на  осознание собственного развития в процессе обучения;

Методы: обучения.

1. Словесные, наглядные, практические.

2. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;

3. Объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; частично- поисковый (вопросы заданные в блиц-турнире не были даны в готовом виде, были мною распечатаны и выданы заранее, чтобы у детей была возможность найти ответы в разных источниках)

Формы обучения: групповая, индивидуальная. 
С учетом выше изложенного были подобраны и использованы следующие
технологии: 
1) информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация презентации);
2) Технология проблемного обучения

Цель: получение учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач и овладению ими новыми умениями

3) здоровье-сберегающая технология (организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала, учёт возрастных особенностей учащихся, смена деятельности)

4) Личностно-ориентированный подход

Целью которого является обеспечение комфортных, бесконфликтных условий развития, положительная стимуляция учения.

В этой технологии учитель и ученик выступали, как равные партнёры, носители разного, но необходимого опыта. Мною  учитывались личностные особенности, требования к межгрупповому взаимодействию, предвосхищались возможные изменения в организации коллективной работы класса и я была готова корректировать их по ходу занятия.

5)Технология сотрудничества

Цель: каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками.  Успех можно достичь только при постоянном взаимодействии всех участников команды при работе над темой.

Считаю, что на данном уроке удалось решить на достаточном и необходимом уровне поставленные мною задачи. Были соблюдены все санитарно-гигиенические требования, проведена динамическая пауза. 
Урок прошёл в темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности. Учащиеся были готовы к продолжению работы на любом этапе урока. На уроке царила доброжелательная психологическая атмосфера сотрудничества между самими учащимися и учащимися и педагогом.
Итоги подведены, прокомментирована деятельность самими учащихся.

Структурные элементы занятия.

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа:  Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

Целеполагание

Цель этапа:  Умение определять и формулировать тему и цель деятельности.

Актуализация знаний

Цель этапа:

повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы. Он прошёл в виде блиц-турнира.

Открытие новых знаний.

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

На этом этапе дети узнали основные принципы дебюта

Первичное закрепление

Цель: зафиксировать и систематизировать полученное знание, подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

 Ознакомила с классификацией дебютов. На примере показала, что такое открытые,  полуоткрытые и  закрытые дебюты

Развитие умений – применение  изученных знаний.

 Цель этапа:  Умение самостоятельно применять полученные знания на практике

Мною была организована самостоятельная работа в группах. Дети решали задачи: почему невыгоден ранний ввод ферзя в игру

Стадия осмысления.

Цель этапа:

Привести новый материал и игровую практику в единую систему . На этом этапе дети отобрали из множества разных ответов (правильных и неправильных) правильные и оформили коллаж

IХ.Рефлексия

Цель этапа:   Умение анализировать свою деятельность и делать выводы

Дети оценили свою деятельность высоко, поняли тему занятия.

 Исходя из того, что дети работали в группах слаженно, дружно,  продуктивно, поняли основы дебюта я думаю , что  цель и задачи, поставленные мной достигнуты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного мероприятия"В гостях у Морского царя"

Внеклассное мероприятие "В гостях у Морского царя" проводится в предверии Нового года. Сценарий  для учащихся начальных классов. Данная разработка составлена в виде технологической карты....

Технологическая карта внеклассного мероприятия 3 класс «Что такое толерантность?»

Сюжетная игра (занятие строится в виде путешествия).Ожидаемые результаты:В ходе проведения классного часа дети должны получить первоначальное понятие, что такое толерантность, какими качествами характ...

технологическая карта внеклассного мероприятия "Акция - поздравление с Днем Победы ветерана ВОВ"

Ребята, сегодня у нас необычная встреча. К нам в гости пришел наш земляк, легендарный человек, ветеран  ВОВ, полковник Старцев Петр Тимофеевич. Он прошел всю войну от Белгорода до Берлина, о...

Технологическая карта внеклассного мероприятия

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Учитесь улыбаться".1 класс...

Технологическая карта внеклассного мероприятия по шахматам

Изучить принципы игры в дебюте, усвоить основы дебюта, знать виды дебюта, решать практические задачи. Образовательные:Усвоить понятие дебюта,  виды дебютов; решать шахматные задачи,Воспитате...