Рабочая программа учебного курса «Ручной труд» 2 класса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа (2 класс)

pavlenkoi

Рабочая программа по «Ручному труду»  предназначена для детей  с ОВЗ и обеспечивает реализацию требований адаптированной общеобразовательной программой в предметной области «Технологии»  в соответствии с ФГОС образования обучающихся с  интеллектуальным нарушением. Программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья интеллектуальные нарушения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud_2_klass_in.docx46.48 КБ

Предварительный просмотр:


2.Разделы программы

п/п

Наименование раздела рабочей программы

Стр.

Содержание рабочей программы

2

Паспорт рабочей программы

3

Пояснительная записка

4-9

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе

10-14


3. Паспорт рабочей программы

Тип программы

ФГОС с ОВЗ для  обучающихся умственно отсталых (интеллектуальные нарушения)

Статус программы

Рабочая программа учебного курса «Ручной труд» 2 класса

Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа

Программа составлена на основе курса «Ручной труд» для учащихся школ с ОВЗ и обеспечивает реализацию требований адаптированной общеобразовательной программой в предметной области «Технологии» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальным нарушением.  

Категория обучающихся

Обучающиеся 2 класса МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» по ФГОС для детей с ОВЗ  умственно отсталых (интеллектуальные нарушения)

Нормативный срок освоения программы учебного курса

1 учебный год

Объём учебной нагрузки в неделю

2 академических часа в неделю и 0,5 часа в неделю для индивидуального обучения на дому

Объём учебной нагрузки в год

68 часов в год и 17 часа в неделю для индивидуального обучения на дому

Форма организации учебной деятельности

Классно-урочная/индивидуальное обучение на дому


4.Пояснительная записка

Рабочая программа по «Ручному труду»  предназначена для детей  с ОВЗ и обеспечивает реализацию требований адаптированной общеобразовательной программой в предметной области «Технологии»  в соответствии с ФГОС образования обучающихся с  интеллектуальным нарушением. Программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья интеллектуальные нарушения

        Учебник, использующийся для обучения: Технология. Ручной труд 2 класс / Автор. – Кузнецова Л.А. изд.,- М.: Просвещение, 2019, 110 стр.

        Освоение учебного материала в 2019-2020 учебном году осуществляется по следующему календарному учебному графику: 2 академических часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 68 академических часа в год по классно-урочной / 0,5 академических часа в неделю (1 урок по 0,5 часа), общей трудоёмкостью учебного материала 17 академических часа в год на индивидуальном обучении на дому.

        Изучение занимательного труда в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
  • уважение к людям труда;
  • получение элементарных знаний по видам труда.

        В результате изучения данного предмета реализуются следующие задачи:

  • формирование трудовых качеств; 
  • обучение доступным приемам труда;
  • развитие самостоятельности в труде; 
  • привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы. 

        При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:

для учителя: Технология. Ручной труд 2 класс / Автор. – Кузнецова Л.А. изд.,- М.: Просвещение, 2019, 110 стр.

для учащихся: Технология. Ручной труд 2 класс / Автор. – Кузнецова Л.А. изд.,- М.: Просвещение, 2019, 110 стр.

        Основное содержание курса «Ручной труд» 2 класса

Работа с пластилином

  1. Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед). Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей.
  2. Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой,
  3. кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома.
  4. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц.
  5. Лепка по образцу стилизованных фигур животных.
  6. Самостоятельная лепка с натуры игрушек.
  7. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.
  8. Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля.
  9. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.

Работа с бумагой

  1. Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной
  2. конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.
  3. Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников,
  4. кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны.
  5. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Использование задела работы. Закрепление нитки-петли.
  6. Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора.
  7. Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы», используя изделия учащихся.
  8. Применение и назначение картона.
  9. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Работа с нитками и текстильным материалом

  1. Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички.
  2. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков
  3. нитей, шпагата, тесьмы.
  4. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх
  5. вниз). Завязывание узелка.
  6. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата,
  7. тонкой веревки, сутажа.
  8. Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются
  9. (повторение).
  10. Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
  11. Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание
  12. закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками. Слабые учащиеся повторяют сметочный стежок.
  13. Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Слабые учащиеся
  14. выполняют вышивку сметочными стежками.
  15. Виды отдельных ручных стежков: сметочный и
  16. «шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
  17. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала
  18. выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Соблюдение порядка вышивания изделия.

Работа с природным материалом

  1. Экскурсия в природу с целью сбора материала.
  2. Изготовление по образцу птички из желудей палочек, крылаток ясеня и проволоки.
  3. Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки,
  4. бумажных, поролоновых или кожаных деталей.
  5. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы,
  6. коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.
  7. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Тематическое планирование курса ручного труда

2 класса

№ п/п

Изучаемые разделы

Количество уроков

1

Работа с пластилином

14/7

2

Работа с бумагой

27/12

3

Работа с нитками и текстильным материалом

15/6

4

Работа с природным материалом

12/9

        Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения. таких как проблемный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. При этом адаптация учебного материала под особые образовательные потребности учащихся интеллектуальными нарушениями осуществляется посредством перераспределения учебного материала курса «Ручной труд» 2 класса в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, использование технологий поддерживающей педагогики, дозирования учебного материала, индивидуальных карточек-заданий и пр.

Требования к уровню подготовки учащихся:

        В результате изучения ручной труд во 2 классе учащиеся должны уметь:

  • выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия;
  • сравнивать образца изделия с натуральным объектом;
  • выполнять работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления;
  • отвечать на вопросы учителя полными предложениями;
  • оценивать своё изделие (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.).
  • ориентироваться в пространстве при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя;
  • показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги;
  • разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям.
  • правильно располагать лист бумаги, подставку, материалы для работы на рабочей плоскости.
  • анализировать формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя:
  • показывать и называть основные геометрические формы (треугольник, квадрат, круг),
  • узнавать и называть формы объемных предметов.

Учебно-методические средства обучения

1. ФГОС начального общего образования

2. Примерная программа начального общего образования.

3. Технология. Ручной труд 2 класс / Автор. – Кузнецова Л.А. изд.,- М.: Просвещение, 2019, 110 стр.)

Интернет-ресурсы:

1. http://минобрнауки.рф/

2. http://www.edu.ru/


Календарно-тематическое планирование по ручному труду 2 класса для детей с ОВЗ нарушение интеллекта классно-урочная форма обучения

№ Урока п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Повторение пройденного в 1 класса. Общие правила организации рабочего места на уроках труда. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.

Работа с глиной и пластилином. Глина – строительный материал. Пластилин – материал для ручного труда.

Лепка из пластилина геометрической фигуры «брус». Складывание из вылепленных деталей (брусков) «ворота».

Складывание из вылепленных деталей (брусков) «ворота).Лепка изделия.

Лепка изделия. Имеющего прямоугольную форму. «молоток».

Аппликация из пластилина «осенний лист».

Работа с природным материалом. Что делают из природного материалов.

Расширение знаний о растительном мире Изготовление игрушек из желудей. «Зайчик».

Изготовление игрушек из желудей «Поросенок».

Познавательные сведения о плодах деревьев. Изготовление изделий из скорлупы орехов «Кораблик»

Изготовление изделий из скорлупы орехов «Черепаха».

Работа с бумагой и картоном. Виды и сорта бумаги. Правила работы с клеем и кистью. «Подставка для кисти».

Изготовление аппликации из мятой бумаги «Дерево осенью».

Аппликация из мятой бумаги «Ветка рябины»

Приемы складывания бумаги: квадрата, прямоугольника.

Складывание фигурок из бумаги «Цветок».

Складывание фигурок из бумаги «Маска собачки».

Работа с картоном. Познавательные сведения о картоне. Как работать с шаблоном. Инструменты и материалы. Правила работы с ножницами.

Закрепление навыков разметки геометрических фигур по шаблонам: квадрат, треугольник, круг. Изготовление пакета с аппликацией из геометрических фигур.

Изготовление пакета с аппликацией из геометрических фигур.

Закрепление навыков обработки бумаги (резание ножницами, сгибание, разгибание).

Работа с нитками. Свойства ниток. Связывание ниток в пучок. «Ягоды»

Работа с текстильным материалом. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями.

Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина цилиндрической формы «Кружка»

Лепка из пластилина конической формы «Чашка».

Лепка из пластилина конической формы «Чашка из пластилиновых жгутиков».

Работа с природным материалом. Свойства листьев. Аппликация из засушенных листьев.

Рамка для фотографии, украшенной из засушенных листьев.

Работа с бумагой и картоном. Разметка по шаблонам сложной конфигурации «Машинка».

Аппликация из обрывной бумаги.

Изготовление плоских елочных игрушек.

Работа с нитками Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей.

Работа с глиной и  пластилином. Лепка чайной посуды в форме шара «Чайник».

Работа с бумагой и картоном. Изготовление игрушек в форме шара из бумаги (из 4-5 полос).

Изготовление бумажного шара из кругов.

Работа с нитками. Сматывание ниток в клубок «Шарики из ниток разной величины».

Работа с пластилином. Лепка фигурки «Медвежонок» из отдельных частей.

Лепка из целого куска пластилина «Утка».

 Работа с природным материалом. Работа с шишками. Изготовление фигурки человечка.

Изготовление изделий из шишек.

 Работа с бумагой и картоном. Работа с линейкой. Познавательные сведения о линейке. Разметка бумаги по линейке.

Аппликация, состоящая из геометрических фигур.

Работа с тканью. Познавательные сведения о ткани. Свойства ткани. Разновидности  тканей.

Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Техника безопасности. Аппликация из ткани

Аппликация из ткани.

Работа с бумагой. Познавательные сведения об открытках. Симметричное вырезание деталей, сложенных вдвое.

Изготовление открытки к 8  Марта

Изготовление открытки к 8  Марта

Работа с природным материалом. Композиция из листьев и семян. Коллективная работа.

Композиция из листьев и семян. Коллективная работа.

Работа с пластилином. Изготовление композиции к сказке «Колобок». «Лиса»

Изготовление «Ель». «Пень». Сборка композиции.

Работа с бумагой. Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок.

Работа с бумагой. Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок.

Что надо знать о дорожных знаках. Изготовление модели дорожных знаков.

Что надо знать о дорожных знаках. Изготовление модели дорожных знаков.

Вышивка «Изонить». Приемы вышивания. Техника безопасности.

Вышивание стежком «вперед иголку»

Вышивание стежком «вперед иголку» «Закладка»

Вышивание стежком «вперед иголку» «Закладка»

Техника выполнения углов.

Вышивка из углов «Ваза»

Вышивка из углов «Зонтик»

Лепка из пластилина «Подводный мир». Коллективная работа

Лепка из пластилина «Алфавит»

Аппликация из обрывной бумаги.

Аппликация из обрывной бумаги.

Итоговое занятие.


Календарно-тематическое планирование по ручному труду 2 класса для детей с ОВЗ нарушение интеллекта

индивидуальное обучение на дому

№ Урока п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Работа с пластилином. Лепка на плоскости геометрических тел куб, круг. Гигиена рабочего места.

Лепка дидактического материала : высокий - низкий (брусок).

Лепка по образцу или с натуры игрушек: кубик, автобус, мяч. В конце занятия можно обыграть «Правила дорожного движения».

Лепка по образцу или с натуры игрушек: кубик, автобус, мяч. В конце занятия можно обыграть «Правила дорожного движения».

Изготовление птички из желудей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований

Изготовление по образцу зайца, щенка.

Аппликация из природного материала: домик, деревья, птицы, зайчики из листьев разных пород деревьев.

Изготовление по образцу рыбки.

Работа с бумагой. Техника безопасности работы с ножницами. Изготовление пакета и его украшения.

Работа с бумагой. Изготовление пакета и его украшения.

Изготовление счетного материала из цветного картона с использованием шаблона.

Резанье ножницами прямых и кривых линий.

Вырезание цветных полосок и склеивание их в новогоднюю гирлянду.

Изготовление новогодней аппликации.

Работа с текстилем. Изготовление ягод из ниток.

Работа с текстилем. Изготовление ягод из ниток.

Плетение косичек из разноцветных шнурочков.

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями.

Изготовление стилизованных фигурок: мальчика, девочку из связанных пучков нитей и шпагата.

Изготовление стилизованных игрушек.

Работа с пластилином. Лепка с натуры посуды конической формы: ведерко, цветочный горшок.

Лепка с натуры и по представлению чайной посуды вформе шара, цилиндра, конуса.

Заготовка натурального прикладного материала.

Составление композиций по образцу и представлению из засушенных листьев, мха, травы, зерен, косточек хурмы

Продолжение работы над композицией.

Работа с бумагой и картоном. Изготовление закладки. Разметка картона.

Резанье бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.

Изготовление из картона различных стилизованных изображений: грибов, птиц, игрушек.(для счетного материала).

Изготовление из картона различных стилизованных изображений.

Изготовление фруктов, овощей.

Изготовление рыб и птиц.

Работа с пластилином, глиной. Лепка стилизованных фигур птиц: цыпленка, утенка, утки.

Самостоятельная лепка по образцу стилизованных фигур животных: белка, лисичка.

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» 2 (вариант 8.3)

Данная рабочая программа разработана для инивидуального  обучения с РАС (расстройством аутического спектра) легкая форма УО (вариант 8.3)...

Рабочая программа по курсу ручной труд 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Учебники: Л.А. Кузнецова «Технология» 2 класс  Москва «Просвещение»2016, учебник для специальных (...

Рабочая программа учебного предмета "Ручной труд"

Календарно-тематическое планирование по ручному труду 1-2 классы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (3 - 4 классы)

Цель программы:- становление ценностного отношения у обучающихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни;- формирование у детей желания быть здоровыми и телом и душой, стремиться творить с...